Найти тему
Крымская газета

Какие угрозы для здоровья и психики несёт компьютерная зависимость

Фото: Михаил Гладчук
Фото: Михаил Гладчук

Россиянин впал в кому после долгой игры за компьютером: до раннего утра отказывался отдохнуть от компьютерных игр и не ложился спать. Врачи диагностировали инсульт в результате разрыва аневризмы. Вероятно, у больного были сопутствующие заболевания. Но мы заинтересовались, почему люди с головой уходят в компьютерные игры и как чрезмерное использование VR-гаджетов (устройств виртуальной реальности) может сказаться на здоровье.

В частности, VR-гаджеты уже не экспериментальная техника, а массовый продукт. Надев такие очки или шлем, пользователь отправляется в более красочную реальность, например, в виртуальные путешествия по всему миру. Нередко «вау-эффект» заканчивается жалобами на тошноту, укачивание, головную боль и болевые синдромы. Так, одной из главных технологических новинок этого года стал шлем виртуальной и дополненной реальности стоимостью свыше 600 тысяч рублей. Покупатели устройства стали массово возвращать его после пары недель использования, жалуясь на головные боли, укачивание и покраснение глаз.

– Использовать очки в течение длительного времени, как смартфоны, планшеты или компьютеры, достаточно сложно. У меня разорвался сосуд на правом глазу – вчера вечером покраснел правый глаз, – сетует пользователь в своём блоге.

Неспроста учёные и врачи предостерегают от ежедневного длительного использования гарнитуры смешанной реальности и других подобных устройств, ссылаясь на то, что пользователи часто ощущают себя изолированными от других людей, более подвержены возникновению тревожных расстройств, проблемам с вестибулярным аппаратом и координацией движений. Кроме того, неизбежна повышенная нагрузка на шейный отдел позвоночника и зрительный аппарат, не успевший приспособиться к такого рода устройствам.

НЕ СУДИТЕ СТРОГО

Доцент кафедры общей психологии и психофизиологии КФУ им. В. И. Вернадского, психолог, психоаналитик Ольга Войновская считает, что пока рано давать оценку влиянию компьютерных игр на психику:

– Некоторые коллеги считают, что сюжеты виртуальной реальности могут подталкивать людей воспроизводить в повседневной жизни такое же поведение, как и в игре. Учитывая, что подростки эмоционально неустойчивы и не до конца сформировались как личности, игры, в которых грабят, убивают или жестоко обращаются с кем-то, могут приводить к росту преступности. Другие успокаивают, что такому эффекту если и будут подвержены, то пользователи с определённым складом личности или нераспознанными психическими расстройствами. Конечно, последних в наше время становится всё больше. Во многих случаях симптомы «стёртые», часто их списывают на особенности характера или ошибки воспитания.

Психолог добавляет, что к виртуальной зависимости склонны люди с пониженным самоконтролем и одновременно с тягой к риску, ярким впечатлениям. В играх их привлекает возможность самоутвердиться, ощутить себя победителем, не прилагая практически никаких усилий. Наша собеседница предупреждает, что длительное пребывание в виртуальном мире действительно может искажать восприятие объективной реальности:

– Постепенно утрачивается контакт как с собственным телом (не чувствуют жажды, голода и потому «забывают» попить или поесть), так и с окружающей действительностью. Неприятным «сюрпризом» для заядлого игрока становится то, что нельзя «отменить» какое-то ошибочное слово или действие, что последствия наших поступков бывают необратимы и приходится за это отвечать.

НА КОНЕ, ПУСТЬ В ИГРЕ

Компьютерные игры – это не зло само по себе, а скорее лишь способ провести свободное время, демонизировать их не стоит – так считает Алёна Армашевская, психолог, схема-терапевт, член Международной профессиональной ассоциации психологов.

– Кому-то они помогают выплеснуть накопившиеся эмоции (например, тревогу или агрессию) в безопасной форме, кто-то может получить новые навыки, насладиться красотой вымышленного мира или мастерски продуманным сюжетом. Увлечение не меняет кардинально наш характер и поведение, не мешает выполнять повседневные задачи и идти к своим целям, в отличие от зависимости.

А вот волноваться можно людям с посттравматическим стрессовым расстройством, то есть пережившим, но не проработавшим серьёзные психотравмы.

– Чаще зависимость угрожает тем, чья стратегия поведения в критических обстоятельствах – избегание. Из триады «бей, беги, замри» такие люди выбирают вариант «беги» и уходят из сложной, болезненной ситуации в вымышленный мир. Ведь там куда проще и понятней. Хочешь заработать монеты? Убивай монстров. Хочешь прокачаться как личность? Проходи уровни или выполняй задания. В игре ты точно знаешь, что нужно сделать, чтобы победить. В жизни куда сложнее. Никто не гарантирует, что не споткнёшься на пути к успеху. Нет гарантированных инструкций, как заработать миллион или как понравиться тому, на кого положил глаз. Более того, у многих нет готовности принять несовершенство мира и отпустить ожидания – здесь зарождается желание убежать в «виртуальный рай», где можно получить искусственную победу в компьютерной игре и почувствовать себя «на коне», получив дозу дофамина. Учитывая, что человек не преодолевает себя и не развивается, настоящая проблема остаётся без внимания и вместе с тем сохраняется повод для поддержания зависимости, – отмечает Алёша Армашевская.

БЕЗ КРАЙНОСТЕЙ

Кроме ментальных побочных эффектов, заядлым игрокам грозят тромбоз (закупорка сосудов, затруднение тока крови по венам), «геймерский захват» (травмы пальцев или проблемы кистей рук), боли в спине, изменение мозга (увеличение центра вознаграждения, отвечающего за выработку дофамина и чувство удовольствия), повышенная возбудимость, трудности с засыпанием. А самые частые симптомы – это головокружение, дезориентация, вялость, головная боль, приступы эпилепсии или потемнение в глазах. Вестибулярный аппарат тоже может сбоить при быстрой смене пространственной ориентации, примерно как при морской качке.
Немаловажно, что, когда виртуальная реальность становится значимее и важнее, чем реальная жизнь, возникает цифровой аутизм – состояние, при котором люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом, не интересуются внутренним миром другого человека. Это приводит к глубокой депрессии и болезненной неудовлетворённости.

А ВОТ И ПОЛЬЗА

Международный институт психосоматического здоровья применяет VR-технологии для лечения различных видов фобий. Боитесь змей или летать на самолёте? Гаджет может помочь вам посмотреть в глаза собственным страхам и проработать их в комфортной для вас обстановке.

ДЕЛО МОЛОДЫХ

Почти каждый четвёртый россиянин (23%) регулярно играет в видеоигры на разных устройствах. Примечательно, что мужчины запускают компьютерные игры в 2,5 раза чаще женщин – 34% против 13%. Такой результат продемонстрировало исследование ВЦИОМ. Наибольший процент любителей компьютерных игр оказался среди молодёжи: из 18–24-летних россиян периодически играют 56% опрошенных, а ежедневно проводят время в виртуальном мире около 20%. В то же время среди пожилых россиян (от 60 лет) играет только каждый десятый респондент. 

Диана МАСЛОВА