Найти тему
Молчаливый Чань

Правильные воззрения. Samyak drṣti

Правильные воззрения. Samyak drṣti

Клуб ШаолиньMarch 05, 2024

Благородный Восьмеричный Путь.                                                                                                        Приступая к изучению буддизма, вначале важно усвоить его основные доктринальные положения. Они содержатся в «Сутре Первого поворота колеса Дхармы» (Dharma-cakra-pravartana Sutra). Эта сутра считается первой сутрой, которую изложил Будда. Можно сказать, что в ней описано его первое открытие в результате просветления.                                                         В сутре описаны Четыре благородные истины:                                                                             1)      Duhkha (Истина о страдании)                                                                                     2)     Samudaya (Истина о возникновении)                                                                                   3)      Nirodha (Истина о прекращении)                                                                                          4)      Marga (Истина о Пути)                                                                                                                Данный раздел посвящен четвертому пункту – «Путь, ведущий к прекращению страданий», тот самый Благородный Восьмеричный Путь. Здесь мы постараемся дать описание Благородного Восьмеричного Пути в соответствии с подходом Чань. Мы понимаем Чань как подход не только к буддийскому учению, но и как подход к жизни в целом - специфический поход к «я» и к окружающему миру. Мы стремимся описать внутренний аспект, описать состояние, которое должно реализовываться при обращении к тому или иному этапу Пути.                                           Часть первая. Samyak drṣti.
    Правильные воззрения (мировоззрение, картина мира).
Речь пойдет, в первую очередь, о воззрениях, связанных с ответами на вопросы «Что есть мир?», «Что такое «я»?, «Что такое нирвана и Путь?»Воззрения на мир  (Что такое мир?)
       Согласно буддийским воззрениям, мир - это сансара.  Сансара обладает тремя признаками (tri lakṣana):·    anitya (изменчивость),·    anatman («не-я»),·    duhkha (страдание). В некоторых буддийских школах сансару принято символически изображать в виде круга с несколькими уровнями.  В самом центре изображены петух, змея и свинья. Они символизируют три яда (trini akuṣala), которыми «пропитано» пребывание в сансаре: алчность (lobha), неведение (moha), неприятие (dveṣa). Из-за этих трёх ядов и трёх признаков сансары рождаются клеши (аффективные состояния) и карма всех местопребываний и живых существ.                                       Следующий уровень на изображении, средний, состоит из шести секторов – это шесть миров (местопребывания, локи):·                                                                                                              Naraka-loka, адские миры (делятся на холодные и горячие)·                                                                  Preta-loka, мир голодных духов·                                                                                                      Tiryaka-loka, мир животных·                                                                                                                  Manuṣya-loka, мир людей·                                                                                                                          Asura-loka, мир асуров·                                                                                                                          Deva-loka, божественные миры                                                                                                              Внешний круг разделен на 12 частей, они символизируют 12 нидан -  цепь взаимообусловленного возникновения (pratitya-samutpada):                                                           1.     Avidya (неведение)                                                                                                                      2.     Samskara (состояния ума)                                                                                                             3.     Vijñana (сознание)                                                                                                                     4.     Namarupa (имя-форма)                                                                                                              5.     Ṥat ayatana (шесть баз сознания)                                                                                           6.     Sparṣa (контакт)                                                                                                                                   7.     Vedana (чувство, ощущение)                                                                                                                   8.     Trṣna (жажда)                                                                                                                                  9.     Upadana (привязанность)                                                                                                                 10. Bhava (становление)                                                                                                                              11. Jati (рождение)                                                                                                                                    12. Jaramarana (старение и смерть)                                                                                                        Пример изображения Колеса сансары см.выше.
Где находятся все эти миры (локи) сансары? Лишь в сознании. Можно сказать, что весь буддизм – это описание ума человека. Появление «внешних» объектов в сознании кармически обусловлено. Ты сам (т.е. состояние твоего ума) и являешься причиной такого мира.«Где находится мир? Он образован в твоем уме. Мир есть ты».
