Найти тему
киНоНостальгия

"Слово пацана": сразу увлекло и быстро отпустило. Как так?

Сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте" захватил с первого эпизода. За вечер мы ударно посмотрели четыре вышедших серии и далее с нетерпением ждали появления каждой новой. "Слово..." так увлекло, что возникла мысль по горячим следам пересмотреть, посмаковать лучшие сцены и детали. Возможно, на мое восприятие повлияло и то, что в далеком 89-м я, как Вова Адидас, вернулся из Советской Армии и погрузился в гражданскую жизнь.

Удивительно, но прошло совсем немного времени, и сериал словно испарился из головы. Посмотрел, понравилось - и все, проехали. Как же так, думал я, такое сильное первое впечатление и такое быстрое охлаждение?

Далее поделюсь соображениями, которые отражают мое личное мнение без претензий на объективность и тем более - на истину в последней инстанции.

-2

Для начала вспомним, что блестящую карьеру соавтор сценария и режиссер Жора Крыжовников начинал с комедий, рассчитанных на самого массового зрителя. Такие ленты я называю "кино прямого воздействия" - то есть набор сильнодействующих средств, которые должны произвести эффект здесь и сейчас. Зритель смеется - успех. В зале тихо - провал, и тут не оправдаешься отговорками про глубину авторского замысла и особое видение художника. Либо сработало, либо нет - такой метод Жора освоил с первых шагов в кино.

-3

Еще одна мысль. Жора принадлежит к поколению, родившемуся и выросшему в эпоху пост-модернизма, для которого характерны - влияние классических образцов и стилей, обилие отсылок, цитат, заимствование изобретенных ранее художественных средств и приемов. Наверняка, Жора и соавторы отлично знакомы с классикой криминального жанра и знают, как эффективно применять его самые апробированные рецепты.

-4

И когда две эти мысли вступили в синтез, я понял, почему так легко и быстро выветрился из головы сериал, поначалу показавшийся чуть ли не шедевром. Кстати, многие таковым "Слово..." и считают.

На мой взгляд, "Слово пацана" - не глубокое произведение, не "портрет поколения", не панорама жизни уходящей в небытие страны. "Слово..." - эффективный фильм прямого воздействия, придуманный и снятый "с холодным носом", трезво и расчетливо. Жора выдал отличный коммерческий продукт, но не более того - повторюсь, это мое личное мнение.

Давайте для примера разберем пару-тройку сюжетных линий.

-5

Почему именно паренек по прозвищу Ералаш становится первой жертвой? Авторы даже не озаботились "объяснить" смерть Ералаша логикой сюжета. Его убивают без всякой причины, просто взяли и убили. Почему? Зачем? Ответ, на мой взгляд, лежит на поверхности.

Ералаш прописан таким трогательным ради сильнодействующего сюжетного хода. Убили бы не милого мальчика, а отчаянного хулигана, эффект был бы слабее. Нам нарочито показывают, какой он добрый и хороший, чтобы "жальче" было. Самим авторам он не сильно нужен как персонаж, зато его беспричинная гибель - удар по нервам зрителя, чтобы дыхание перехватило от жалости.

Ералаш живет с бабушкой, без родителей. Это тоже просчитанный эффект. Представьте, что место бабушки занял бы отец, суровый работяга с завода - сцены с ним не были бы такими эмоциональными.

Заботливая бабушка куда выигрышнее. Какие трогательные отношения у нее с Ералашем! Помните, как тот тратит первый криминальный "гонорар" не на себя, а на бабулю. А как бабушка хлопочет с бульоном для внучка, и какие душераздирающие (хоть и четко скалькулированные) сцены следуют, когда вместо больничной койки она находит Ералаша на столе в морге!

Смерть невинного ребенка - крайне сильный прием (вспомните знаменитую предсмертную фразу Доминика "Лапша, я поскользнулся" из "Однажды в Америке"). Грех не воспользоваться.

-6

А вот прекрасная девочка Айгуль, чистая, талантливая, красивая, учится в музыкальной школе. Когда она связывается с "пацаном" Маратом, нетрудно догадаться, что ничем хорошим это не кончится. Разумеется, ее насилует нехороший браток из конкурирующей банды, Айгуль не выдерживает стыда и кончает собой. Холодный расчет этой линии налицо. Ее искусственность лично мне совершенно очевидна.

