Вот не люблю я гендерные праздники. И букеты, подаренные по обязанности тоже не люблю. Поэтому всячески избегаю дежурных поздравлений и подарков, стараюсь загрузить такие «праздничные» дни работой.
С другой стороны, любой праздник, да ещё выходной, это повод для многих-многих немного расслабиться и отпустить проблемы хоть на время, в этом есть определенная польза. Такие мысли крутились у меня в голове, пока я развозила обязательные букеты и сувениры родным и друзьям и смотрела на суматоху около цветочных магазинов, в которых, кстати, работают в основном женщины. Интересно, а им тоже дарят букеты ?
Накануне официального выходного ко мне записалась новая клиентка, как раз на праздничный день, мне надо было успеть вернуться домой и немного отдохнуть перед сессией, настроиться на работу. Женщина просила принять ее побыстрее, сказала, что есть неприятная ситуация на работе и она хочет понять, как ее решить.
Клиентка была пунктуальна, ровно в назначенное время раздался звонок в дверь, я открыла. На моем пороге стояла приятная молодая женщина, среднего роста, в пуховичке нараспашку, короткая стрижка, минимум косметики, небольшая сумка-седло на плече. Отличали посетительницу две вещи - ярко-рыжий цвет волос и очень серьезный взгляд серо-голубых глаз.
— Добрый день, извините ещё раз за то, что в праздничный день пришла, но иначе у меня совсем не получалось, очень сложный рабочий график.
— Здравствуйте, ничего страшного, я работаю в любое время, если надо. А вот с Вашим графиком придется подумать о времени наших встреч.
— Вы онлайн работаете?
— Конечно. Вы хотите дальше встречаться в онлайне?
— Ну да.
— Отлично.
Зайдя в кабинет посетительница села на диван, выключила смартфон, проверив предварительно сообщения и спросила, глядя на бутылки с минералкой:
— Можно воды, я что-то нервничаю,- она слегка улыбнулась.
— Конечно, наливайте.
Я подвинула ближе к клиентке поднос с бутылками воды и стаканами.
Клиентка выбрала воду без газа, залпом выпила и решительно заговорила:
— У меня проблема. На работе. Я работаю личным ассистентом у руководителя компании, я хороший ассистент, свободно владею английским и итальянским, легко работаю с информацией, умею организовывать мероприятия, да масса всего. Но вот к нам пришел новый зам руководителя и он почти сразу начал…., как сказать-то, оказывать мне знаки внимания. Я держу дистанцию, на работе никаких отношений быть не может, тем более с руководством, тем более с женатым. Но мужчина не понимает, точнее не хочет ничего понимать.
Клиентка замолчала и отпила ещё воды.
— Извините, пить хочется, волнуюсь.
— Пейте на здоровье, вода есть,- я улыбнулась,- рассказывайте дальше.
— Да, вот это вроде и все.
— Давайте подробнее, с чего все началось, что Вы делали, чтобы остановить мужчину, что хотите. Как Вы пришли в компанию, росли, хорошо бы ещё про Ваше воспитание и родительскую семью. Дело в том, что харассмент это обычно про неумение выстраивать и защищать свои границы.
— Границы…. А я и не задумывалась никогда… Но, Вы правы, я давно в компании работаю и никогда проблем не было. Значит с семьи начать… Сейчас попробую…
Клиентка задумалась, я не торопила, мне хотелось понять ее лучше, на пустом месте такие проблемы не вырастают, что-то было у нее в прошлом, что позволило мужчине вести себя неподобающе, а клиентке не суметь сразу защитить себя.