          С точки зрения Чань, сансара иллюзорна, то есть не существует, а «существует» она только для того, кто в неё верит и «практикует» её. Практикой сансары сансару и создают. Значит, если сансару не практиковать, то ее и нет вовсе. Если человек живет с неправильным воззрением, то у него в сознании возникает 6 миров и 40 местопребываний. Ведь, на самом деле, нет никаких местопребываний, это всего лишь ум, его содержание. А верить в реальность сансары - это и есть практиковать её.   Чем обусловлено местопребывание? - Задачей, которую человек пытается решать. Например, борьба с жизненными трудностями, достижение материального или нематериального благополучия, движение к чему-либо, познание, освобождение, ощущения, чувства, целеполагание – это все действия, создающие миры. В разных мирах – разное целеполагание и состояние. Все человеческие мотивации или мысли (кроме нирваны) относятся к одному из шести миров сансары. И если какая-либо мотивация у человека «застревает», становится преобладающей и излюбленной, то человек связывается с соответствующим миром. Так мысли и мотивации конструируют сансару. Опишем преобладающие состояния и мотивации разных миров:·                                                                                                                                           1. Мир нараков – страх, борьба с жизненными трудностями при полном невнимании к страданиям других. «Мне самому плохо, а я еще про других буду думать!» Так человек становится безжалостным.·                                                                                                                                          2. Мир претов – невозможность реализовать что-либо. «У меня не получается и никогда не получится». Своеобразная медитация на невозможности. При этом человек пытается через силу достичь то, что не получается. Также это состояние насилия над другими, когда человек признает нормальным обманывать, грабить, порабощать и т.д. Такие состояния не человеческие, это состояния нижних миров.                                                                                                                         3. Состояние «приятно мучить других» - это состояние ракшасов (духи нижних миров): «Не мы такие, жизнь такая».·                                                                                                                                   4. Мир животных – преобладающее состояние тупость, без радости ума, красоты и искусства. Нет радости тонкого интеллектуального познания. Очень низкий уровень потребностей, в том числе и витальных (поесть, поспать) и нежелание его повысить. Отсутствие радости труда, творчества и развития. «Я человек простой», «Мне больше и не надо».·                                                                  5.Мир людей – преобладающее состояние – двойственность, неопределенности, но одновременно есть возможность выбора: роста в «верхние миры» или падения в нижние. В буддийских источниках упоминается 8 мирских забот, или 8 мирских дхарм, например, желание добиться самореализации, стать лучше других, что-то построить, увидеть плоды своего труда, стать руководителем, царем, чемпионом, стать богатым, сделать хорошую карьеру, создать семью.·                                                                                                                                                    6.Мир богов - сверхчеловеческие состояния: желание тонких состояний ума, желание высокого искусства, стремление постоянно быть духовным и сделать всех духовными, состояние растворения во вселенной, желание магических и сверх обычных способностей, желание уйти из этого мира.                                                                                                                                               Но всегда есть еще одна мотивация – состояние Будды.
