Полотно «Женщина в Саду» кисти французской художницы Мари Бракемон (годы жизни 1840-1916) раскрывает свои корни в академической живописи. В 1859 году девушку приняли в ученицы легендарного живописца Жана-Огюста-Доминика Энгра (годы жизни 1780-1867). Несмотря на то, что она многому научилась у французского мастера, позже Мари вспоминала, что боялась его сурового характера, и заметила, что Энгр в некотором смысле относился ко всем своим ученицам немного иначе, нежели к ученикам-мужчинам.
Бракемон писала:
«Строгость господина Энгра пугала меня до чёртиков. Потому как он сомневался в мужественности и настойчивости женщины в области живописи. Он поручал им рисовать лишь только цветы, фрукты, натюрморты, портреты и жанровые сцены».
Помимо этого выдающийся искусствовед Филипп Берти (годы жизни 1830-1890) называл художницу «одним из самых умных учеников в студии Энгра».
Ранние портреты в карьере Бракемон являются прекрасными образцами академического реализма. Именно здесь на садовом стуле сидит натурщица – это родная сестра художницы Луиза, которая частенько работала для неё моделью. Взъерошенный шлейф её белоснежного платья вливается в пространство между чопорной молодой девушкой и зрителем.
Её нежные руки, мирно лежащие на спинке стула, являются, пожалуй, самой яркой отсылкой к учителю Бракемон – Энгру. Кончики изящных пальцев девушки отточены почти до мельчайших точек, в своих работах Энгр делал то же самое, он был хорошо известен своими обычно довольно тонкими и изящными искажениями человеческой фигуры.
Луизу обрамляет густая зелень пышного сада сразу позади неё. В этой картине, созданной, вполне вероятно, по крайней мере, через пол десятилетия после того, как Бракемон покинула студию Энгра, художница всё ещё использует несколько утончённую манеру письма своей ранней, доимпрессионистской художественной карьеры. Другая её работа под названием «Женщина в Белом» (1880 год) очень похожа на эту картину как по стилю, так и по тематике. Фактически, «Женщина в Белом» впоследствии стала весьма популярной темой для многих художников-импрессионистов.
На протяжении всей своей творческой карьеры Бракемон продолжала создавать произведения искусства – от рисунков и гравюр до полностью готовых картин – в несколько ограниченном диапазоне тематик: домашние сцены, портреты, пейзажи и натюрморты. Это были вполне себе стандартные темы для женщин-импрессионисток, которые из-за своего пола и класса (а все они были женщинами среднего или же высшего звена) были сильно ограничены в том, что и где они могли рисовать.
К примеру, женщине-художнице из XIX столетия было бы весьма неуместно рисовать обнажённую натуру, будь то мужчина или женщина. «Настоящие» женщины не могли свободно передвигаться по современному городу без мужского сопровождения, именно поэтому женщины-импрессионистки никак не могли создавать жанровые сцены, которые в ту пору уже стали обычным явлением для многих их коллег-мужчин. Оживлённые сцены в барах и на танцевальных площадках обходились без девушек-художниц.
- Художник – Мари Бракемон
- Название – «Женщина в Саду»
- Год создания – 1877
- Размеры – 140 х 60 сантиметров
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – частная коллекция