На самом деле, понять, на какой ты стороне находишься, не так уж и сложно. Нужно только честно ответить себе на вопрос, вредишь ли ты своими действиями другим людям или нет? В идеале, конечно, хорошо бы этим людям помогать, но достаточно хотя бы не вредить. Любой вред, вольный или невольный, априори рассматривается как зло – и если ты хочешь оставаться хорошим человеком, ты это зло просто перестаешь делать и стараешься как-то исправить уже причиненный вред.
Почему же многим людям это так сложно сделать? Почему они упорствуют в своих откровенных злодействах и без устали защищают присвоенное ими «право» их совершать? Потому что так работают их психические защиты – им проще «разрешить» себе делать зло, выдавая его за добро, чем признать его злом и отказаться от него.
Вне зависимости от принципов, убеждений, нравственной основы личности человека, психические защиты остро реагируют на все, что человеку дорого. Если человеку дорого его представление о мире, он и будет его изо всех сил защищать. Хорошо, если это представление о мире практически совпадает с объективной реальностью – тогда эти психические защиты становится легко направить в безопасное русло.
Как раз так, например, люди становятся учеными, путешественниками, врачами, музыкантами, юристами, политиками и так далее. Защищая свои представления о справедливости, о законах природы, о здоровье человека, отстаивая свои мечты и ценности, человек как раз и становится творцом и созидателем, меняя мир к лучшему. Это хорошие психические защиты, они человеку нужны и важны. Но они работают по созидательному сценарию только при одном условии – повторюсь, для этого нужно, чтобы картина мира и ценности, которые человек защищает, были объективными и позитивными, что в данном случае практически синонимы.
Проблемы с психическими защитами начинаются тогда, когда они защищают нечто не очень хорошее и нормальное – но что самому человеку хочется или выгодно хорошим и нормальным считать. Человеческая психика настолько гибка, что он может договориться с собой практически о чем угодно и в чем угодно себя убедить. До поры до времени так жить можно – и даже жить хорошо – пока человек не встречает кого-то или что-то, что ставит эту его искаженную, но «удобную» картину мира под сомнения.
И вот тогда-то защиты и поднимают голову – то есть, реагируют на триггер, этот раздражающий фактор, наглядное подтверждение неправоты и всяких искажений человека. Одним словом, если вас что-то сильно на ровном месте раздражает – значит, что-то у вас с этим местом явно не так. Любой острый триггер, таким образом – верный симптом непрожитой травмы или других каких-то неприятностей в психике.
Но психика так хорошо умеет защищаться, что и этот факт неполадок она будет до последнего отрицать. И сумеет объяснить себе даже самую однозначную свою реакцию на самый свой откровенный триггер. Она нагромождает все новые и новые защиты, представляя невинных, но почему-то раздражающих вас людей как злобных агрессоров. И вы будете нападать на этих людей, от всей души будучи убежденным, что вы только защищаетесь.
Вот в этот момент психические защиты и начинают вами управлять – защищая искаженную реальность, они нагромождают все новые и более сложные слои этой реальности, заставляя вас действовать исключительно по ее законам. Поддавшись только один раз, разрешив психической защите облегчить вам жизнь, вы попадаете в ее ловушку, как в паутину.
Дальше вам останется только жить в бесконечной иллюзии, нападая и угрожая всем, кто покушается на реальность этой иллюзии. Единственный способ в эту ловушку не попадать – разбираться со своими защитами сразу при любых их проявлениях и не давать им собой управлять.