Программные задачи:
- активизировать словарный запас детей по лексической теме «Весна», закрепить умения подбирать слова-антонимы, согласовывать прилагательные с существительными;
- развивать пространственно-временные представления посредством использования предлогов в, над, на, под, между, перед в импрессивной и экспрессивной речи;
- совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать координационные способности, слуховое и зрительное внимание, воображение посредством восприятия музыки, отгадывания загадок;
- воспитывать эстетическое, познавательное отношение к природе.
Материал и оборудование: декорации весеннего леса (искусственные ёлки и цветы, пенёк), корзинка, письмо от Весны, конверты и «волшебный» цветок с лепестками (на которых размещены цифры от 1 до 5) жёлтого, синего, белого, красного и зелёного цвета, мяч, силуэты солнца, ручейка, подснежника, скворца, травы, 2 облаков, дома, дерева, изображения грустного и весёлого солнышка из картона, по количеству детей: стаканы с водой и трубочкой, обручи, по 2 карточки с изображением мимозы, ландыша, одуванчика формата А4 с приклеенными магнитами на обратной стороне и разрезанные на части карточки с изображением этих цветов, лучики на магнитах; 3 магнитные доски, аудиозаписи: звуков природы (журчание ручья, пение птиц), «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.
Действующие лица: ведущий — учитель-дефектолог, Аист — руководитель физического воспитания, Весна — педагог-психолог.
Ход мероприятия
Музыкальный руководитель проводит логоритмическую игру (сл. и муз. С. Коротаевой) с пением:
Ручки, ручки, просыпайтесь — здравствуйте!
Ласковые ручки наши — здравствуйте!
Пальчики сердитые — здравствуйте!
И ладошки, наши крошки — здравствуйте!
Наши ножки, просыпайтесь — здравствуйте!
Наши ушки, наши щёчки — здравствуйте!
Вы друг другу улыбнитесь — здравствуйте!
И головкой поклонитесь — здравствуйте!
Затем музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза и послушать звуки природы: журчание ручья, пение птиц.
Ведущий (В.). Ребята, какую пору года вы представили? (Весну.) Какая пора года была перед весной? Какая будет после весны? (Ответы детей.) Сегодня на крыльце я нашла корзинку, а в ней — конверт. Предлагаю посмотреть, что там! (Заглядывают в корзинку.) Это Весна нам письмо прислала. (Зачитывает.)
«Дорогие ребята! Жду вас в гости, но путь ко мне не простой. Чтобы со мной встретиться, соберите весенние приметы и составьте картину весны. Весенние приметы собирайте в эту корзинку. Вам подсказка — ищите в лесу конверты с загадками, а цвет конвертов — как у лепестков моего волшебного цветка».
Ведущий достаёт из конверта «волшебный» цветок.
В. Отправимся в весенний лес, полный загадок и чудес? (Да!) Будем собирать весенние приметы и складывать их в корзинку? (Да!)
До леса мы поедем на поезде.
(Ходьба в колонне по одному, имитируя движение поезда.)
Вот мы и в лесу. Впереди — извилистая дорога.
(Ходьба в колонне по одному «змейкой».)
На пути — поваленные деревья.
(Ходьба с высоким подниманием коленей.)
Вот мы и на месте. Давайте внимательно рассмотрим волшебный цветок.
Дети рассматривают «волшебный» цветок Весны.
В. Какого цвета конверт будем искать? (Жёлтого, потому что на лепестке такого цвета — цифра 1.) Молодцы, правильно. Ищем конверт жёлтого цвета.
Дети находят конверт жёлтого цвета под ёлкой.
В. Ребята, где вы нашли конверт? (Под ёлкой.) Отгадайте загадку:
Утро начинает,
Лучиком встречает.
Светит к нам в оконце
Ласковое... (солнце).
В. Рудько
Упражнение «Какое наше солнце?»
Ребята, солнечные лучики растопили снег. Давайте скажем, какое наше солнце? (Яркое, жёлтое, тёплое, ласковое, лучистое.)
Примету-отгадку (силуэт солнца) кладут в корзинку.
В. Теперь, какого цвета нужно отыскать конверт? (Синего, потому что на лепестке такого цвета — цифра 2.)
Дети находят конверт синего цвета на пеньке.
В. Где вы нашли конверт? (На пеньке.) Отгадайте загадку:
Он в голубенькой рубашке
Мчит весною по овражку.
Журчит звонкий голосок...
Кто же это? (Ручеёк.)
В. Ступников
Давайте изобразим ручейки.
Дети садятся за столы, где для каждого стоят стаканы с водой и трубочкой, и выполняют дыхательную гимнастику под музыку (на фортепиано музыкальный руководитель исполняет мелодию весеннего ручейка). Когда музыка звучит громче, дети дуют в трубочку сильнее, когда тише — слабее.
