В последние годы понятие “цифровой двойник” прочно вошло в жизнь многих. Его используют руководители и топ-менеджеры самых разных компаний – от ритейла до урбанистики. Те, кто уже начали работы по созданию виртуальных копий своего бизнеса, наверняка оценили все возможности двойников.
Впервые о виртуальных копиях заговорил профессор Мичиганского университета Майкл Гривс. В 2002 году вышла его книга “Происхождение цифровых двойников”, где учёный выделил три основные части функционирования системы:
- физический продукт, находящийся в реальном мире;
- виртуальный продукт, созданный в цифровом мире;
- аналитика – данные, которые объединяют два эти мира.
Так что же это – цифровой двойник?
Это виртуальная модель, которую можно создать для объекта, системы, процесса или человека. Копия дублирует свой физический оригинал и синхронизируется с ним.
Цифровые дублёры работают на благо создателей и потребителей продукта. С их помощью можно снизить финансовые и временные расходы, создать прогнозы на будущее, сделать определённые выводы и переработать свой товар/услугу/процесс согласно полученным данным.
Например, вы можете без труда рассчитать усадку построенного жилого комплекса в конкретных условиях его нахождения. Продумать, через какое время зданию понадобится капитальный ремонт и насколько безопасно будет его жителям.
Области применения
Цифровые двойники с каждым годом становятся всё более популярными и применяются в самых разнообразных сферах:
- добыча и переработка ископаемых
- крупное производство
- энергетика
- IT-инфраструктура
- дизайн и строительство
- ритейл
- транспорт и логистика
- образование
- медицина
- космическая отрасль
- спорт
- сельское хозяйство
- урбанистика
Для чего нужны цифровые двойники?
Если говорить о двойниках в глобальном масштабе, можно выделить ряд ответственных задач, которые они помогают выполнить.
- Оценить производственную цепочку или запуск конкретного продукта с минимальными вложениями.
- Снизить человеческий фактор, автоматизировать рутинные задачи, исключить риски, связанные с персоналом.
- Обнаружить проблемы объекта или производственного процесса на ранней стадии, до того, как начнётся эксплуатация.
- Повысить качество и надёжность работы, благодаря раннему отслеживанию сбоев.
- Снизить финансовые риски за счёт предварительного просчёта.
- Поднять компанию в топ рынка, повысить прибыльность.
- Планировать развитие на годы вперёд, строить адекватные прогнозы.
- Повысить лояльность клиентов, прогнозировать спрос, работать над потребительскими качествами продукта.