Найти тему
LogicOn

Цифровая трансформация бизнеса и складской логистики в частности. Глава 2. Цифровая трансформация

Как и обещали, продолжаем обсуждать цифровую трансформацию.

В этот раз мы разместили вторую главу.

Первую часть можно прочитать тут: https://dzen.ru/a/ZeFmpaLbqnzP0t07

И так, приступим...

Глава 2. Цифровая трансформация

Еще раз вернемся к термину «Цифровая трансформация» — внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия, которое подразумевает фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях.

Разберем актуальность составляющих ее условий в России:

· внедрение цифровых технологий в бизнес-модель компаний. В данном случае, системы автоматизации процессов, в виде различных систем управления предприятием, уже сменяют не первое поколение, и таковая трансформация, в большинстве российских предприятий уже, можно сказать, произошла. Сейчас, скорее, происходит активное замещение ИС с зарубежных на российские решения.

· глобальную сеть подключенных к интернету устройств, которые могут взаимодействовать между собой с помощью встроенных технологий передачи данных.

Если ресурсы Интернета в России, даже в сравнении со многими промышленно развитыми странами, являются вполне конкурентными, если не лидирующими, то бытовых устройств, подключенных к интернету и умеющих взаимодействовать, как между собой, так и с агрегаторами цифровых данных, не так много. И это нельзя назвать минусом, поскольку отечественное производство подавляющего большинства техники, могущей претендовать на статус «умной», в лучшем случае, представлено в виде сборочных производств зарубежных компаний. Другое дело – почти 90% оснащение российских пользователей смартфонами, основанными, опять же, на зарубежных операционных системах. Вот эти устройства, как раз таки, максимально приспособлены к взаимодействию, в первую очередь, с центрами сбора данных, расположенных за рубежами России. На сегодня, для России является важнейшей задачей – создание и скорейшее распространение собственной мобильной операционной системы, которая будет ориентирована на взаимодействие с отечественными агрегаторами больших данных. И если примеры с созданием «операционок» мы видим, то с их распространением все пока «почти никак»… И в первую очередь, это обусловлено тем, что подавляющее количество смартфонов на российском рынке – импортные. Китай уже вплотную приступил к переходу на свою, отечественную мобильную операционную платформу, с отказом от Android и iOS, но российскому рынку бытовых устройств переход с американских платформ на китайские не имеет никакого смысла, важнейшим является замещение их российскими.

· концепцию «умного производства» на основе промышленного интернета вещей, объединяющую физическое производство и операции с интеллектуальными цифровыми технологиями, машинным обучением и большими данными.

Также, исходя из факторов, описанных выше, пока мы не создадим свой собственный производственный контур, обеспечивающий рынок бытовых устройств решениями основанными на российском ПО, данная концепция выглядит, как переход на еще большую зависимость от зарубежных операторов BigData. Перспективы в таком переходе, учитывая текущую и перспективную международную ситуацию, выглядят довольно-таки рискованными.

Цифровая трансформация имеет следующие особенности:

· Изменение текущих практик ведения бизнеса в области принятия решений, которые либо принимаются человеком на основе анализа данных, либо отдаются на откуп системам, исключая человека из процесса. Как мы указывали выше, на редких российских предприятиях сегодня принимаются решения, НЕ основанные на анализе данных информационных управляющих систем. А вот отдавать решения на откуп системам, исключая человека из процесса, нужно крайне осознанно и дозированно. Какими бы совершенными ни казались алгоритмы принятия решений, без ошибок не обходится создание ни одного ПО. Поэтому человеческий контроль и возможность вмешательства в принятие решений должны быть краеугольными камнями во внедрении подобных технологий

· Алгоритмы позволяют не только ускорять и улучшать процессы в текущих бизнес-моделях, но и создавать новые бизнес-модели, такие как экосистемные, платформенные бизнесы. Сегодня в России вполне уже представлены зачатки подобных решений, но, опять же, следует четко контролировать аппаратные и программные платформы, на которых они основаны – это должны быть российские ресурсы. К сожалению, пока с этим все обстоит не лучшим образом.

· Новые модели, основанные на использовании аналитики данных, позволяют предложить огромный выбор, персонализацию, скорость и дешевизну на масштабе, недоступном традиционным компаниям. Именно поэтому многие компании стремятся стать технологическими;

· Важная часть цифровой трансформации — следование за клиентом в процессе цифровизации его стиля жизни.

Следует четко понимать эту фразу – цифровизация Вашего стиля жизни – это ежеминутное отслеживание Ваших интересов, склонностей, поступков и решений. Пока, «следовать за клиентом» получится только с помощью покупки услуг зарубежных агрегаторов данных, что ставит российские компании под угрозу очередных санкций. Накапливание же цифровых «слепков» россиян, с помощью смартфонов, на зарубежных ресурсах наносит комплексный ущерб безопасности России такого масштаба, который трудно даже в полной мере оценить. Это значительно опаснее хранений персональных данных, в области которых Россия давно предпринимает определенные меры. И, со временем, масштабы этой опасности будут только расти.

· Для проведения цифровой трансформации нельзя использовать только одну технологию или оцифровать один бизнес-процесс. Необходим комплексный подход к использованию информационных технологий во всех процессах компании, причем не только внутри, но и при взаимодействии с окружающим миром, заказчиками, партнерами и государством.

На наш взгляд, понимание этого тезиса в российских компаниях давно достигнуто, просто последовательное внедрение автоматизации тех или иных процессов занимает много времени, но процесс идет, особенно процесс автоматизации взаимоотношений B2B, отношений с государством (вспомним портал «Госуслуги»). И, в данных применениях Россия вполне находится на конкурентных позициях, обгоняя большинство стран мира, пожалуй, только за исключением Китая.

В основе цифровой трансформации лежат четыре прорывные технологии: облачные вычисления, большие данные, интернет вещей и искусственный интеллект.

В следующих частях статьи мы рассмотрим их подробнее.