Найти в Дзене
Alexx Rum: фильмы и игры

"Оскары" снова пытались удивить. Кому и за что раздали статуэтки на церемонии "Оскары" в 2024м?

Прошедшей ночью, начиная с трёх часов по московскому времени, можно было понаблюдать за очередным ежегодным вручением золотых статуэток на церемонии "Оскары", прошедшей в Лос-Анджелесе. Предлагаю ознакомиться со списком номинантов и победителей в каждой из категорий и немного резюмировать итоги, вкратце описать победителей и наиболее яркие моменты шоу - от менее значимых наград к наиболее важным. Ну а в самом конце приведу ещё немного статистики. И начну с наиболее музыкальных номинаций, потому как аудио-сопровождение и звук - это, без сомнения, очень важные элементы любого фильма, и зачастую даже посредственное кино может спасти великолепная работа звукорежиссёра, композитора или музыкантов, подчеркнувших визуал своим творчеством. Опять же музыкальные номера на "Оскарах" всегда для меня были неотъемлемой частью церемонии. Считаю, что для любой ленты большое достижение, когда она ассоциируется в памяти не только с каким-то любимым сюжетом или актёрским наполнением, но и музыкальной темой. Поэтому первой номинацией в моей статье будет...

Лyчший cayндтpeк:

  • «Американское чтиво»
  • «Бедные-несчастные»
  • «Индиана Джонс и колесо судьбы»
  • «Убийцы Цветочной Луны»
  • «Оппенгеймер»

И это стопроцентное попадание, потому что музыка Людвига Йоранссона поражала ещё в интро к "Мандалорцу", и, что забавно, вступление к следующему сериалу по "Звёздным войнам" - "Книге Боббы Фетта" он умудрился сделать ни чуть не хуже. Когда я впервые услышал OST к "Оппенгеймеру" (а фильм, сразу скажу, мне не особо был по нраву), сначала подумал, что небезызвестный Ханс Циммер снова отлично сработался с режиссёром Кристофером Ноланом, ведь тема Can You hear the music предельно напоминает творчество немца. Оказалось, что для того что бы стать личным нолановским композитором необходимо было вдохновиться музыкой предыдущих работ Нолана. Ведь музыка в его фильмах - это важная фирменная составляющая. И не побоюсь сказать, музыкальная тема Йоранссона заставляет слушателя не на шутку так попереживать - а это ли не заслуживает награды? Ставим на прослушку саундтрэк и смотрим дальше;)

Занимательный факт: легендарный композитор Джон Уильямс за время своей жизни номинируется на Оскар уже в 54й раз (хотя сам я на том же КиноПоиске насчитал 38 номинаций)! Но абсолютно точно в арсенале автора есть 5 статуэток, и музыку из его фильмов Вы все прекрасно знаете: "Звёздные войны", "Парк юрского периода", "Супермэн", "Челюсти". Хотя академики признали только мелодии из последнего фильма, "Новой надежды", "Инопланетянина" и "Списка Шиндлера" (может кто-то вспомнит также и бедного украинского "Скрипача на крыше").

Лyчшaя пecня:

  • It never went away («Американская симфония»)
  • I`m just Ken («Барби»)
  • the Fire inside («Обжигающе горячий»)
  • Wahzhazhe/a Song for my people («Убийцы цветочной луны»)
  • What was I made for? («Барби»)

Тут чуда не случилось, никакой Райан Гослинг за песню "Я всего-лишь Кен" награды не получил. Но "Барби" все равно победила, просто в лице другого исполнителя, а точнее исполнительницы - Билли Айлиш. Хотя у Гослинга, на мой взгляд, получилось лучше.

Лyчший звyк:

  • «Маэстро»
  • «Миссия невыполнима: Смертельная расплата»
  • «Оппенгеймер»
  • «Создатель»
  • «Зона интересов»

Награду за лучший звук оказалась, пожалуй, сюрпризной. Потому как её не заслужила ни биографическая драма про человека, извлекающего звуки и музыку, ни мощные блокбастеры с достаточно интересной работой в области звука ("Создатель"), ни тот же "Оппенгеймер" со своими якобы потрясающими ядерными взрывами (те, кто смотрел, помнят, что взрывы-то в картине Нолана по задумке режиссёра звуком вообще-то не сопровождались). В итоге "статуэт" ушёл неординарной драме "Зона интересов" про "райскую" семейную жизнь рядом с концентрационным лагерем, которую я непременно оценю по части звука в ближайшее время.