Женщина опять заговорила:
— У меня хорошие родители, особых проблем со мной не было, но меня всегда учили, что всякие сложности в жизни надо уметь решать самой, кляузничать стыдно и, что доносчику - первый кнут. Я не люблю и не позволяю другим жаловаться, мне стыдно признаваться кому-либо, в том, что я сама не смогла справиться. Поэтому, если меня задевают, то я стараюсь замереть и подождать. Может отсюда мое желание не конфликтовать и потерпеть. Ну и не буду скрывать, у меня прекрасная работа и очень не хочется ее потерять,
Мне сейчас 29 лет, и вся моя жизнь в работе. Понимаете, мне всегда нравилось все организовывать, приводить в порядок, я вижу, как мои усилия помогают организовать рабочий день, провести успешно переговоры. Я пришла в эту компанию ещё на последнем курсе университета, начала работать на выставке, на стенде, несколько выставок отработала, потом работала секретарем на ресепшн, потом офис-менеджером, последние четыре года -ассистент и я не хочу ничего менять. За все время разное бывало, но обычно мужчины понимают по поведению, что не стоит приставать, а этот зам не понимает никаких сигналов. Прямо сказать я побаиваюсь, вдруг он пойдет и нажалуется директору и меня уволят… можно пойти самой, но так я стану тем самым доносчиком-жалобщиком.
Я уже думала уволиться, но очень не хочется, зарплата хорошая, офис прекрасный, начальник понимающий и умный, я у него столькому научилась!
Коллектив в целом тоже хороший, я в девочками из бухгалтерии хотела посоветоваться, но тоже побоялась, вдруг слухи пойдут и опять же мне станет хуже. Боюсь я.
— Скажите, а кроме работы, что у Вас есть - хобби, друзья, отношения?
— Живу я одна, купила квартиру в хорошем ЖК, в ипотеку, конечно, но зарплата позволяет даже платить быстрее, люблю спорт и хожу на аэробику, в бассейн. Книги люблю, кино, машину водить. Есть подруги, но они почти все замужем и с детьми, больше по телефону общаемся. Но в гости могу всегда приехать и живьем поболтать.
— А отношения? Мужчина?
— Сейчас нет никого, были два романа, но… Неудачные. Пока больше не хочу. Знаете, я насмотрелась на подруг, что-то не заметила особого семейного счастья, да и у родителей…. Папа у меня пил сильно, хотя вроде бы работал в НИИ, инженер… Мама с ним много всего прошла, лечила, уговаривала, потом махнула рукой и они развелись. Сейчас он женат на другой женщине, мы иногда общаемся, но никакой радости, он теперь пьет вместе с новой женой, выглядит совсем стариком, хотя лет ему немного ещё. Мама больше замуж не хотела, даже романов у нее не было, кажется, может я и не знаю чего-то. Она работает, учителем в школе, мы с ней иногда вместе в музеи ходим, на выставки, мы обе любим современной искусство, инсталляции.
Вот глядя на все примеры отношений и семей вокруг, я сама не хочу ничего такого. Лучше одна. Работать все-равно надо будет до старости. В конце-концов, если захочется, то ребенка всегда можно и одной родить и вырастить. Главное, чтобы работа была хорошая, а именно этому сейчас и угрожает ситуация.
— Вот Вы сказали, что родители учили, что жаловаться это плохо. Вы уверены, что плохо в любом случае или есть исключения?
— Всегда плохо, ведь я подставляю человека, да и сама не смогла вопрос решить с ним.
— А если Вы видите, как воришка лезет в сумочку к женщине, Вы тоже промолчите?
— Ну, нет, конечно. Я женщину предупрежу.
— А воришку заложите?
— Ничего себе, поймали! Так это воришка!
— Смотрите, тот, кто Вас домогается мешает Вашей работе, он ворует Ваше время и энергию, вместо рабочих вопросов у Вас в голове мысли, как избежать неприятных ситуаций. Так?
— Ну, да…
— Значит о его поведении вполне можно доложить руководству и попросить защиты. Так Вы защитите интересы компании и сохраните время и силы для работы.
— Ох, как Вы развернули… даже не думала о таком… А если мой начальник решит, что я оговариваю его зама?
— А Вы оговариваете?
— Конечно, нет!!!
— Тогда подумайте, какие доказательства можете предъявить руководителю, что скажете в разговоре. Только после подготовки стоит идти с жалобой.
— Да, можно и на диктофон записать шуточки….
— Можно. Теперь следующее. Вам надо четче обозначить свои границы. Например, Вас нельзя щипать за попу. Ведь нельзя?
— Конечно,- женщина даже покраснела,- а как Вы догадались, что он так делал?