Мотивация рождает поведение, действия, карму, а значит, ведет к соответствующим последствиям в этой жизни и к будущим перерождениям. Отследив свою мотивацию перед совершением какого-либо действия, человек может понять, какой мир он сейчас будет «строить».С точки зрения буддизма, существует лишь три правильные мотивации – к Будде, к нирване и к Пути, что, по сути, является одной и той же мотивацией. Когда у тебя рождается какая-либо мотивация, перед действием вспомни, что в тебе всегда есть мотивация Будды,  и она способна «расклеить» все остальные мотивации.Воззрения на нирвану
·    Три драгоценности как основа мира·    Четыре шуньяты как основа практики.                                     Три драгоценности как основа мира·.                                                                                                                     Будда: Внешний аспект - это Будда Шакьямуни, будды всех миров, создатели и проводники буддизма, учителя. Внутренний аспект - это собственная природа будды, находящаяся в сердце-сознании. Внешний аспект не работает без внутреннего. Таким образом, поклоны Будде - это не поклоны какому-то изображению, а поклоны своей внутренней природе Будды, попытка достучаться до нее.·                                                                                                                                  Т                                                                                                                                  Дхарма: Внешний аспект - это учение, мудрость, сутры, книги. Внутренний аспект - это дхарма как состояние ума, все частицы мира.Знание и мудрость содержатся не только в книгах и лекциях, но оно - и во всех предметах. Можно идти через книги и лекции, а можно идти через непосредственное постижение дхарм. Для этого не надо ни учителей, ни книжек. «Чем занимаешься? – Ношу воду, рублю дрова». Дхарма содержится во всем. Если ты еще не умеешь увидеть мудрость во всем, тогда требуются учителя и книги . Цель книг – дать опору, инструмент и перевести человека к непосредственному постижению, чтобы он начал сам открывать Дхарму во всех предметах.·                                                                                                                                     Сангха. Во внешнем аспекте -это община практикующих буддийских монахов. Внутренний аспект - это все живые существа. Все живые существа объединены наличием страдания и желают от страданий избавиться, и в этом они все друг другу могут помочь. Поэтому все живые существа - это помощники друг другу, нет врагов и недоброжелателей.                                                           Четыре базовые шуньяты:                                                                                                                       1)    Bahirdha. Шуньята внешнего. Где найти абсолют? Что есть реальное существование? Рассматривая эти вопросы, буддийские философы обнаружили, что предметы материального мира не обладают реальным существованием, т.к. они взаимообусловлены, являются лишь временным соединением частей. К примеру, стол. Чтобы этот предмет появился, принял форму стола, необходимо было соединение дерева, клея, мебельного цеха и столяра. Значит, стол не существует независимо от всех этих составляющих частей, он уже содержит их в себе. А эти части, в свою очередь, тоже появились как соединение множества других частей. Далее - все изменчиво (anitya), а значит, постоянно разрушается, меняет форму. И этот стол лишь временно имеет форму, которую мы можем именовать «столом». Он неизбежно разрушится и станет частью других вещей. Внешняя форма не самостоятельна, все вещи пусты от своего собственного содержания, они взаимообусловлены.                                                                                            2)     Adhyatma. Шуньята внутреннего.Не только все события, явления и вещи есть пустота, но и ты сам - пустота. А как увидеть себя, свое «я»? Оно появляется от восприятия чего-либо как «моё»: моя семья, моя работа, моё имущество, привычки, мнения и т.д. Далее начинается отстаивание «моего», цепляние, не готовность отдать то, что ты считаешь своим. Цепляние легко заметить, когда это «моё» отбирают, когда что-то вдруг исчезает из жизни.Реализация шуньяты внутреннего ведет к тому, что человек легко получает что-либо и легко расстается с чем угодно. Именно поэтому ему много дается. Невозможность чего-либо - это отсутствие легкости «я», страх расстаться с собой. Например, выполнение комплекса ушу выправляет тело, но в первую очередь - ум. Чтобы  правильно сделать нормативное движение - нужно отказаться от себя. «Нет ничего, что один человек может пожалеть другому, включая собственную жизнь». Как можно оскорбить человека? - Задеть его «я». Но как оскорбить того, кто растворил «я»?Возникает вопрос: а как тогда жить в этом мире, ходить на работу, выполнять жизненные задачи, не опираясь на «я»? – Нужно понять, что окружающая действительность есть единый мировой процесс, ты - лишь часть этого процесса, ты действуешь потому, что ты участник движения дхарм. Но делать это ты должен качественно, не размышляя о том, твоё это или не твоё, без мнений. Убери себя из работы и работа станет правильной. Процесс есть, но тебя в нем нет, ты изымаешь «себя» из процесса: «я» - часть Дао.Отличие интересов от ценностей. Интересы основаны на «я». Интересы разных людей неизбежно войдут в конфликт. Интерес – основан на мотивации  при сохранении «я», ценность – на мотивации выше «я» (например, Родина). А ценность - это когда человек готов много работать за бесплатно и даже собой пожертвовать, ценность выше меня. Умение расставаться с собой, но быть в потоке.