Постер "Зоны интересов" экс-клипмейкера Джонатана Глэйзера
Постер "Зоны интересов" экс-клипмейкера Джонатана Глэйзера

Лyчший мoнтaж:

  • «Анатомия падения»
  • «Бедные-несчастные»
  • «Оставленные»
  • «Убийцы Цветочной Луны»
  • «Оппенгеймер»

Как известно, плохой монтаж может испортить самую лучшую в мире картину. Оценить выбор академиков - задача для рядового журналиста или киномана непосильная, потому как требует вкрадчивого ознакомления с сырой версией фильма до начала "нарезки", доступа, к которой, разумеется ни у кого, кроме съёмочной команды нет. Поэтому здесь мы просто доверимся тому что узнали - "Оппенгеймер" отличился наиболее тяжелой монтажной работой среди остальных сильных номинантов. В картине действительно использовалась находка с переходом в ЧБ, что бы отобразить события, которые были "до". Видимо, этого подхода оказалось достаточно.

Лyчшaя paбoтa oпepaтopa:

  • «Бедные-несчастные»
  • «Граф»
  • «Маэстро»
  • «Убийцы Цветочной Луны»
  • «Оппенгеймер»

Здесь также никого лучше "Оппенгеймера", по мнению академиков, не оказалось. Хотя, на мой скромный взгляд, среди всех номинантов не было картин с действительно поражающей воображение операторской работой, хотя бы просто потому что не было представлено ни одной картины в более живом жанре, типа боевика. И те же "Убийцы цветочной луны" заслуживают этой награды куда больше.

-3

Лyчший дизaйн кocтюмoв:

  • «Барби»
  • «Наполеон»
  • «Оппенгеймер»
  • «Убийцы Цветочной Луны»
  • «Бедные-несчастные»

Далее у нас уже не столько техническая номинация, сколько модная и еще более творческая. И если с пресловутой стилистикой одежды, в которую можно одеть "Барби" - всё более чем понятно, хоть и разнообразно (костюмерам там тоже пришлось поработать на славу), то пиджачному стилю "Оппенгеймера" здесь и вовсе ловить нечего. То ли дело исторические драмы, типа "Убийц..." и "Наполеона", который встречается нам в этой категории впервые. Но, безусловно, своей экстравагантностью в этой подборке могли отличиться лишь "Бедные-несчастные". Им и награда!

Лyчший гpим и пpичёcки:

  • «Голда. Судный день»
  • «Маэстро»
  • «Общество снега»
  • «Оппенгеймер»
  • «Бедные-несчастные»

В этой категории, думаю, всё точно также понятно, как и в предыдущей. Хотя если бы наградили "Голду", отчасти поддерживая таким образом Израиль, было бы ещё более экстравагантно... Но "Бедные..." вполне заслуженно забрали и эту награду.

-4

Лyчшaя paбoтa xyдoжникa-пocтaнoвщикa:

  • «Барби»
  • «Наполеон»
  • «Оппенгеймер»
  • «Убийцы Цветочной Луны»
  • «Бедные-несчастные»

Без въедливой работы художника не обойдётся ни один вымышленный или даже приближенный к реальности создаваемый мир. Тут "Наполеон" вполне мог бы увести награду, но "Бедные..." снова обогнали незадачливого гения войны. Третья награда фильму Лантимоса, и он в этой гонке идёт, как видим, хорошо! Напрашивается вопрос: такие ли уж они "Бедные и несчастные" теперь?

