В предыдущих главах я вспомнил о совместных проектах по созданию летающих радиоуправляемых моделей. Тогда своим трудом и энтузиазмом - мой друг Сергей в Острогожске, а я в Воронеже,- мы создавали целую "линейку" неплохих моделей. Во всяком случае, они все летали, и летали очень не плохо. Были у нас и небольшие проекты, которые дальше эксперимента так и не "пошли". Хотя и эти модели тоже летали. То есть все наши труды и хлопоты даром не пропали.
Сейчас я вижу по количеству просмотров, что главы моих воспоминаний, связанных с авиамоделизмом, широкого интереса у читателей не находят. Ну, это вполне ожидаемо, особенно в наше непростое время. Людей, увлеченных моделизмом (любым, не только авиационным..) стало гораздо меньше, и в своем большинстве это вовсе и не молодежь, - как когда то в "мое" время. Строить и созидать сегодня среди молодежи желающих очень мало. Видимо, для большинства современных молодых людей это хлопотно, не интересно и требует слишком много работы и знаний. Какое тут еще может быть хобби - тут бы просто как то выжить! Но я не хочу сейчас развивать эту тему - и так все ясно...
Тем не менее, эту авиамодельную тему, - коль я ее начал, надо как то и закончить. Поэтому вкратце я расскажу и о тех своих радиоуправляемых моделях, которые были изготовлены мною в единичных экземплярах. Как раз в этот период, который я и называю "фристайл". Некоторые из них в процессе полетов были доработаны или даже существенно переделаны. И не потому что они плохо летали или терпели аварии. Хотя, и такое тоже бывало. Ведь основная прелесть в моем многолетнем увлечении авиамоделизмом как раз и заключалась в том, что я всегда нахожусь в постоянном творческом поиске. И для меня это главное...
Трудно сказать, поймут ли меня читатели сегодня, но вот то, что через какое то время, когда все устанут от нынешнего "вала" житейских проблем и безумного потока лживой информации, каких то там оптимизаций, глобализаций и других "новшеств" - то эта тема, о которой я сейчас пишу, возможно и заинтересует людей. Во всяком случае, я на это надеюсь. И не исключаю, что впоследствии многие даже скажут - Господи, да какая же интересная, оказывается, была жизнь у поколения родившихся в 50-х - 60-х...
Однако, к теме авиамоделей. Сейчас, когда я уже написал по теме Фристайл несколько (семь!) глав и подбирал к ним из своего архива фотографии, то с удивлением заметил, что за эти годы, пока я работал в сервисных центрах Пилотаж и ДИОЛ, я, оказывается, создал очень даже приличное количество моделей. Теперь и сам поражаюсь - как незаметно это у меня получилось! Ведь не стоит забывать, что помимо личных "проектов", у меня в сервисном центре была и основная работа - для клиентов наших магазинов. И иной раз выделить время на свои проекты мне было очень даже не просто. Но, видимо, сохранившийся навсегда "юношеский" задор, многолетняя преданность своему увлечению, и любовь к авиации сделали свое "дело"...
Чтобы больше не забивать голову читателям, я просто приведу фотографии части (заметьте - только части, не всех!) созданных мною за этот период летающих моделей, - с некоторыми краткими пояснениями к некоторым из них. Считаю, что фотографии "расскажут" гораздо больше и доходчивее, чем это сможет сделать текст, тем более в моем "любительском" изложении...
Конструкционный материал модели "Галка" - сухая трава и конденсаторная бумага. Моторная часть фюзеляжа - рейка из бальзы...
Моя первая реально полетевшая РУ "электричка". Фюзеляж и оперение из "потолочки", а крыло - от моей бывшей спортивной резиномоторки. Октябрь 2008 год
Электро РУ аэросани. январь 2009 год. Очень хорошо бегали по льду и снегу, корпус из бальзы, лыжи из Т-образного дюралевого профиля..
Первая моя РУ модель с ДВС, конструкция крыла классическая - сосновые рейки, нервюры из 1,5 фанеры, профиль симметричный. Элероны и оперение из бальзы. Летала хорошо, управлялась легко и адекватно. В одном из полетов, в августе 2009, потерпела катастрофу. Причину выяснить не удалось. Предположительно - из за отказа бортового электропитания...
Еще одна "комнатная" модель из сухой травы, тонкой бальзы и конденсаторной бумаги. Сделана по просьбе турфирмы, выполнила публичный показательный полет в зале ресторана, где жюри ее признала самым креативным экспонатом на конкурсе турагентств по размещению своей рекламы в каком то престижном печатном издании... Январь 2009 года
РУ модель "электричка". Крыло, фюзеляж и оперение классической конструкции (сосновые рейки, бальза, фанера) . На первых же полетах потерпела аварию, и в дальнейшем крыло и часть фюзеляжа использовалось на новой модели с ДВС. Сентябрь 2010 года
РУ модель с ДВС "25" с модернизированным крылом от прежней "электрички". Замечательно летала несколько лет, затем в процессе ремонта после одной из неудачных посадок, был сделан новый фюзеляж и хвостовое оперение.. На фото модель "25" после первого испытательного полета на аэродроме р.п. Хохольский (Хитроу), октябрь 2011 год
А сегодня (2024 год) модель "25" выглядит вот так. Она по прежнему "жива и здорова" и готова к покорению неба. По сути от прежней модели осталось только крыло, а фюзеляж и оперение сегодня совершенно другие. И крепление крыла к фюзеляжу я решил сделать более простым и надежным, - "дедовским" методом, на резинке. Это гораздо надежнее и практичнее особенно при неудачных приземлениях. Жизнь научила...
