Найти тему
Маньяк на кофеине

Обзор настольной игры Лихолетье/Evenfall. Ковен, ведьмы, два котла

В рамках GamesDay нам посчастливилось попробовать грядущую новинку от издательства Gaga games (за что им, конечно же, огромное спасибо) под названием Evenfall - в локализации - Лихолетье или, если переводить в духе "Дэна, которому можно доверять", "Чëтнопад".

Эта игра рассказывает о нескольких ковенах ведьм, которые соревнуются з а место под солнцем. Но, если обратиться к лору игры....

"Близится закат этого мира, и ведьмовские ковены готовятся к новой эре. Evenfall - это время, когда рушатся границы реальности и пробуждается сверхъестественные силы. Врата Мирового Древа открываются, даруя вам доступ в неизведанные, отдаленные регионы. Неофитам и старейшинам вашего клана предстоит открывать новые Места Силы и контролировать их для проведения тайных ритуалов и захват Камней Силы. Но на Зачарованном троне есть только одно место, достанет ли у вашего ковена сил, чтобы повести мир в новую эру?"

-2

Игра эта, по сути, представляет из себя нечто подобное Сезонам или Res Arcana - она построена на карточном движке, где вы пытаетесь выкрутить из имеющихся карт и ресурсов максимум победных очков.

Правила игры - витиеваты, ведь здесь сплелись непало механик: карточный движок, ареамажорити, шиломыльный обмен ресурсов, обвешивание скорингами, словно казак медальками, скрытые ставки (Или как еще описать механику, где вы взакрытую вкидываетесь маной в битву за регионы) - и многое другое.

Так вот, у вас есть свой Ковен ведьм, все - сплошь асимметричные (но при желании можно играть и на одинаковых сторонах планшетов), и три раунда, которые начинаются с "разведки"- своеобразной фазы дохода, в течение которой предстоит а) собирать ресурсы - знания (книжечки), зелья (колбочки), травушки, а также добирать карты из колоды (весь цимес будет происходить за их счет) и накапливать ману - волшебные силы, которые в фазу битвы за регионы позволят отжимать у соперников необходимое вам ништяки.

-3

Далее, что по действиям? Можно отправить младших ведьмочек (Старейшины не так легки на подъем), чтобы открыть новое место силы. Одна-две представительницы Ковена отправятся в выбранный вами регион и "принесут" во Внешний круг вашего клана локацию, которая будет приносить ресурсы , а при перемещении во внутренний круг в конце игры подарит победные очки (правда, и "плодоносить" оттого перестанет).

В локациях, что попали во власть вашего клана, можно разыгрывать ритуалы - те самые карты, что вы добираете в начале хода (да и почти всегда). Здесь есть артефакты и фамильяры - обладают разовыми мгновенными эффектами или возможностями для повторных активаций в зависимости от того, в какой регион они будут помещены или без оной. Лишить соперников ресурсов, потянуть карты, перегнать одни ресурсы в другие или конвертировать ману/сбросить карты в обмен на ПО. Есть Специалисты или члены совета - если первые дарят мощную пассивку, например, собирать "урожай" с локаций, что вы добавляете в свой круг, то вторые - дают условия набора ПО или дополнительные скоринги. За счет карт в игре и творится большая часть движа.

Кроме того, можно воспользоваться клановым действием - оно доступно раз в раунд и позволяет, например, собрать урожай с локаций или вытянуть из всех имеющихся мест силы ману. Можно встроить улучшения в места силы - например, серп (не путать со стегмайеровским!) - удвоит собираемые ресурсы с локации, а сфера - позволит прокачать силу вашего ковена - и получить разовые ништяки, которые, разумеется, у всех ведьм - разные.

Наконец, один из вариантов подействовать в свой ход - отправить ведьм активировать действия различных внешних регионов и уже присвоенных мест силы. Причем количество ведьм, которые отправились за пределы своих территорий, будет учитываться в разрешении последующих битв.

После того, как все игроки спасовали, начинается "боевая" фаза - весьма условная, так как она представляет собой подсчет большего количества силы в каждом из трех регионов, куда вы отправляли ведьм в течение раунда. Все, кто поприсутствовал в дележе местных ништяков, сравнивает имеющуюся силу и тайно голосует, сколько маны готов потратить на эту схватку. Победитель получает право выбора камней силы (не бесконечности!) - которые, если их принести в нужное место силы, значительно увеличивают количество приобретаемых ПО. Прочие - в зависимости от того, как проявили себя, могут получить какие-либо компенсации - ресурсы, перемещение локаций из внешнего круга - во внутренний, добор карт или просто - победные очки.

После битв наступает время короткой передышки, зализывания ран, нового сбора ресурсов и добора карт, после чего все повторяется еще дважды. После третьего раунда считаются накопленные победные очки, свойства специалистов и членов совета, а также локаций и ритуалов, что удалось перенести во внутренний круг.

-4

Плюсы

Продакшен. За те деньги, что просят на предзаказе (птички шепчут, что он стартует уже на днях!) - это шикарное наполнение. Двухслойные планшеты ковенов, деревянные фишки ресурсов, счетчики для определения трат маны, миплы с принтом, мильён разных карт, серьезно - вы посмотрите на эти арты!

Игровой процесс. На пальцах - он не суперзамороченный, но при этом может крайне широков экстраполироваться и (все как мы любим), можно дендрофекальным методом построить любой, что важно, РАБОТАЮЩИ! движок.