Лyчшиe визyaльныe эффeкты:

  • «Миссия невыполнима: Смертельная расплата»
  • «Наполеон»
  • «Создатель»
  • «Стражи галактики 3»
  • «Годзилла минус один»

Вот такая номинация мне, как любителя большого и взрывного кино, по нраву! "Создателя", как стало ясно по звуку, решили на этой церемонии проигнорировать. Участие "Наполеона" в свете последних событий здесь и вовсе кажется неуместным. "Миссию" с Томом Крузом будем награждать в 2026м, за её завершение наконец-то. Очень хотелось бы порадоваться за Джеймса Ганна, его "Стражей галактики" и мастерской по спецэффектам, потому как создателям действительно удалось не только сверх-красиво завершить фантастическую трилогию, но и максимально душевно - а это очень редкая для блокбастера вещь. В картине был и отличный визуальный ряд, и, кстати, потрясающий нон-стоп секвенции, однако академики решили этого не замечать (а могли бы номинировать и за операторскую работу). В итоге награда нежданно-негаданно ушла вообще-то полностью иностранному фильму - японской "Годзилле". Необъяснимо, но факт. А Ганна и его творческую команду жаль.

Лyчший кopoткoмeтpaжный игpoвoй фильм:

  • the After
  • Invincible
  • Knight of fortune
  • Red, white and blue
  • the Wonderful story of Henry Sugar

Переходим к наградам за фильмы. Но для начала не самая популярная категория короткого метра, в которой победила приключенческая комедия легендарного Уэса Андерсона ("Город астероидов", "Отель Гранд Будапешт", "Бесподобный мистер Фокс"), по рассказу Роальда Даля, создавшего такого персонажа как Вилли Вонка, да ещё и с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли, способном видеть сквозь предметы и предсказывать будущее, благодаря найденной им книге, что помогает ему выигрывать в карточных баталиях. В 40-минутном фильме так же снялись не менее знаменитые Рэйф Файнс (американо-британский "Онегин" и, конечно же, наш главный любимчик - Волдемор из фильмов о "Гарри Поттере"), оскароносный Бен Кингсли ("Дали", "Ганди") и Див Патель (ждём его в его же режиссёрской работе "Манкимэн", выходящей вот-вот).

Кадр из "Сладкого Генри" с Камбербэтчем и Беном Кингсли во главе игрового стола
Кадр из "Сладкого Генри" с Камбербэтчем и Беном Кингсли во главе игрового стола

Лyчший кopoткoмeтpaжный дoкyмeнтaльный фильм:

  • the ABCs of book banning
  • the Barber of Little Rock
  • Island in between
  • Nai Nai & Wai Po
  • the Last repair shop

Среди документалок в коротком метре приз получила "Последняя ремонтная мастерская" от ребят - фаворитов академиков в этой номинации. В своём фильме за 40 минут они рассказывают историю фанатичных мастеров музыкальных инструментов с не всегда простой судьбой.

-6

Лyчший дoкyмeнтaльный фильм:

  • «Боби Вайн: Народный президент»
  • «Вечная память»
  • «Дочери Ольфы»
  • «Убить тигра»
  • «20 дней в Мариуполе»

В категории лучшей документалистики всё оказалось вполне ожидаемо - фильм военного корреспондента и писателя Мстислава Чернова о 20 днях после вторжения российской армии в Мариуполь. Ещё на Сандэнсе в начале этого года картина подготовила себе отличную почву, чтобы завоевать и внимание Академии. Идея превратить реалити-хронику в почти полноценное кино просто не могла не сорвать заслуженную статуэтку.

-7

Лyчший кopoткoмeтpaжный aнимaциoнный фильм:

  • Letter to a pig
  • Ninety-five senses
  • Our uniform
  • Pachyderme
  • War is over! Inspired by the Music of John & Yoko

А вот в этой номинации победила 11-минутная "Война окончена! Вдохновлено музыкой Джона и Йоко", действие которой происходит в альтернативной реальности, где исход Первой мировой войны решается при помощи игры в шахматы с моралью, что итог войны всегда печален, а настоящий победитель может быть разве что только в игре. Всё это, как понятно из названия, приправлено музыкой Леннона и его жены. Анимацию срежиссировал Дэйв Маллинс, некогда уже номинировавшийся на Оскар в той же номинации, а сценарий помог написать Шон Леннон - сын обоих музыкантов, активно занятый в кино.

