Сегодня встречается такое лжеучение, когда люди говорят «Я – Христос», вместо библейского «Я во Христе».
Апостол Иоанн был в духе, то есть в самом высоком своем духовном состоянии, в котором и записал книгу Откровения, быв движим Духом Святым.
В этом состоянии он пал ниц и поклонился Иисусу, Который принял его поклонение.
Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; (Откр.1:10)
И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. (Откр.1:17,18).
Значит, говорить о божественности Апостола точно нельзя. Есть огромная разница между «Я во Христе» и «Я – Христос». Последнее – ересь, а первое – то, о чем везде говорит Библия.
В этой связи вспомним пророчество Самого Господа:
ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят (Мк 13:6; Лк 21:8).
Вопрос о соответствии слов Христа исторической действительности поднимался уже Оригеном, который говорил, что во время апостолов немногие люди называли себя христами, разве только Досифей, самарянин, почему (его последователи) и называются досифеанами; и еще Симон, о котором сообщается в Деяниях апостольских, возвещавший о себе, как о великой силе Божией (qui se virtutem esse Dei magnam pronunciabat). Кроме них, насколько Оригену известно, не было (лжехристов) ни прежде, ни после.
Чтобы объяснить, почему так мало известий о лицах, принимавших на себя имя Мессии, скажем, что эти лица — ψευδόχριστοι — были всегда слишком микроскопичны, чтобы оставить по себе глубокие следы в истории. Несомненно, что и в настоящее время существует множество лиц (среди, например, хлыстов), называющих себя “христами” и “богородицами”; но всякий, подробно незнакомый с историей хлыстовства, затруднился бы назвать определенные имена принимающих такое название лиц…
Что касается до существования лжемессий после разрушения Иерусалима, то их было множество, они существуют, как мы сказали выше, и в настоящее время и, без сомнения, появятся в большом числе пред окончательной мировой катастрофой, за которой последует полное обновление настоящего грешного мира (проф. Лопухин).