Еще одна модель с ДВС "Jumper", тоже классической конструкции. В процессе полетов, я вынужден был ее переделать из низкоплана в высокоплан. Причина - довольно не просто было взлетать с травы и вообще с не совсем ровного грунта. На ней хорошо было летать только с асфальта, а это не всегда было возможно. Было несколько прерванных взлетов, да и повреждения были очень часты, - что при взлете, что при посадке (на траву). А когда я эту модель переделал, полностью заменил обтяжку и сделал высокопланом, то крепление крыла тоже, как и на "25"- м самолете сделал на резинке. И нисколько об этом не сожалею. Просто и душевно...
А вот так, эта модель выглядит сегодня, в 2024 году. Теперь это уже высокоплан, да еще и с новой обтяжкой крыла. Крыло, как видно на снимке, - съемное, и крепится к фюзеляжу на резиновых кольцах.
Для этой модели я сделал два комплекта несущих роторов - с лопастями из бальзы, и с лопастями из пенопласта. Разницы в полетах с одними и другими роторами я не заметил. Автожир этот летал, и я вполне был доволен, что смог воплотить свою идею в жизнь. На полеты я вывозил эту модель несколько раз, но потом я решил эту модель переделать "под самолет".
И со временем я это таки сделал. На самолет с помощью резиновых колечек устанавливалось пенопластовое (из потолочки, с кромками из липовых реек) U-образное крыло без элеронов. Я дал этой модели название "СпецМух Ось". И эта, переделанная из автожира модель самолета тоже вполне хорошо летала. В общем, сделал я себе игрушку на "забаву"...
Конструкция Сомика классическая, - рейки, фанера, пенопласт. Модель долгожитель. Летает с 2008 года, и жива до сих пор. За все годы эксплуатации, трижды менялся капот, и один раз заменил элероны. Сейчас Сомик выглядит так, как на следующем фото:
В дальнейшем Жужелица была переоборудована в "электричку". Успешно летала все годы. Жива и готова к полетам и сегодня. Конструкция классическая, - лонжероны крыла из сосновых реек, все остальные элементы конструкции - из бальзы. Строили ее вместе с внуком, точнее внук под моим контролем...
Что то очень большая получается глава... Наверное, все построенное мною, за период "Фристала", вместить в одну главу - как я предположил поначалу, просто не получится. Поэтому добавлю еще несколько своих работ в эту главу, по прежнему, больше в виде фотографий...
Из представленных выше небольших "пенолетов", наиболее оригинальной оказалась РУ модель "Летучая Мышь". Она так же, как и большинство моих пенолетов, была изготовлена из потолочной плитки. Единственно, что надо сказать об этой модели - сразу она летать не "захотела". Причина - не "угадал" я с центровкой. Что вполне естественно, ведь крыло не совсем обычной формы. Но, этот вопрос довольно быстро был решен прямо на поле аэродрома Хохольский.
Я тогда сразу предполагал, когда готовил "Мышь" к первому полету, что с "наскока" с этой моделью вряд ли что получится. И большим подспорьем для меня было то, что в тот год поле, к которому примыкает взлетная полоса аэродрома, было засеяно ячменем. Он хоть и был еще зеленым, но густо колосился, образуя прекрасную мягкую защитную "подстилку", особенно для такой легкой пенопластовой модели как "Летучая Мышь". Я просто зашел в поле на несколько шагов, и выпустил Мышь над колосящимся полем...
Она несколько раз кувыркнулась, я убрал "газ" и Мышь легла (шлепнулась) на колосья рядом со мной. Разумеется, без малейших повреждений - ячмень бережно принял на себя мою Мышку...
Я, чисто на "глазок" передвинул вперед ее аккумулятор, который крепился на модели с помощью "липучки". И снова выпустил Мышь в полет. Она полетела, но все же удержать ее элевонами (а на ней и были как раз элевоны, - ведь Мышь по сути была моделью типа "летающее крыло") оказалось практически невозможным. Мышь "крутила" небольшие петли вокруг своей поперечной оси.
Пришлось снова ее уронить на колосья поля. Кстати, если такие эксперименты пришлось бы проводить на асфальте или голой земле, то повреждение модели было бы неминуемым... Я еще сильнее сдвинул вперед аккумулятор. В третий раз я ее выпускал уже будучи в твердой уверенности, что на этот раз Мышь полетит. Так и получилось... Моя "Мышка" порхала в небе как мотылек, - легко, красиво и устойчиво. Очень забавно выглядела она в небе!
Примерно в то же время, когда рождалась "Летучая Мышь", рождались в моей мастерской и другие модели. Не всех, к сожалению, моделей мне удалось найти фотографии, но это не критично. Я их все равно помню - ведь все они являлись плодом моей фантазии и моего труда, как же я могу их забыть! А для статьи вполне хватит и того, что я уже написал и подкрепил фотографиями. На следующем фото рядом со строящейся второй "Мышкой", практически готовый зальный пенолет-биплан, тоже изготовленный из "потолочки"...
Эта модель самолета Ан-2 сделана полностью из пенопласта, и она успешно летала несколько лет. Затем с нее было снято все оборудование, и модель заняла достойное место на "вечной стоянке". И ныне она жива и хранится у меня дома. А в завершении этой главы я приложу еще пару фотографий электро РУ моделей как раз из того периода, который я в этой главе и упоминаю...
Что то о них писать - я уже не вижу смысла. По моему и так все понятно. Просто скажу коротко - все они "электрички", все нормально летали, ни одна из них не потерпела ни одной аварии. Первые три - полностью сделаны из пенопласта (из "потолочки"), а последняя на фото, биплан, - смешанной конструкции. Крылья классической конструкции из лонжеронов, кромок и нервюр (бальза), а фюзеляж и хвостовое оперение из "потолочки". Все просто и надежно...