Кадр из к/м мультфильма "Война окончена!" по сценарию сына Джона Леннона
Кадр из к/м мультфильма "Война окончена!" по сценарию сына Джона Леннона

Лyчший фильм нa инocтpaннoм языкe:

  • «Идеальные дни» (Япония)
  • «Общество снега» (Испания)
  • «Учительская» (Германия)
  • «Я — капитан» (Италия)
  • «Зона интересов» (Великобритания)

Мы всё ближе подбираемся к верхушке этого многослойного пирога, но сначала давайте взглянем на британского победителя в номинации, которую мне хочется назвать "иностранец, лучше которого нет": после признания картины за звук "Зона инересов" стала и лучшим заграничным фильмом (в некоторой степени это польское производство, хоть режиссёр и британец). Кстати, постановщик фильма, Джонатан Глэйзер, раньше был модным клипмейкером - некоторые вещи легендарных коллективов Massive attack, Radiohead и даже Jamiroquai вышли из под его... камеры, если можно так сказать:) Теперь поздравляем Джона с его завоеванием и полного метра!

Лyчший aнимaциoнный фильм:

  • «Мечты робота»
  • «Нимона»
  • «Человек-Паук: Паутина вселенных»
  • «Элементарно»
  • «Мальчик и птица»

Тут я тоже был не удивлён - "вечная" последняя режиссёрская работа гениального японца Хайао Миядзаки просто не могла не заполучить очередного статуэта. Миядзаки - уже трижды лауреат премии, правда одна из них является почётной, а другую знаменитый мультипликатор получил за полюбившихся всем и каждому "Унесённых призраками" 20 лет назад. Хотя работа, которую проделали в последнем анимационном "Человеке-пауке" мне кажется не менее трудоёмкой.

Кадр из м/ф Хайао Миядзаки "Мальчик и птица", ставший основой для кинотеатрльного постера
Кадр из м/ф Хайао Миядзаки "Мальчик и птица", ставший основой для кинотеатрльного постера

Лyчший aдaптиpoвaнный cцeнapий:

  • «Барби»
  • «Бедные-несчастные»
  • «Зона интересов»
  • «Оппенгеймер»
  • «Американское чтиво»

В этой номинации столкнулись лучшие из лучших, но золото унёс Корд Джефферсон, работавший над не самым удачным сериалом "Хранители", но удачно адаптировавший свой же скрипт в драму с элементами комедии "Американское чтиво", в котором Джеффри Райт (нынешний комиссар Гордон из последнего "Бэтмэна", "Исходный код", "Казино Ройаль", сериал "Мир Дикого запада") в роли чернокожего писателя-неудачника высмеивает своих же корешей по национальному признаку и это вдруг хайпится. "... чтиво" определённо должно было взять награду, чтобы никого не обидеть.

Главный герой картины "Американское чтиво" Джеффри Райт на её горизонтальном постере
Главный герой картины "Американское чтиво" Джеффри Райт на её горизонтальном постере

Лyчший opигинaльный cцeнapий:

  • «Май, декабрь»
  • «Маэстро»
  • «Оставленные»
  • «Прошлые жизни»
  • «Анатомия падения»

Фильмом с лучшим оригинальным сценарием оказался французский "Анатомия падения" про писательницу, муж которой погиб при таинственных обстоятельствах, единственным свидетелем которых становится её слабовидящий сын. Разумеется, масла в огонь подливают ещё и непростые отношения бывших супругов...