-7

Во-первых, браток не представлен нам любителем девочек возраста Лолиты. Да, неприятный тип, но это еще не резон насиловать несовершеннолетних. Во-вторых, по тем временам у него "шикарный прикид" и модная тачка. Думается, он бы легко утолил желание с доступными и искушенными женщинами. В-третьих, братва, живущая по понятиям, хотя бы декларативно такие девиации у "нормальных мужиков" не поощряла, насколько я слышал. И, наконец, главное - на дворе 89-й год, беспредел 90-х еще не наступил. Еще действуют советские законы, и насилие над малолетними - тяжелейшая статья, с которой на зоне принимают весьма специфически.

Неужели браток, осознавая все риски, не мог сдержать похоть? Все просто. Его поступок не обусловлен жизненной или драматургической правдой - он нужен сценаристам и режиссеру для сильнодействующего поворота сюжета.

-8

Можно вспомнить сцену изнасилования Деборы из "Однажды в Америке" - Лапша брутального овладевает ею прямо в машине, в присутствии водителя. Только у Леоне, в отличие от Крыжовникова, изнасилование - не эффективная подпитка зрительских эмоций. У Леоне ему предшествует романтическая сцена, где Лапша снимает целый ресторан на двоих, цитирует Священное Писание, рассказывает Деборе, как думал о ней долгие годы в тюрьме. А когда она отказывает ему, Лапша не может сдержать звериный инстинкт и грубо насилует ее. Это не только кульминация сюжетной линии, это и мощный "штрих к портрету" Лапши. Человека, который теряет все самое дорогое и в итоге проводит тусклую жизнь, наполненную сожалением и болью. Поэтому "Однажды в Америке" - шедевр мирового кино, а "Слово пацана" - крепкое коммерческое зрелище и не более того.

-9

Давайте вспомним финал Вовы Адидаса. По многим фильмам вам наверняка знаком сценарный ход, который я условно назову "последнее "прощай".

За героем идет охота, взволнованные зрители буквально кричат ему: Беги без оглядки! Однако герою позарез нужно напоследок повидать любимую, сходить на могилу друга, "выпить чашечку кофе" в любимом баре - и, само собой, его настигают пули конкурентов или полиции.

-10

Вот и Вове Адидасу, уже практически сбежавшему из города, непременно нужно объясняться с отцом. Напомню, Вова - десантник-афганец, прошедший двухлетнюю школу выживания. Никакой проблемы поговорить с отцом по междугороднему телефону из безопасного далека нет.

Вернее, ее нет в реальной жизни, а в сериале есть. Не придет Вова к папе на юбилей - не будет драматичной сцены, саспенса и ударной трагической развязки. Слишком уж хорошо работает прием "последнее "прощай", чтобы рачительные авторы им не воспользовались.

-11

Попробуйте сами проанализировать "Слово пацана" и, возможно, вы со мной согласитесь.

Если юная братва дарит маме Андрея "Пальто" украденную шапку, куда она в этой шапке пойдет? Конечно, в школу: ее вызвала учительница, у которой шапочку-то и подрезали.

-12

Если в финале Андрей бежит на рынок за цветами и тортиком для мамы, то что с ним случится? Естественно, в миллионном городе его опознает мужик, у которого пацаны украли видак. Потому как это очень драматичный ход под финал, знакомый нам по куче фильмов - вроде уже почти happy end, ан нет, не будет у этой истории счастливого конца!

Почему мы это знаем? Не потому, что мы такие умные. И не потому, что в нас умирает талант великого драматурга. Мы с вами смотрели много фильмов - поэтому и знаем наперед, что случится с героями Крыжовникова.

-13

Вот почему сериал "прямого воздействия" производит такое мощное первое впечатление - в нем использована масса проверенных, десятилетиями опробованных приемов мирового кино. Сконструирован сериал грамотно и профессионально, но голый профессионализм умеет впечатлить, но не всегда может удержать.

Это, повторюсь, личное мнение. Кто-то считает "Слово..." шедевром, я - нет. Для меня "Слово..." - крепкий продукт: посмотрел, получил удовольствие и благополучно забыл. Пересматривать его я точно не буду.

P.S.

Я не читал книгу, по мотивам которой снят сериал. Поэтому не могу сравнивать, что пришло из литературного первоисточника. Да и не вижу в этом необходимости. Зрителям предложен кино-продукт, и я, как один из них, сужу о фильме Жоры Крыжовникова, каким его увидел. Жора снял его таким, значит, судить надо именно его версию. Что и делаю.

-14