Авторы статьи: Александр Станиславович Граница, Александр Андреевич Зепсен
Аннотация
В статье рассмотрены понятия уверенность и убежденность, изучаются различные подходы к их определению. Предлагается различать уверенность как чувство правильности и убежденность как рациональное признание верными доводов. В дальнейшем обсуждается связь уверенности и убежденности с различными факторами: личностные черты (конформность, вера в себя), стремление человека быть социально приемлемым, потребность избавиться от неопределенности, потребность в завершенности, состояние диссонанса, эмоции и инсайт, интуиция, социокультурный контекст, наконец, рациональное доказательство. После каждого параграфа даются комментарии с опорой на практическую деятельность когнитивно-поведенческой терапии. В заключении указаны преимущества и ограничения настоящей статьи, в том числе необходимость расширения списка факторов, влияющих на уверенность и убежденность, и необходимость эмпирической проверки.
Ключевые слова: уверенность, убежденность, доказательство, диссонанс, неопределенность, интуиция, эмоциональное обоснование.
Уверенность и интуиция
Многие концепции интуиции рассматривают (17) эмоциональные сигналы как неотъемлемый компонент цепочки, связывающей сознательные и бессознательные когнитивные процессы. Интуитивные решения сопровождаются некоторым чувством, которое становится решающим компонентом, по сути «говоря», какой вариант стоит выбрать. Одним из распространенных когнитивных искажений, встречающихся у клиентов, проходящих когнитивную терапию, является эмоциональное обоснование. Суть этого искажения в том, что человек обосновывает свое мнение или когницию эмоциональным состоянием или «внутренним ощущением», то есть интуицией. В своем обзоре Синклер (18) подчеркивает, что при различных определениях интуиции аффект может играть несколько ролей в зависимости от момента времени, когда он влияет на процесс принятия решения: 1) аффект как предшествующий фактор, то есть когда чувства (например, настроение или дискретные эмоции) развивают или усиливают интуицию, предваряя весь процесс интуитивного принятия решений, тем самым оказывая на него влияние (облегчая или затрудняя); 2) аффект как компонент процесса (т. е. аффект сопровождает весь процесс принятия решений, являясь его неотъемлемой частью); 3) аффект как подтверждение (т. е. когда аффект возникает как следствие решения, тем самым создавая подтверждающее ощущение того, что решение было правильным или неправильным).
Люди полагаются на свои эмоции, когда они могут служить хорошими подсказками о качестве и полезности выбора. Oktar и соавт. (19) предполагают, что предпочтение интуиции по сравнению с обдумыванием может проистекать из непрофессиональных представлений о надежности каждого процесса в разных областях и о том, окупятся ли затраты на обдумывание лучшими решениями. Например, люди иногда игнорируют бесценную и полезную информацию, чтобы принимать и защищать неоптимальные, интуитивные решения, часто предпочитают интуитивно понятные стратегии таким же простым и более эффективным, но неинтуитивным и, даже когда явно осознают ошибочность своих интуитивных догадок, не могут в достаточной степени сбрасывать их со счетов. Ряд исследований сообщает, что существуют области, в которых люди предпочитают полагаться на интуицию, например, при принятии решений о романтических партнерах или покупки одежды. Одной из интерпретаций таких особенностей является представление о связи между аутентичностью и интуицией. Oktar в серии экспериментов показал, что принятые на основе интуиции решения (по сравнению с обдумыванием) обычно считаются сигналом большей приверженности, уверенности, саморефлексии и подлинности. Маглио и Райх обнаружили: когда люди принимали решения, основанные на чувствах (а не на обдумывании), они воспринимали свой выбор как отражение их истинного «я» в большей степени и сообщали о большей уверенности в принятии решений (20).
Уверенность и инсайт
Еще со времен Архимеда внезапные озарения или инсайты, которые сопровождаются особым эмоциональным «ага!-переживанием», связывают с новым пониманием для человека и сменой его позиции. В контексте нашей статьи мы хотим проанализировать связь инсайта с формированием убежденности/уверенности. Инсайт можно определить как внезапное изменение или формирование концепции или другого типа представлений, часто приводящее к решению проблемы (21). Выделяют три основные концепции инсайта: взгляд Пуанкаре, связывающего инсайт и принятие решения, возникшего случайным и хаотичным образом; точка зрения гештальт-психологов о реструктуризации целого образа, концепцию Пономарева об инсайте как скачкообразном переходе информации от интуиции к логике (22). В статье (23) выделены такие этапы процесса решения проблемы: подготовка (этап исследования), инкубация (временное отбрасывание проблемы из сознательного мышления), озарение (внезапное появление новой «счастливой идеи») и проверка решения. Таким образом, инсайт — это один из этапов принятия многих решений. Однако другие авторы выделяют инсайты как особую категорию феноменов. Считается, что озарения сопровождаются взрывом эмоций, в том числе весьма позитивным удивлением либо по поводу содержания, либо по поводу способа реализации. И это отличает их от аналитических решений, которые обычно не сопровождаются эмоциональным откликом, за исключением, возможно, чувства удовлетворения в результате выполнения задачи. Кроме того, сами люди, принимающие решение, считают свои инсайт-индуцированные идеи чем-то особенным. Люди даже переоценивают креативность и важность идей, подобных «Aha!» (24).
