Семейная пара разведчиков жила в разных странах и собирала данные для СССР. Генеральская дочь Елена Косова была настоящим патриотом и делала всё для блага Родины.
Хочу быть, как папа
Советская разведчица Елена Косова родилась в 1925 году в семье военного. Со школьной скамьи девочка хотела защищать Родину, обучалась снайперскому мастерству и рвалась на фронт.
Когда девушка готовилась к поступлению в университет, Германия капитулировала. Поэтому Елена решила стать разведчицей и окончить двухгодичные курсы иностранных языков Высшей школы Министерства государственной безопасности.
Поначалу её отец-генерал, участник Великой Отечественной войны и обладатель ордена Суворова был против. Но старания дочери убедили военного, что она справится с возложенными на неё обязанностями.
Скорее всего, генерал тогда и представить не мог, что его дочь войдёт в список легендарных советских разведчиков.
Зубрёжка английского
На курсах студентов тщательно подготавливали к выполнению миссий. Их обучали английскому языку, беглому письму, устной речи.
Причём их учили литературному английскому, молодые люди обучались по романам Джека Лондона и другим классическим писателям. Занятия шли по 8 часов в день, часто преподаватели заставляли их слушать американское радио. Подобные тренировки помогали студентам лучше понимать иностранные слова на слух.
К концу обучения Елена идеально владела английским языком с оксфордским акцентом.
"Моя речь была слишком грамотной и такой литературной, что, когда мы приехали с мужем работать в Нью-Йорк, меня вначале просто не понимали. Благо, что мы не были нелегалами, и даже по легенде мы представлялись русскими, иначе наш английский грозил бы провалом", – писала Елена Косова.
Муж – тоже разведчик
Выпускник Николай Косов иногда посещал университет, чтобы пообщаться с педагогами и студентами. В один из визитов он познакомился с Еленой, помог ей перевести текст.
После этого Николай пригласил Елену на свидание, и студентка согласилась. Выпускник работал переводчиком, к примеру, сопровождал главу советского МИД Вячеслава Молотова.
Николай Косов сделал предложение руки и сердца в день последнего экзамена Елены.
Окончив университет, Елена два года проработала на внешнюю разведку с американским направлением. Было известно о том, что в 1949 году США планирует сбросить бомбу на Советский Союз, поэтому профессиональные разведчики в то время были на вес золото. Сотрудники разведки работали над тем, чтобы защитить Родину, выведать как можно больше о планах противников.
Елену вместе с мужем отправили в командировку в США. Николай с позывным Ян поехал в качестве сотрудника ТАСС. Его жене тоже должны были дать там место, однако для этого предложили уволить темнокожую многодетную мать. Елена не смогла пойти на такое, и в качестве альтернативы ей предложили другую легенду.
Так Елена Косова под оперативным псевдонимом Анна стала первой сотрудницей советской делегации при ООН, специалистом по защите прав женщин. Помимо этого, другая разведчица вернулась в СССР из-за болезни мужа, поэтому Елене перешли её обязанности. Так она стала оперативным секретарем советской резидентуры.
Женские уловки
Женщины-разведчики привлекали меньше внимания. Им удавалось сливаться с толпой, вызывать доверие у информаторов. Она быстро освоилась на новом месте, научилась быстро печатать на машинке.
Со временем ей поручили африканский участок по неуправляемым территориям в ООН. Елена выступала с докладами, а параллельно общалась и женщинами-информаторами и выполняла свои обязанности разведчика.
У неё была схема для встреч с информаторами. Женщины изображали случайные встречи в кафе, торговых центрах, здоровались и быстро передавали послания. Елена неоднократно использовала подобный трюк.
Как сотрудница ООН, Косова должна была налаживать связи с представителями делегаций из западных стран. Иногда Елену просили написать письмо в перчатках и оставить его в условленном месте, с кем-то пересечься.
Опасные ситуации
Однажды у Елены обнаружили заболевания щитовидной железы. Разведчица отказалась от госпитализации, поскольку им запрещали приёмы у медиков без присутствия русских докторов.