-11

Лyчшaя aктpиca втopoгo плaнa:

  • Америка Феррера («Барби»)
  • Джоди Фостер («Дайана Найэд»)
  • Эмили Блант («Оппенгеймер»)
  • Даниэль Брукс («Цвет лиловый»)
  • Ди`Вайн Джой Рэндольф («Оставленные»)

Мы с Вами ещё ближе к вершине этого скользкого айсберга, и на очереди победители в номинациях актёрских талантов. В категории "лучшая актриса второго плана" были сильные представительницы вроде легендарной Джоди Фостер и актуальной Эмили Блант, но у первой уже и так есть два золота за "Молчание ягнят" и "Обвиняемых", а на каком зонтике сюда залетела Эмили "Мэри Поппинс" Блант (дилогия "Тихое место", "Грань будущего") - мне вообще непонятно, потому как её роль жены в "Оппенгеймере" на фоне мужской дивизии звёзд просто теряется. Потому награду заслужила боди-позитивная Ди`Вайн Джой Рэндольф (по-другому просто и быть не могло!), более известная до этого как актриса озвучения. Однако академики отметили её игру поварихи в комедийной драме "Оставленные".

Вот эта мощь по имени Ди`Вайн Джой Рэндольф во всей своей красе. Теперь запомните это имя.
Вот эта мощь по имени Ди`Вайн Джой Рэндольф во всей своей красе. Теперь запомните это имя.

Лyчший aктёp втopoгo плaнa:

  • Райан Гослинг («Барби»)
  • Уиллем Дэфо («Бедные-несчастные»)
  • Марк Руффало («Бедные-несчастные»)
  • Роберт Де Ниро («Убийцы Цветочной Луны»)
  • Стерлинг К. Браун («Американское чтиво»)
  • Роберт Дауни-младший («Оппенгеймер»)

Тут тоже встретились сильнейшие, но среди номинантов затесался и так уже счастливый обладатель двух статуэток, правда в самом начале своей карьеры (это, конечно же, Де Ниро). Возможно, многим будет обидно за Дэфо, но вот любитель MTV`шного попкорна и матрёшек Роберт Дауни-младший вполне себе уже разогнался и до первого Оскара, хотя бы за роль второго плана в "Оппенгеймере".

-13

Лyчший aктёp:

  • Джеффри Райт («Американское чтиво»)
  • Брэдли Купер («Маэстро»)
  • Пол Джаматти («Оставленные»)
  • Колман Доминго («Растин»)
  • Киллиан Мёрфи («Оппенгеймер»)

Давайте продолжим актёрами-мужчинами, что бы вкусно шлифануть сегодняшнее пиршество лучшими актрисами на закуску. В номинации "лучший актёр", без особых сюрпризов, золотой статуэт вполне заслуженно ушёл Киллиану Мёрфи за главную роль "Оппегеймера". Хотя могли бы и удивить с "Растином", потому как этот байопик рассказывает о лидере движения за гражданские и социальные свободы в США середины 60х годов, и права чёрных в частности. Любимчик всех фанатов енотов Брэдли Купер, тем временем, превращается в современного ДиКаприо - у него уже порядочно номинаций на Оскар, но ни одной победы по-факту.

Киллиан Мёрфи разыгрывает удивление, хотя кроме него статуэтку мог взять только Купер
Киллиан Мёрфи разыгрывает удивление, хотя кроме него статуэтку мог взять только Купер

Лyчшaя aктpиca:

  • Сандра Хюллер («Анатомия падения»)
  • Аннетт Бенинг («Дайана Найэд»)
  • Кэри Маллигэн («Маэстро»)
  • Лили Гладстоун («Убийцы Цветочной Луны»)
  • Эмма Стоун («Бедные-несчастные»)

За Эмму Стоун мы болеем и переживаем уже давно, так что всё ровным счётом так, как и должно быть - за такую психологически непростую и неприкрыто откровенную работу в "Бедных-несчастных" она должна была получить заслуженное поощрение. Ходили слухи, что так как у Стоун уже есть одна статуэтка за "Ла-ла лэнд", Оскар мог достаться Гладстоун за роль индейской жены ДиКаприо в "Убийцах Цветочной Луны", но это было бы слишком просто и несправедливо. В качестве победного портрета я выкладываю эксклюзивное фото Эммы, которое мы сделали чуть более десяти лет назад на московском фотоколле к одной из ранних работ актрисы - "Новому Человеку-пауку":

В таком платье Эмма посетила Москву во время тура по продвижению "Нового Человека-паука"
В таком платье Эмма посетила Москву во время тура по продвижению "Нового Человека-паука"