3)  Шуньята скандх .С помощью медитации начинаем в скандхах различать объект и «я»; очищаем восприятие цвета, запаха, вкуса и т.д.: убираем «я» из шести врат.                                                              4) Большая пустота. Устраняется недвойственность, появляется недвойственный взгляд на вещи. Отсутствие противоположностей и какой-либо борьбы и противоречий.Воззрения на Путь (чаньский подход к внутренней работе)
Чань дает возможность взглянуть на известные всем буддистам концепции под новым, нестандартным углом. Чаньский подход состоит в том, чтобы максимально приблизится к проблеме, и затем преодолеть ее, выйти за рамки.                                                                        Разберем вкратце, как этот подход «работает».На примере трех характеристик сансары:·           Страдание (duhkha) трогает только того, кто разделяет воззрение о том, что мир наполнен страданиями, кто не разглядел в происходящем иного содержания.·                             Непостоянство (anitya) - это свойство сансары и присутствует оно постоянно. А если непостоянство постоянно, значит, нет никакого непостоянства. Всё всегда существует, просто оно меняет свою форму.·    «Не-я» (anatman). Нет никакого «отсутствия «я». Ведь если «я» нет, то как оно может отсутствовать? Ты есть… но это совсем не тот «ты», которого ты себе представляешь. «Я» есть, но оно размером со вселенную. Чань тебя не ограничивает, а наоборот, увеличивает. Не надо от себя избавляться, наоборот, бери больше.                                                                               На примере Трех ядов:·    Алчность. Разве алчность - это плохо? Плоха лишь маленькая алчность. Ты слишком мало берешь и в этом - твое преступление. Бери все деньги мира, и ни копейкой меньше! Желание сразу всех миров – это, в конечном счете, является желанием Будды.·                                                                                   Неприятие. Ты что-то сильно не любишь? Но плохо лишь маленькое неприятие, чего-то конкретного. А если не принимать сразу всю сансару, то останется лишь нирвана.·                  Неведение. Разве неведение - это плохо? Любая философия есть форма заблуждения, просто более тонкая. Если ты практикуешь заблуждение постоянно, то со временем ты растешь в заблуждениях, твои заблуждения утончаются. А утончение заблуждений со временем приведет тебя к буддизму.                                                                                                                                                    В сравнении с другими направлениями буддизма:·    позиция Хинаяны – надо бороться со злом в уме, с клешами.·    позиция Махаяны – нужно с помощью философии разделять все на правильное и неправильное.·    Чань говорит, что не надо отрицать сансару. Как раз отрицанием сансары вы и не даете ей закончится. Позиция Чань и тантры – «Вы где все это плохое (злое, грязное, недуховное) нашли? Вы сами все это и выдумали!» Поэтому чаньцы сразу идут в жизнь. А зачем от жизни уходить «в какую-то духовность»? Надо масштабировать, расширять сознание и ты увидишь, что нет никакой «сансарической» жизни. Человек  же сознательно себя «заужает» и тем самым сам и «организует» сансару. Жизнь всегда дает возможности расширения, но обычный человек постоянно отказывается. С точки зрения Чань, такой человек не практикует. Практиковать – это использовать все, что предлагает жизнь. Это перекликается с подходом тантры - с помощью медитации из яда выплавляется эликсир для преобразования ума.Особенность принципов Чань в том, что они могут быть легко перенесены во времени, из далекого прошлого. Чань вечно живой, он не может умереть, он ситуационный. Ты сам переделываешь Чань в свою жизнь, и жизнь в Чань.К чему ведет правильное воззрение? Дает возможность очень быстро раскрутить всё колесо сансары «до конца». Чань говорит нам: «Ты слишком медленно его прокручиваешь!». Карма появляется от того, что ты где-то завис, от недоделок. Причем делать нужно не руками, а пониманием. И тогда у тебя заканчивается карма данного действия. Делать - хорошо, плохо - недоделывать.Чань ставит вопрос: «А почему твое намерение такое маленькое? Почему не как у Будды? Например, «Сегодня я уже без сил, сделал все что мог, но завтра я встану и пойду дальше», — значит, сегодня ты реализовал Будду до конца. «Да, в этом мире есть физические ограничения, но мы ещё дойдем до результата в другой локе!» С таким намерением ты становишься неуничтожим, так как ты уже образовываешь рождение в следующем мире.Как может умереть тот, кто здесь не живет? Смерть существует как намерение, в реальности ее нет. Задача жизни - растворить этот мир ДО физической смерти, растворить внутри себя, т.е. преодолеть сансару, трансцедентировать.