Игра не скатывается в шиломыльное сидение в огороде. Тут надо успеть и за локации побороться, и выгодные камни (бесконечности) у соперника отжать, и при случае ресурсов украсть. Надо следить, кому и что в данный момент выгодно, чтобы подрезать его в моменте. Но при этом агрессивная игра не может свергнуть вас в пучины ада, чтобы вы выбыли из победной гонки.

Минусы

Все-таки есть рандом. А что вы хотели от игр с карточным движком? Перефразируя крылатую фразу - "просто берите из колоды хорошие карты, а плохие - не берите!".

Не все любят вот это жонглирование ресурсами, шило-мыло и перегонку одного в другое, как заправский фунфурье.

Если вы не любите кризисность, необходимость просчитывать, планировать, выстраивать в уме многоходовочки - возможно, вы будете проигрывать в Лихолетье. Возможно, это вас потому и оттолкнет.

-5

О впечатлениях

Evenfall лично для меня был поводом посетить GamesDay - я неоднократно рассказывал о моей любви к "Сезонам", которые входят в топ моих любимых игр (в отличие от упомянутой ранее Res Arcana - во многом за счет элемента гонки), и Лихолетье (ИМХО) представляет собой игру, которая вобрала в себя все лучшее, что есть и в Аркане, и в Сезонах. Действительно, все, кто сели играть на GamesDay согласились, что игра, как говорится в тусовке, "огнище огненных огней", ракета-бомба-петарда, и ее однозначно нужно брать всем и каждому.

Почему все, кто поиграл, сравнивают Лихолетье с Сезонами и Res Arcana? И там, и сям карточный движок, карты надо оплачивать несколькими типами ресурсов, разыгранное приносит какие-то разовые эффекты или дополнительные активации, а то и сильные абилки — делают другие карты дешевле, увеличивают доход, как и в Аркане, какие-то из них можно "тапать" раз в раунд, карточный движок постепенно расширяется, чтобы наделять вас все большими возможностями для заработка ПО, покупки новых карт и трансформации ваших богатств в победные очки. Точно так же у вас будет несколько типов ресурсов, которые при разных картах вы будете как-то трансформировать туда-обратно.

Есть, конечно, немалые различия, и как раз для тех, кто задаётся вопросом "зачем брать Лихолетье?"... если у вас нет подобных игр - брать однозначно, она крутая. А если есть - я полагаю, что подобные настолки вам нравятся, а значит - брать, однозначно, надо!

-6

Нет, я не призываю вас хомячить все подряд - в Evenfall немало нововведений, которые ставят ее особняком от вышеупомянутых настолок. Конечно, каких-то Уникальных Инновационных Фишек нет: в том или ином виде мы видели и выставление рабочих, и скоринг локаций, которые либо приносят ресурсы, либо их нужно успеть превратить в победные очки и ареамажорити тоже во многих играх встречалось в той или иной конфигурации, и скрытые ставки... Но, как водится сейчас в современном игрострое, все эти механики просто по-новой перетасовали, сложили аккуратно и красиво, подстроили под сеттинг, доработали напильником, сбрызнули сверху парфюмом - и вот отличная игра. Лихолетье непременно "зайдет" - если вам нравятся игры на построение карточного движка, если вы любите игры с асимметрией, где каждый участник конфликта каким-то образом выделяется и выстраивает тактику, исходя из своих сильных сторон, если вам нравится плотное, но не удушающее взаимодействие (а оно здесь есть: можно лишить оппонентов карт, ресурсов, подрезать нужные места силы или не дать заполучить камень, который удваивает получаемые ПО за локации и многое многое другое), если вы любите игры, где можно раскрутить невероятные комбинации по перегонке ресурсов одного в другой, другого в третий, а того - в четвертый. Но вместе с тем игра не скатывается в постоянное жонглирование ресурсами, деньгами, монетками и победными очками - здесь удалось соблюсти баланс между обмазывания доходами и пассивками и умелым планированием, и каждый пласт здесь работает хорошо. В игре пристойный баланс - при том, что игра завязана в значительной мере на картах, которые вам выйдут, у нас все игроки пытались строить свою тактику на разных аспектах: кто-то получал очки за мажорити, и вкладывался в получение камней, увеличивающих заработок ПО с мест силы, кто-то пытался, наоборот, жонглировать ресурсами и успешно менять пупу на лупу, я выстраивал тактику, исходя из способности своего Ковена рассылать ведьм в любые места силы, кто-то пытался балансировать на этих стратегиях, и играть от абилок своей фракции, и в итоге мы закончили с примерно равным счётом, то есть не было какого-то дикого разрыва или перекосов в ту или иную сторону, то есть. Можно заявить, что все тактики в той или иной мере работают Это для современных игр очень ценно.

-7

Надо ли брать на предзаказе?

Да, однозначно надо! В своем сегменте - это отличный представитель жанра, и отличная альтернатива Аркане и Сезонам (которые, к слову, попробуй еще найди) - и при этом, НА МОЙ ВЗГЛЯД, они не убивают ни одну из этих игр (там - гонка, сям - драфт, причем не только карт, но и кубиков) - и все играются чуточку по-разному. Возьму ли я себе? Несомненно! Возьму и буду показывать всем и каждому.