Лyчший peжиccёp:

  • Йоргос Лантимос («Бедные-несчастные»)
  • Жюстин Трие («Анатомия падения»)
  • Джонатан Глэйзер («Зона интересов»)
  • Мартин Скорсезе («Убийцы Цветочной Луны»)
  • Кристофер Нолан («Оппенгеймер»)

И наконец-то у нас финишная прямая, на которой без интриги, конечно, не обошлось, ведь золото за лучшую режиссуру могло достаться как великому мастеру прошлого - Скорсезе, так и мастеру нынешнего кино - Нолану. А тут ещё этот странный Лантимос... Всё что угодно могло произойти. Но за не всеми понятую интригу, растянувшуюся аж на три часа, было решено присудить награду Нолану за "Оппенгеймера", разорвавшего не столько головы зрителей, сколько их кошельки в ушедшем году. Ну и наконец...

Лyчший фильм:

  • «Американское чтиво»
  • «Анатомия падения»
  • «Барби»
  • «Бедные-несчастные»
  • «Зона интересов»
  • «Маэстро»
  • «Оставленные»
  • «Убийцы цветочной луны»
  • «Оппенгеймер»

Тут встретились лучшие из лучших. Так ещё и 9 претендентов на первое место! Но как Вы уже понимали во время прочтения этого материала, и как видите сейчас, абсолютным лидером стал всё тот же "Оппенгеймер". Ему теперь звание лучшего фильма на "Оскарах 2024" и вывозить...

Свершилось. Нолан хвастает сразу двумя статуэтами: за режиссуру и лучший фильм года.
Свершилось. Нолан хвастает сразу двумя статуэтами: за режиссуру и лучший фильм года.

Итоги

Если мы теперь подсчитаем количество статуэток в сундучках каждого лидера, то окажется, что беспрецедентным лидером стал "Оппенгеймер", завоевав целых 7 наград в тринадцати номинациях, чему не стоит удивляться - в арсенале у него всё-таки ядерное орудие, которым можно пригрозить в нужный момент. Однако в споре за первенство лучше чуть было не оказались внезапные и, в немалой степени, противоречивые "Бедные-несчастные", отгрызшие у гения холодной войны целых три статуэтки (а всего у шокирующей своей сатирой в видении режиссёра Лантимоса картины 4 Оскара из одиннадцати возможных, но в большей степени - технические). В то же время кассовый лидер прошлого года - приключенческая "пластиковая" комедия "Барби" заслужила только лишь одну награду - музыкальную, да ещё и не Гослинг в этом виноват... А скорсезевские "Убийцы Цветочной Луны" и куперовский во всём "Маэстро", номинировавшиеся аж в десяти и семи категориях соответственно, Академия и вовсе решила прокатить... No comments, как говорится.

Ну а в качестве бонуса выложу отрывок из видеоматериала десятилетней давности, который мы готовили ещё когда делали дайджесты новостей кино для YouTube. Сейчас забавно понаблюдать над этими потугами, хотя для маленького и никому неизвестного канала мы очень старались. Кстати, напишите, если такой формат Вам нравится, потому как есть идея начать записывать видео-новости и для Дзена:

Ну а если Вам оказался интересен этот материал, подписывайтесь на наш молодой канал по ссылке, приведённой ниже, что бы не пропустить свежие новости индустрии кино и не только:

Alexx Rum | Дзен

И читайте другие материалы с канала. В каталоге “Кинорецензий” Вы сможете прочитать ревью на наиболее актуальные в прокате фильмы, из подборки “Во что поиграть в марте” узнаете о всех играх, выходящих в текущем месяце, а среди постов Вы найдёте ностальгические воспоминания о музыке из 90х и очерки других животрепещущих событий. Например, недавно я поделился своим разрушительным мнением по поводу "Дюны 2" и эта рецензия стала очень популярной на нашем канале:

Кинорецензии, ревью... | Alexx Rum | Дзен
Во что поиграть в марте 2024 | Alexx Rum | Дзен