Нейробиологические исследования связывают момент инсайта с активностью прилежащего ядра, передней поясной и орбитофронтальной коры, сети пассивного режима работы мозга (25). Yongtaek (26), Tik (27) указывают на корреляты гиперактивации (а) прилежащего ядра, которое связывается с чувствами облегчения, легкости и радости, (b) вентральных ядер покрышки, которые связаны с кодированием уверенности в решении, (c) заднего гиппокампа, ответственного за реорганизацию памяти после озарения.
Danek и соавт. (28) определили пять аспектов инсайта:
- Внезапность. Инсайты воспринимаются как неожиданные и внезапные.
- Удивление. Аспект неожиданности решения может различаться по силе и сопровождаться как положительными, так и отрицательными эмоциями. Эмоция удивления — более характерна именно для инсайтных решений.
- Счастье. Помимо эмоции удивления, инсайт может сопровождаться положительным переживанием радости от обнаружения решения.
- Тупик определяется как состояние ума, при котором поведение по решению проблем прекращается. То есть авторы рассматривают инсайт как этап, следующий за тупиком при попытке найти решение проблемы.
- И, наконец, еще один аспект — очевидность решения, то есть уверенность в правильности обнаруженного решения, «интуитивное чувство успеха», «ага!-переживание». Причем авторы подчеркивают, что связь между уверенностью в правильности решения и предшествующим инсайтом сильная и прямая.
Hedne и соавт. (29) также подчеркивают связь инсайта и ощущения уверенности в собственной правоте. Но дополнительно предполагают, что инсайт является результатом более обширной когнитивной обработки, в том числе на неосознанном уровне. И это касается даже ложных инсайтов, когда с помощью манипулирования подсказками исследователи подводили участников экспериментов к «ага!- переживанию», хотя решение, с этим связанное, было по итогу неверным (30). То есть даже в случае ложных инсайтов сам факт их возникновения приводил к чувству уверенности, «ощущению определенного знания или, альтернативно, первому ощущению знания, которое необязательно подтверждается на следующем этапе, но изначально кажется определенным и неопровержимым». Однако в том же исследовании обнаружили, что правильность решения придавала «ага!-переживанию» эмоциональную окраску «облегчения», неправильность — «удивления». Из этого авторы делают вывод, что на инсайте процесс поиска решений может не завершиться, и даже возникшая уверенность дополнительно проверяется когнитивными процессами.
Однако связь убежденности и инсайта может быть не столь явной. Ретроспективная очевидность решения, возможно, связана с субъективным ростом уверенности. Тем не менее высокая степень уверенности может возникнуть и в результате более медленного аналитического решения проблем и путем инсайта. Эту диссоциацию проверили Webb и соавт. (31), используя оценки уверенности и «ага!- переживания», зависящие от точности в испытаниях: по мере того, как точность решения становится более надежной в разных испытаниях, уверенность возрастает.
Но важно заметить, что ни одно из упомянутых выше измерений феноменологии инсайта не является специфичным только для инсайта. Webb (31), а также Danek (32) обратили внимание, что внезапность, например, может быть воспринята участниками как быстрое решение, а не решение, которое сразу приходит на ум. Точно так же суждения об уверенности, хотя и отражают феноменологию инсайта, могут быть дополнительно проинформированы временем решения или проверкой решения. Положительный аффект, являющийся неотъемлемой частью «ага!-переживания», может быть искажен общим позитивным настроением. Таким образом, у каждого измерения инсайта есть источник, не связанный с ним, а это означает, что ни одно отдельно взятое измерение не является надежным способом обнаружения самого озарения, и стоит использовать различные измерения в совокупности.
Исследования также демонстрируют связь между настроением и инсайтами (21). Настроение влияет на вероятность инсайта, модулируя внимание или когнитивный контроль. Например, тревога сужает сферу внимания, вызывая чрезмерную фокусировку на центре поля зрения, которое обычно включает источник угрозы, исключая периферийную информацию, что снижает частоту инсайтов. Напротив, позитивное настроение, по-видимому, расширяет внимание и увеличивает использование различной информации, что приводит к повышению вероятности озарения. Кроме того, люди с интуитивным мышлением имели лучшие показатели инсайта при отрицательном аффекте, а аналитически мыслящие люди имели лучшие показатели инсайта при положительном аффекте (33). «Ага!-переживания» могут предоставить в сознание обратную связь о том, будет ли возникшая идея хорошей. С этой точки зрения сам опыт инсайта частично убеждает в том, что новая точка зрения верна. Он может дать информацию о том, можно ли доверять идее при отсутствии доступа к процессам, которые ее породили. Так же как голод может сигнализировать о чем-то важном в состоянии организма, так и инсайт может быть такого рода сигналом. И это укрепляет уверенность в идее (34).