Благородный Восьмеричный Путь. Приступая к изучению буддизма, вначале важно усвоить его основные доктринальные положения. Они содержатся в «Сутре Первого поворота колеса Дхармы» (Dharma-cakra-pravartana Sutra). Эта сутра считается первой сутрой, которую изложил Будда. Можно сказать, что в ней описано его первое открытие в результате просветления. В сутре описаны Четыре благородные истины: 1)      Duhkha (Истина о страдании) 2)     Samudaya (Истина о возникновении) 3)      Nirodha (Истина о прекращении) 4)      Marga (Истина о Пути) Данный раздел посвящен четвертому пункту – «Путь, ведущий к прекращению страданий», тот самый Благородный Восьмеричный Путь. Здесь мы постараемся дать описание Благородного Восьмеричного Пути в соответствии с подходом Чань. Мы понимаем Чань как подход не только к буддийскому учению, но и как подход к жизни в целом - специфический поход к «я» и к окружающему миру. Мы стремимся описать внутренний аспект, описать состояние, которое должно реализовываться при обращении к тому или иному этапу Пути. Часть первая. Samyak drṣti. Правильные воззрения (мировоззрение, картина мира). Речь пойдет, в первую очередь, о воззрениях, связанных с ответами на вопросы «Что есть мир?», «Что такое «я»?, «Что такое нирвана и Путь?»Воззрения на мир  (Что такое мир?) Согласно буддийским воззрениям, мир - это сансара. Сансара обладает тремя признаками (tri lakṣana):·    anitya (изменчивость),·    anatman («не-я»),·    duhkha (страдание). В некоторых буддийских школах сансару принято символически изображать в виде круга с несколькими уровнями. В самом центре изображены петух, змея и свинья. Они символизируют три яда (trini akuṣala), которыми «пропитано» пребывание в сансаре: алчность (lobha), неведение (moha), неприятие (dveṣa). Из-за этих трёх ядов и трёх признаков сансары рождаются клеши (аффективные состояния) и карма всех местопребываний и живых существ. Следующий уровень на изображении, средний, состоит из шести секторов – это шесть миров (местопребывания, локи):·       Naraka-loka, адские миры (делятся на холодные и горячие)·       Preta-loka, мир голодных духов·       Tiryaka-loka, мир животных·       Manuṣya-loka, мир людей·       Asura-loka, мир асуров·       Deva-loka, божественные миры Внешний круг разделен на 12 частей, они символизируют 12 нидан -  цепь взаимообусловленного возникновения (pratitya-samutpada): 1.     Avidya (неведение) 2.     Samskara (состояния ума) 3.     Vijñana (сознание) 4.     Namarupa (имя-форма) 5.     Ṥat ayatana (шесть баз сознания) 6.     Sparṣa (контакт) 7.     Vedana (чувство, ощущение) 8.     Trṣna (жажда) 9.     Upadana (привязанность) 10. Bhava (становление) 11. Jati (рождение) 12. Jaramarana (старение и смерть) Пример изображения Колеса сансары см.выше. Где находятся все эти миры (локи) сансары? Лишь в сознании. Можно сказать, что весь буддизм – это описание ума человека. Появление «внешних» объектов в сознании кармически обусловлено. Ты сам (т.е. состояние твоего ума) и являешься причиной такого мира.«Где находится мир? Он образован в твоем уме. Мир есть ты». С точки зрения Чань, сансара иллюзорна, то есть не существует, а «существует» она только для того, кто в неё верит и «практикует» её. Практикой сансары сансару и создают. Значит, если сансару не практиковать, то ее и нет вовсе. Если человек живет с неправильным воззрением, то у него в сознании возникает 6 миров и 40 местопребываний. Ведь, на самом деле, нет никаких местопребываний, это всего лишь ум, его содержание. А верить в реальность сансары - это и есть практиковать её. Чем обусловлено местопребывание? - Задачей, которую человек пытается решать. Например, борьба с жизненными трудностями, достижение материального или нематериального благополучия, движение к чему-либо, познание, освобождение, ощущения, чувства, целеполагание – это все действия, создающие миры. В разных мирах – разное целеполагание и состояние. Все человеческие мотивации или мысли (кроме нирваны) относятся к одному из шести миров сансары. И если какая-либо мотивация у человека «застревает», становится преобладающей и излюбленной, то человек связывается с соответствующим миром. Так мысли и мотивации конструируют сансару. Опишем преобладающие состояния и мотивации разных миров:·     1. Мир нараков – страх, борьба с жизненными трудностями при полном невнимании к страданиям других. «Мне самому плохо, а я еще про других буду думать!» Так человек становится безжалостным.·     2. Мир претов – невозможность реализовать что-либо. «У меня не получается и никогда не получится». Своеобразная медитация на невозможности. При этом человек пытается через силу достичь то, что не получается. Также это состояние насилия над другими, когда человек признает нормальным обманывать, грабить, порабощать и т.д. Такие состояния не человеческие, это состояния нижних миров. 3. Состояние «приятно мучить других» - это состояние ракшасов (духи нижних миров): «Не мы такие, жизнь такая».·     4. Мир животных – преобладающее состояние тупость, без радости ума, красоты и искусства. Нет радости тонкого интеллектуального познания. Очень низкий уровень потребностей, в том числе и витальных (поесть, поспать) и нежелание его повысить. Отсутствие радости труда, творчества и развития. «Я человек простой», «Мне больше и не надо».·     5.Мир людей – преобладающее состояние – двойственность, неопределенности, но одновременно есть возможность выбора: роста в «верхние миры» или падения в нижние. В буддийских источниках упоминается 8 мирских забот, или 8 мирских дхарм, например, желание добиться самореализации, стать лучше других, что-то построить, увидеть плоды своего труда, стать руководителем, царем, чемпионом, стать богатым, сделать хорошую карьеру, создать семью.·     6.Мир богов - сверхчеловеческие состояния: желание тонких состояний ума, желание высокого искусства, стремление постоянно быть духовным и сделать всех духовными, состояние растворения во вселенной, желание магических и сверх обычных способностей, желание уйти из этого мира. Но всегда есть еще одна мотивация – состояние Будды. Мотивация рождает поведение, действия, карму, а значит, ведет к соответствующим последствиям в этой жизни и к будущим перерождениям. Отследив свою мотивацию перед совершением какого-либо действия, человек может понять, какой мир он сейчас будет «строить».С точки зрения буддизма, существует лишь три правильные мотивации – к Будде, к нирване и к Пути, что, по сути, является одной и той же мотивацией. Когда у тебя рождается какая-либо мотивация, перед действием вспомни, что в тебе всегда есть мотивация Будды,  и она способна «расклеить» все остальные мотивации.Воззрения на нирвану ·    Три драгоценности как основа мира·    Четыре шуньяты как основа практики. Три драгоценности как основа мира·.   Будда: Внешний аспект - это Будда Шакьямуни, будды всех миров, создатели и проводники буддизма, учителя. Внутренний аспект - это собственная природа будды, находящаяся в сердце-сознании. Внешний аспект не работает без внутреннего. Таким образом, поклоны Будде - это не поклоны какому-то изображению, а поклоны своей внутренней природе Будды, попытка достучаться до нее.·   Т   Дхарма: Внешний аспект - это учение, мудрость, сутры, книги. Внутренний аспект - это дхарма как состояние ума, все частицы мира.Знание и мудрость содержатся не только в книгах и лекциях, но оно - и во всех предметах. Можно идти через книги и лекции, а можно идти через непосредственное постижение дхарм. Для этого не надо ни учителей, ни книжек. «Чем занимаешься? – Ношу воду, рублю дрова». Дхарма содержится во всем. Если ты еще не умеешь увидеть мудрость во всем, тогда требуются учителя и книги . Цель книг – дать опору, инструмент и перевести человека к непосредственному постижению, чтобы он начал сам открывать Дхарму во всех предметах.