11 марта 2024 года исполняется 280 лет со дня основания одного из старейших аукционных домов мира — Sotheby's («Сотбис»). Его история началась в Лондоне в 1744 году, когда книготорговец Сэмюэль Бейкер учредил закрытый клуб для аристократов. Вскоре компания стала специализироваться на продаже антиквариата, произведений искусства и других ценных предметов стоимостью в десятки миллионов долларов.
«С момента основания имя ”Сотбис“ является символом инновации — начавшись с маленького книжного аукциона, мы превратились в крупнейшую транснациональную сервисную компанию.
Аукцион 1988 года принято считать началом российского рынка современного искусства, и с тех пор мы провели более 50 музейных выставок и превью в России.
Несмотря на тяжёлые времена, аукционный дом сохранил своё присутствие в России, мы остаёмся на связи с нашими коллекционерами и помогаем им со всеми вопросами. Действительно, торги Русского искусства сейчас не проводятся, но живопись русских мастеров вы можете увидеть на торгах Европейского искусства XIX–XX веков, а также очень успешно проходят традиционные торги Фаберже и Русского прикладного искусства».
Ирина Степанова, управляющий директор «Сотбис Россия», рассказала о том, в каком состоянии сейчас находится отечественный филиал аукционного дома
До сих пор для большинства людей происходящее на аукционе таинство совершенно не понятно. По итогам торгов обывателей интересуют только цифры и рекорды. Кто туда ходит, зачем, как подбираются предметы, как оценивается их первоначальная стоимость — эти и другие «глупые» вопросы мы решили задать эксперту. Анастасия Перова — искусствовед, основатель информационного агентства в сфере искусства 1artchannel и закрытого клуба коллекционеров ART ÉLITE. Несколько лет она работала в аукционных домах ARTMAXIMUM (Германия) и VLADEY (Россия).
Как отбирают предметы искусства, которые будут участвовать в аукционе?
Обычно аукционный дом разрабатывает календарный план торгов на несколько месяцев вперёд, определяя тему аукционов, под каждый из которых целая команда экспертов начинает формировать список лотов — произведений, которые будут выставлены на продажу.
Кто и как определяет цену лота?
Стоимость произведения определяется экспертами аукционного дома, которые учитывают провенанс работы — если говорить современными терминами, бэкграунд произведения искусства. «Provenance» с французского языка переводится как «происхождение» и обозначает историю владения произведением искусства. Этот аспект является ключевым при формировании цены. На определение эстимейта* влияет не только год создания работы, известность автора, но и то, где эта работа появлялась — выставлялась ли она в музеях, галереях, а может быть, она показана вовсе впервые.
*«Estimate» с английского языка — «ожидание», оценка лотов аукциона экспертной комиссией. Это средняя цена, за которую, по мнению специалистов, уйдёт с молотка то или иное произведение. Например, если работа известного автора выставлена на всеобщее обозрение впервые, то эстимейт будет очень высокий.
Кто может принимать участие в аукционе? Если у человека есть деньги, что он должен сделать, чтобы его ставку засчитали?
В мире существует множество аукционных домов, каждый из которых устанавливает свои правила. Обычно любой желающий может подать заявку на участие в аукционе, после чего вам будет предложено подписать договор, в котором оговариваются нюансы участия, и в день проведения аукциона вам присваивается номер, поднимая который в зале проведения аукциона вы можете делать ставки. Если вы участвуете онлайн или по телефону, то ваш номер фиксируется в системе или вручную сотрудниками аукционного дома, которые отслеживают ставки и сообщают аукционисту во время торгов.
Почему картины выставляют на продажу?
Если вопрос касается коллекционеров, которые выставляют произведения из своих собраний, то тут ответ очевидный — с целью заработать. Именно это мы подразумеваем, когда говорим о выгоде инвестирования в искусство. Именно поэтому некоторые коллекционеры, которые собирают искусство не для души, а ради материальной выгоды, пристально следят за рынком, выявляя звёзд арт-сцены, работы которых в будущем принесут им доход.
Что, если человек сделал ставку, она выиграла, а он отказывается выкупать лот?
Это как раз оговаривается в договоре, который подписывает человек перед тем, как ему присвоят номер участника. Стоит отметить, что аукцион — это весьма азартная история, поэтому некоторые люди могут войти в раж, делая ставки, например, с целью самоутвердиться, именно поэтому юристы тщательно прописывают все эти аспекты и нюансы в договорах, чтобы в подобном случае человек заплатил штраф.
Чем занимается аукционный дом, когда не проводятся аукционы?
Каждый аукцион — это итог огромнейшей работы, которую команда проводит до его проведения. Чтобы было понятнее, аукцион можно сравнить со спектаклем, к которому идёт масштабная подготовка, в процесс которой вовлечено очень много людей. Чтобы подготовить аукцион, нужно преодолеть много этапов — от разработки концепции, подбора произведений, экспертных заключений каждого произведения (потому что каждому аукционному дому принципиально важно не столкнуться с подделками) до множества других аспектов.
Как вы оцениваете продажу русского искусства сейчас на мировой арт-сцене?
Конечно, русским художникам и галеристам стало намного сложнее демонстрировать своё искусство на Западе, но, несмотря на политические аспекты, аукционные дома не брезгуют выставлять на продажу произведения русских авторов. Например, на торгах Post-War to Present, которые пройдут в аукционном доме Christie’s в Нью-Йорке 13 марта, под номером 301 будет выставлена работа Сани Кантаровского Stage Page с эстимейтом 30–50 тысяч долларов. Но в каталоге не очевидно происхождение Сани Кантаровского — напомним, что художник в 1982 году родился в Москве, но позже переехал жить в США. На предстоящем лондонском аукционе Bonhams «British and European Art» организаторы не стесняются указывать происхождение авторов в скобочках в перечне каталога — так, коллекционеры смогут приобрести работы Николя Шевалье (58-й лот), Сергея Маршенникова (144-й лот) и Александра Бенуа (171-й лот). 7 марта 2024 года на аукционе Sotheby’s «Modern & Contemporary Day Auction» были выставлены произведения Марка Шагала по цене от 150 тысяч до 300 тысяч фунтов стерлингов.
Самые дорогие / дешёвые, переоценённые / недооценённые работы на вашей памяти?
Ежегодно каждый аукционный дом подводит итоги, перечисляя самые громкие продажи. Если перечислять все произведения для каждой категории, то это будет большая аналитическая статья, поэтому лучше я назову самый загадочный и спорный лот, который в 2017 году ушёл с молотка за 400 млн долларов (450,3 млн с учётом комиссии аукциона), став самым дорогим в истории произведением искусства, — «Спаситель мира» (приписывается Леонардо да Винчи). Это событие долго и громко обсуждалось в прессе и среди специалистов — не только происхождение этой работы вызывало много вопросов, но и имя владельца, а также местонахождение произведения после приобретения.