Примету-отгадку (силуэт ручейка) кладут в корзинку.
В. Пора найти следующий конверт. Какого он будет цвета? (Белого, потому что на лепестке белого цвета — цифра 3.)
Дети находят конверт белого цвета на ёлке.
В. Где вы нашли конверт? (На ёлке.) Нужно отгадать загадку:
Он растёт, красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем последний лёд растает.
Распустился точно в срок
Первый мартовский цветок. (Подснежник.)
Н. Иванова
Примету-отгадку (силуэт подснежника) кладут в корзинку.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Показать «цветок с закрытыми лепестками».)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питание
(Выполнять ритмичные движения пальцами вместе и врозь.)
Дружно дают под землёй корешки.
(Показать «корни».)
Т. Ткаченко
В. Ребята, весной распускаются не только подснежники.
Игра «Собери цветок»
Дети за столами из разрезанных карточек собирают изображения весенних цветов. Каждый ребёнок называет свой цветок и получает соответствующую карточку с его изображением.
В. Ребята, предлагаю составить цветочный ковёр. Согласны? (Да.) С обратной стороны ваших карточек приклеены магниты. Я буду говорить, как вам нужно разместить свои карточки на магнитной доске.
Ландыш помещаем в правый верхний угол, мимозу — в правый нижний угол, ещё одну мимозу — в левый верхний угол, одуванчик — между мимозой и ландышем, ещё один одуванчик — в левый нижний, ещё один ландыш — под одуванчиком.
Дети выполняют задание.
В. Красивый ковёр получился? (Да.) Какого цвета конверт нужно найти сейчас? (Красного, потому что на лепестке красного цвета — цифра 4.)
Дети находят конверт между пеньком и цветами.
В. Где лежал конверт? (Между пеньком и цветами.) Отгадайте загадку:
Я хвалю весну и солнце,
Мой домишко — мой дворец,
Мне так весело поётся
Потому, что я… (скворец).
А. Хребтюгов
Примету-отгадку (силуэт скворца) кладут в корзинку.
В. Весной к нам прилетают не только скворцы. Назовите, каких перелётных птиц вы знаете. (Аист, журавль, ласточка, грач.) Посмотрите, кто к нам прилетел.
Входит Аист и проводит с детьми игру.
Игра «Птицы в гнёздах»
На полу по количеству детей разложены обручи — «гнёзда». Каждый ребёнок — «птичка» занимает своё «гнездо». Под музыку дети двигаются в разные стороны — «летают», приседают — «клюют зёрнышки». Когда музыка умолкает, дети занимают свободные обручи.
В. Ребята, пора найти последний конверт. Какого он будет цвета? (Зелёного, потому что на зеленом лепестке — цифра 5.)
Дети находят конверт зелёного цвета под пеньком.
В. Где лежал конверт? (Под пеньком.) А вот и загадка:
Ранней весною,
Тихонько, неспешно,
Всходит ковром
Зелёным потешным! (Трава.)
В. Леонов
Примету-отгадку (силуэт травы) кладут в корзинку.
В. Ребята, смотрите, мяч лежит! Думаю, это Весна его оставила, чтобы мы с ним поиграли.
Игра «Доскажи словечко»
Ведущий произносит фразу и бросает мяч ребёнку, тот завершает её и возвращает мяч.
Например: Зимой дни холодные, а весной —… (тёплые). Снег зимой выпал, а весной —… (растаял). Зимой дни короткие, а весной —… (длинные). Осенью птицы на юг улетают, а весной —… (прилетают). Осенью насекомые засыпают, а весной —… (просыпаются). Зима уходит, а весна —… (приходит).
В. Вот мы и собрали весенние приметы, пора возвращаться в детский сад, чтобы составить весеннюю картину. Садимся в поезд, поехали.
Дети идут за ведущим в колонне по одному, имитируя движение поезда.
Составление весенней картины
На магнитной доске заранее размещены облака, дом и дерево. Дети дополняют «картину», прикрепляя весенние приметы (силуэты солнца, ручейка, подснежника, скворца, травы), и комментируют:
«Солнце на картине — над домом. Ручеёк — между домом и деревом. Трава — под деревом. Подснежник — в траве. Скворец — на дереве.»
В. Посмотрите, красивая картина у нас получилась!
Под аудиозапись «Весны» входит Весна.
Весна. Здравствуйте, ребята. Вот мы и встретились. Какую красивую весеннюю картину вы составили!
В. Мы для тебя ещё и песню споём!
Песня «Весной» (сл. и муз. С. Насауленко)
Весна. Спасибо, ребята. Посмотрите, у меня есть два солнышка (размещены на магнитной доске) — одно грустное, другое — весёлое, ещё есть лучики (раздаёт их детям). Нужно подарить лучики солнышку: весёлому, если вам было интересно, весело и всё получалось, или грустному, если вам грустно и что-то не получалось.