·    Сангха. Во внешнем аспекте -это община практикующих буддийских монахов. Внутренний аспект - это все живые существа. Все живые существа объединены наличием страдания и желают от страданий избавиться, и в этом они все друг другу могут помочь. Поэтому все живые существа - это помощники друг другу, нет врагов и недоброжелателей. Четыре базовые шуньяты: 1)    Bahirdha. Шуньята внешнего. Где найти абсолют? Что есть реальное существование? Рассматривая эти вопросы, буддийские философы обнаружили, что предметы материального мира не обладают реальным существованием, т.к. они взаимообусловлены, являются лишь временным соединением частей. К примеру, стол. Чтобы этот предмет появился, принял форму стола, необходимо было соединение дерева, клея, мебельного цеха и столяра. Значит, стол не существует независимо от всех этих составляющих частей, он уже содержит их в себе. А эти части, в свою очередь, тоже появились как соединение множества других частей. Далее - все изменчиво (anitya), а значит, постоянно разрушается, меняет форму. И этот стол лишь временно имеет форму, которую мы можем именовать «столом». Он неизбежно разрушится и станет частью других вещей. Внешняя форма не самостоятельна, все вещи пусты от своего собственного содержания, они взаимообусловлены. 2)     Adhyatma. Шуньята внутреннего.Не только все события, явления и вещи есть пустота, но и ты сам - пустота. А как увидеть себя, свое «я»? Оно появляется от восприятия чего-либо как «моё»: моя семья, моя работа, моё имущество, привычки, мнения и т.д. Далее начинается отстаивание «моего», цепляние, не готовность отдать то, что ты считаешь своим. Цепляние легко заметить, когда это «моё» отбирают, когда что-то вдруг исчезает из жизни.Реализация шуньяты внутреннего ведет к тому, что человек легко получает что-либо и легко расстается с чем угодно. Именно поэтому ему много дается. Невозможность чего-либо - это отсутствие легкости «я», страх расстаться с собой. Например, выполнение комплекса ушу выправляет тело, но в первую очередь - ум. Чтобы  правильно сделать нормативное движение - нужно отказаться от себя. «Нет ничего, что один человек может пожалеть другому, включая собственную жизнь». Как можно оскорбить человека? - Задеть его «я». Но как оскорбить того, кто растворил «я»?Возникает вопрос: а как тогда жить в этом мире, ходить на работу, выполнять жизненные задачи, не опираясь на «я»? – Нужно понять, что окружающая действительность есть единый мировой процесс, ты - лишь часть этого процесса, ты действуешь потому, что ты участник движения дхарм. Но делать это ты должен качественно, не размышляя о том, твоё это или не твоё, без мнений. Убери себя из работы и работа станет правильной. Процесс есть, но тебя в нем нет, ты изымаешь «себя» из процесса: «я» - часть Дао.Отличие интересов от ценностей. Интересы основаны на «я». Интересы разных людей неизбежно войдут в конфликт. Интерес – основан на мотивации при сохранении «я», ценность – на мотивации выше «я» (например, Родина). А ценность - это когда человек готов много работать за бесплатно и даже собой пожертвовать, ценность выше меня. Умение расставаться с собой, но быть в потоке. 3)  Шуньята скандх .С помощью медитации начинаем в скандхах различать объект и «я»; очищаем восприятие цвета, запаха, вкуса и т.д.: убираем «я» из шести врат. 4) Большая пустота. Устраняется недвойственность, появляется недвойственный взгляд на вещи. Отсутствие противоположностей и какой-либо борьбы и противоречий.