— Случайно. Мужчины норовят так себя вести. Если они невоспитанны. Возвращаюсь к упражнению - напишите на листе бумаги все, что с Вами нельзя делать, не торопитесь, пополняйте список по мере формулирования этих «нельзя». Так Вы получите начальный вариант Ваших границ. Периодически их стоит перечитывать и если кто-то позволяет себе эти правила нарушать, то научитесь говорить ему об этом прямо и честно обидчику. Стоит потренироваться перед зеркалом. Так Вы научитесь себя защищать.
— Понятно, я постараюсь.
— Пока у Вас не готовы план и материалы для разговора со своим руководителем, постарайтесь твердо и однозначно разговаривать с Вашим домогающимся. На прямые вопросы, давайте прямые ответы, честно и открыто. Надеюсь, что к следующей неделе уже можно будет выстроить план разговора с руководителем и проблему решим, что не снимает необходимости четкого определения своих границ.
— А если будет страшно?
— Чего будет страшно?
— Ну, оговора или увольнения?
— Подумайте, насколько Ваш страх реален? Вы хороший сотрудник, насколько Ваш руководитель решится уволить личного ассистента, с которым он работает много лет, в угоду похоти кого-либо?
— Не знаю. Говорят, что зам пришел по знакомству.
— Если Вы работаете в успешной компании, то цели бизнеса в приоритете, ну, а если это компания, где основа непотизм и рулят родственники, то что Вы там так долго делаете?
— Нет, родственников директора у нас нет, да и друзей тоже.
— Значит максимум, что произойдет это неприятный разговор между директором и Вашим обидчиком. На всякий случай - если совсем будет страшно, то постарайтесь определить, где этот страх у Вас прячется и как он выглядит. Поговорите со своим страхом, узнайте, что он хочет, можете его преобразовать и сделать смешным. Кстати, можете делать смешным и Вашего обидчика, он к Вам подходит, а Вы представьте, что он в костюме клоуна или хрюшки. Смешного персонажа и бояться странно.
Клиентка заулыбалась и мгновенно похорошела:
— И правда, хрюшка не страшная!
— Жду Вас через неделю, будем план разговора с директором обсуждать. Действуйте. И ещё, помните, что Вы можете дать отпор обидчику. Главное не бояться.
— Спасибо! Я буду стараться.
Я проводила клиентку до двери и мы попрощались.
Мы работали всего месяц с основным запросом, как защитить себя от харрасмента примерно месяц. Женщина составила план разговора с директором и нашла в его расписании время для своего вопроса, ей удалось дважды записать на диктофон неприятные и неприемлемые шутки и реплики домогающегося и она смогла поговорить с руководителем, объяснив всю сложность ее ситуации.
Директор оказался действительно умным и грамотным бизнесменом, у которого в приоритете были рабочие задачи, он не стал даже дослушивать п записи и только попросил девушку в дальнейшем не тянуть с такими вопросами, а сразу идти к нему. Объяснил это тем, что от ее собранности и аккуратности зависит и его эффективность, а значит и работа всей компании в целом. Поэтому не стоило и размышлять, тогда все домогательства можно было бы пресечь значительно раньше.
Клиентка не знает, о чем потом говорили мужчины, но зам резко изменил свое отношение к ней и теперь обращается подчеркнуто вежливо и на дистанции. Запрос мы решили.
Ещё около двух месяцев клиентка работала над выстраиванием своих границ, у нее получился довольно объемный список, который она периодически пересматривает и дополняет или что-то вычеркивает из него.
Девушка теперь не стесняется говорить «нет», если не готова делать то, что предлагается, но и она сама старается не нарушать чужих границ и рассказывает подругам, как бывает полезен взгляд специалиста на, вроде бы, простые и житейские вопросы.
Записаться на консультацию можно НАЖАВ ЗДЕСЬ
Если у вас есть вопросы, которые Вы готовы задать психологу и повысить качество своей жизни, то обращайтесь к нам.
Сообщество Психология для жизни
〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️
Дорогие подписчики!
Я уже знаю, что вы любите читать разные истории из жизни, но, возможно, кому-то будет интересны и другие мои тексты, не связанные с вопросами психологии, скорее развлекательные и немного ностальгические романы, тогда заходите на мой новый канал ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ДРУГИЕ РОМАНЫ
подписывайтесь и читайте.