Здесь мы позволим себе некоторые практические комментарии. Во- первых, связь инсайта и уверенности подчеркивается многими авторами — и даже приводится ее функциональное объяснение как своего рода критерий для оценки возникающих идей и решений. А это говорит о важности стимулирования инсайтов в ходе психотерапии, например через использование направляемого открытия. Во-вторых, инсайт (и связанная с ним уверенность) может также возникать и при неверных решениях, что подчеркивает недостаточность инсайта для эффективной переоценки проблемной ситуации. Это можно компенсировать путем последующей дополнительной проверки применимости новых идей. И третье: инсайт — не единственный способ достижения убежденности; последовательный аналитический процесс в работе с клиентом также может привести к этому. Кроме того, стоит учитывать индивидуальные различия и настроение клиента, которые будут либо затруднять, либо способствовать инсайту. Повышение настроения, например с использованием юмора, вероятно, поможет в возникновении инсайтов во время сессии.
Диссонанс и консонанс
Уверенность можно также описать через понятия диссонанса и консонанса. Диссонанс — дискомфорт, возникающий при констатации несовместимости двух и более (добавим от себя — убедительных) когниций (35). Консонанс соответственно можно описать как состояние уверенности и убежденности, возникающее вследствие согласованности когниций. Диссонанс, а вместе с ним и неуверенность, неизбежны, поскольку «реальность… будет оказывать давление в направлении приведения соответствующих когнитивных элементов в соответствие с этой реальностью» (36).
В работе Beauvois (37) авторы смотрят на диссонанс как на эмоциональный стимул, возникающий при когнитивном конфликте, и стратегии по уменьшению диссонанса в сущности являются попыткой справиться со своими эмоциями (в структуре нашей статьи — с резко возросшим чувством неуверенности). Что это за стратегии? Фестингер предположил, что таких стратегий три:
- Изменить одну из диссонирующих когниций (например, изменить отношение).
- Добавить консонансные когниции, чтобы уменьшить общую непоследовательность (например, поиск информации, объясняющей непоследовательное поведение).
- Уменьшить важность когниций в диссонирующей ситуации, сделав ситуацию незначимой, изменив поведение или изменив окружающую среду.
При когнитивной реструктуризации цель терапевта — вывести клиента из состояния консонанса (т. е. увести его от привычной дезадаптивной схемы мышления) к состоянию, когда становится возможным перестроить когниции совместно с ним и привести к новому состоянию консонанса (38). Мы добавим, что введение клиента в состояние диссонанса развивает также навык справляться с этим состоянием, что тоже имеет терапевтическую ценность.
Есть несколько эффектов, связанных с состоянием диссонанса, которые исследуются в экспериментальных парадигмах:
- Парадигма свободного выбора — если человек вынужден сделать трудный выбор между одинаково привлекательными или непривлекательными вариантами, то ему впоследствии больше понравится выбранный вариант (39).
- Парадигма индуцированного лицемерия — человек склонен к компенсаторному поведению, если его уличили в несоответствии взглядов и действий (40).
- Парадигма убеждения-опровержения — если люди сталкиваются с противоречащей их взглядам информацией, то они склонны искать поддержки у тех, кто разделяет их взгляды, а также опровергать или неверно интерпретировать диссонирующие убеждения (41).
- Эту же идею отражает парадигма выборочного воздействия — люди склонны обращать внимание на информацию, подтверждающую их взгляды, и избегают противоречащую им, чтобы избежать состояния диссонанса (42).
В статье (35) автор пытается примирить популярную модель предсказывающего кодирования и когнитивного диссонанса, вводит понятие прогностического диссонанса. В качестве одной из важных функций психики рассматривается снижение ошибок предсказаний, т. е. рассогласование между имеющейся внутренней моделью окружающего мира и получаемой информацией от органов чувств. Тогда эволюционный смысл стремления избавиться от диссонанса и прийти к консонансу состоит в том, чтобы попытаться свести к минимуму ошибки прогнозирования и быть более адаптированным к внешней среде.
Для когнитивно-поведенческой практики понятия диссонанса и консонанса являются очень удобной объяснительной моделью. С одной стороны, можно понять, почему клиент сохраняет свою когницию (уверен в ней), — он еще не встретился с противоречащей информацией, и тогда можно способствовать этой «встрече» через различные техники. С другой стороны, когда клиент находится в состоянии диссонанса (например, при тревоге), можно способствовать переходу в консонансное состояние, воспользовавшись описанными Фестингером стратегиями.
Хотите узнать больше об оспаривании в когнитивно-поведенческом подходе? Регистрируйтесь на онлайн-семинар “Тренинг диспутирования”, который стартует уже 30 марта 2024 года на базе Международного Института Развития КПТ!