По официальной информации Министерства Просвещения, опубликованной в сборнике "Индикаторы Образования:2024"* количество свободных педагогических ставок (вакансий) составляет 3% от общего количества ставок. То есть, дефицита учителей не наблюдается, но, с другой стороны указывается, что 43% учителей-предметников работают по внутреннему/внешнему совместительству. Это означает, что если каждый учитель-предметник работал на одну ставку, то дефицит учителей составил бы 46%. В абсолютных цифрах, свободных вакансий 32557, а дефицит порядка 350 тысяч человек.
По разным причинам, учителя со стажем "уходят" из школы, при этом, выпускники педагогических ВУЗов не спешат устраиваться на работу в ОУ. Как следствие, с каждым годом дефицит учителей-предметников будет увеличиваться, и к 2030 году достигнет критического значения, при котором очный формат обучения будет недоступен, и государство будет вынуждено перейти на ИНЫЕ формы обучения, например, дистанционное обучение, при котором учителя-человека заменит Компьютерная Обучающая Система с элементами ИИ.
Мой прогноз на развитие событий в сфере Образования, с 2024 по 2030 годы.
2024 год. Начало
Педагоги
В 39500 школах работает 1250 тысяч учителей
Учащиеся
В средних общеобразовательных школах обучается 17500 тысяч человек.
2027 год. Промежуточный итог
Педагоги
Дефицит учителей около 500 тысяч на 33500 школ.
Учащиеся
В средних общеобразовательных школах обучается 18000 тысяч человек.
2030 год. Итог. Цифровое обучение для большинства учащихся
Педагоги
Количество учителей-предметников сократилось до 275 тысяч, работающих в 8300 школах.
Учащиеся
15000 тысяч человек обучаются дистанционно, с помощью специального Обучающего ИИ.
Вишенка на торте. Традиционное Образование для избранных
В средних общеобразовательных школах обучаются очно 2500 тысяч учеников. Средняя наполняемость городских школ - 300 человек, обучаются в одну смену.
*Статистический сборник «Индикаторы образования: 2024», подготовленный Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», содержит данные, отражающие уровень и динамику основных индикаторов образования в Российской Федерации за 2024 год.