Сотрудники разведки опасались, что им введут "сыворотку правды". Это могло привести к раскрытию личности разведчика, утечке ценных данных. К счастью, серьезно здоровью Елены ничего не угрожало.
В машине разведчицы находилась пепельница. Одно нажатие кнопки в случае задержания, – и все листки с секретной информацией сгорали.
Пару раз Елену останавливали сотрудники ДПС, чтобы предупредить о пробке или выписать штраф.
Разведчица нервничала, но не поддавалась панике. Сжигать документы не хотелось. Поэтому она придумывала оригинальные оправдания для "побега". Например, что превысила скорость, опаздывая на собственную свадьбу.
"Как-то раз я везла в резидентуру материалы, полученные от этого источника. В центре города я нарушила правила дорожного движения, и меня остановил полицейский. Я знала, что по инструкции в случае опасности полагалось уничтожить материалы. Но, разумеется, такой поворот событий меня не устраивал. Когда полицейский приблизился ко мне, я улыбнулась ему и сказала:
– Простите, ради бога, где тут находится "улица невест"?
– Ты что, выходишь сегодня замуж? – спросил он в ответ.
Я ещё раз улыбнулась и ответила утвердительно.
– Ну ладно, коли так. Поезжай, но больше не нарушай.
Так благополучно закончилось это небольшое дорожное происшествие, которое могло бы обернуться большими неприятностями для меня.
В ту пору я была молодой, симпатичной женщиной и вполне могла сойти за невесту", – рассказывала разведчица.
Ради секретности Елена и Николая Косовы не разговаривали о делах. Они понимали друг друга по глазам. Сразу становилось понятно, удалось дело или нет.
Спасла советского разведчика
Елене Косовой поручили важную миссию: предупредить коллегу из соседнего штата об опасности, чтобы предотвратить его задержание.
Американские контрразведчики планировали поймать советского разведчика-нелегала в парке во время встречи с представителем советского дипкорпуса. Елена попыталась сообщить об опасности до встречи, но потерпела неудачу. Времени на подготовку совсем не оставалось.
Тогда Елена пришла в парк и подала разведчику условный знак. Мужчина заметил предупреждение, немного погулял и ушёл. Так сорвалась операция контрразведки, а Елена Косова вернулась в Нью-Йорк.
Отметим, что за всё время работы Елена ни разу не попала в поле зрения американских контрразведчиков. Женщина не казалась опасной или подозрительной.
Всего в США супруги пробыли 7 лет.
Из разведчика в скульптора
Потом беременная Елена уехала в СССР, потому что не хотела воспитывать ребёнка на чужбине. К тому же, мальчику бы пришлось пойти в американскую армию. Елена Косова посвятила себя заботе о сыне, который долгое время считал её простым поваром.
Елена Косова больше не вернулась к прежним обязанностям, но иногда помогала мужу. Например, во время командировки Николая в Нидерланды, где за ними установили слежку. Местные службы смутил тот факт, что Николай стал дипломатом после работы в ТАСС.
Во время жизни в Нидерландах Елена стала скульптором. После этого Николай с семьей уехал в Будапешт на 12 лет в качестве представителя КГБ. Там Елена нашла себе подходящего учителя.
На творческом поприще Елена Косова достигла небывалых высот.
"Портреты людей созданы с захватывающей дух виртуальной реальностью и осязаемостью. Елена поражает умением передавать внутреннее содержание образов", – говорила венгерский искусствовед Илона Бретшанская о работах разведчицы.
Известно, что Елена лично подарила Маргарет Тэтчер её бюст. 60 работ Елены Косовой хранятся в музеях России, Венгрии, Франции и Германии.
В 1984 году Косову приняли в Союз художников СССР. Мастерица сделала бюсты и скульптуры Де Голля, Кеннеди, Горького, Чехова.
Елена Косова умерла в возрасте 89 лет в феврале 2014 года. Женщину похоронили в Москве на Троекуровском кладбище.