Воззрения на Путь (чаньский подход к внутренней работе) Чань дает возможность взглянуть на известные всем буддистам концепции под новым, нестандартным углом. Чаньский подход состоит в том, чтобы максимально приблизится к проблеме, и затем преодолеть ее, выйти за рамки. Разберем вкратце, как этот подход «работает».На примере трех характеристик сансары:·     Страдание (duhkha) трогает только того, кто разделяет воззрение о том, что мир наполнен страданиями, кто не разглядел в происходящем иного содержания.·     Непостоянство (anitya) - это свойство сансары и присутствует оно постоянно. А если непостоянство постоянно, значит, нет никакого непостоянства. Всё всегда существует, просто оно меняет свою форму.·    «Не-я» (anatman). Нет никакого «отсутствия «я». Ведь если «я» нет, то как оно может отсутствовать? Ты есть… но это совсем не тот «ты», которого ты себе представляешь. «Я» есть, но оно размером со вселенную. Чань тебя не ограничивает, а наоборот, увеличивает. Не надо от себя избавляться, наоборот, бери больше. На примере Трех ядов:·    Алчность. Разве алчность - это плохо? Плоха лишь маленькая алчность. Ты слишком мало берешь и в этом - твое преступление. Бери все деньги мира, и ни копейкой меньше! Желание сразу всех миров – это, в конечном счете, является желанием Будды.·     Неприятие. Ты что-то сильно не любишь? Но плохо лишь маленькое неприятие, чего-то конкретного. А если не принимать сразу всю сансару, то останется лишь нирвана.·     Неведение. Разве неведение - это плохо? Любая философия есть форма заблуждения, просто более тонкая. Если ты практикуешь заблуждение постоянно, то со временем ты растешь в заблуждениях, твои заблуждения утончаются. А утончение заблуждений со временем приведет тебя к буддизму. В сравнении с другими направлениями буддизма:·    позиция Хинаяны – надо бороться со злом в уме, с клешами.·    позиция Махаяны – нужно с помощью философии разделять все на правильное и неправильное.·    Чань говорит, что не надо отрицать сансару. Как раз отрицанием сансары вы и не даете ей закончится. Позиция Чань и тантры – «Вы где все это плохое (злое, грязное, недуховное) нашли? Вы сами все это и выдумали!» Поэтому чаньцы сразу идут в жизнь. А зачем от жизни уходить «в какую-то духовность»? Надо масштабировать, расширять сознание и ты увидишь, что нет никакой «сансарической» жизни. Человек  же сознательно себя «заужает» и тем самым сам и «организует» сансару. Жизнь всегда дает возможности расширения, но обычный человек постоянно отказывается. С точки зрения Чань, такой человек не практикует. Практиковать – это использовать все, что предлагает жизнь. Это перекликается с подходом тантры - с помощью медитации из яда выплавляется эликсир для преобразования ума.Особенность принципов Чань в том, что они могут быть легко перенесены во времени, из далекого прошлого. Чань вечно живой, он не может умереть, он ситуационный. Ты сам переделываешь Чань в свою жизнь, и жизнь в Чань.К чему ведет правильное воззрение? Дает возможность очень быстро раскрутить всё колесо сансары «до конца». Чань говорит нам: «Ты слишком медленно его прокручиваешь!». Карма появляется от того, что ты где-то завис, от недоделок. Причем делать нужно не руками, а пониманием. И тогда у тебя заканчивается карма данного действия. Делать - хорошо, плохо - недоделывать.Чань ставит вопрос: «А почему твое намерение такое маленькое? Почему не как у Будды? Например, «Сегодня я уже без сил, сделал все что мог, но завтра я встану и пойду дальше», — значит, сегодня ты реализовал Будду до конца. «Да, в этом мире есть физические ограничения, но мы ещё дойдем до результата в другой локе!» С таким намерением ты становишься неуничтожим, так как ты уже образовываешь рождение в следующем мире.Как может умереть тот, кто здесь не живет? Смерть существует как намерение, в реальности ее нет. Задача жизни - растворить этот мир ДО физической смерти, растворить внутри себя, т.е. преодолеть сансару, трансцедентировать.