Найти тему
Свободное время

Роботы Азимова — новые Адамы или бесправные рабы?

Здравствуйте, дорогие читатели! Возвращаемся к творчеству одного из самых знаменитых фантастов современности — Айзека Азимова.

Я думала, что никогда не вернусь к его произведениям. Настолько яркое впечатление оставили первые три книги цикла «Основание».

Но всё же гложет любопытство, что же такое Азимов про роботов написал. У меня случился некоторый когнитивный диссонанс: с одной стороны из всех утюгов я слышу, что Айзек Азимов — это супервеличина в фантастике, гений, грандмастер, отец научной фантастики. А другой стороны — я вспоминаю цикл «Основание» и вижу перед собой скучный нудный текст, странные идеи, не проработанную вселенную. Может быть, я чего-то не поняла? Может, талант Азимова со временем раскрылся? Может, его писательское мастерство возросло?

-2

Я решила обратиться к ещё одному знаменитому азимовскому циклу про роботов. Тем более что в комментариях писали о том, что роботы и три закона робототехники — это новое рабство.

Но с другой стороны, недавно я посмотрела ролик про «Легенду о големе» на Цифровой истории и увидела связь времён в творчестве Азимова. Роботы, по сути, — это те же големы. И человечество давно мечтает о создании существа, подобного человеку, так сказать, своими руками. А не силой бога. Вообще, первым големом был Адам, пока бог не вдохнул в него жизнь. Големы являются одной из ярких частей древнееврейской мифологии. Их создавали раввины, которых более всего любил бог. Получается такая интересная преемственность в рассказах Азимова. Он берёт свое наследие и вдыхает в него новую жизнь. Мне кажется, очень красиво получается: легенда продолжает жить в будущем.

-3

Я нашла в Интернете самый большой сборник рассказов про роботов. Он называется «Галактическая история 1. Я, робот». В нем четыре части: «Я, робот», «Три закона роботехники», «Роботы и история будущего», «Ещё кое-что о роботах». В книгу входят 37 рассказов. Так как автор оставил нам немаленькое наследие, я решила делать разборы частями, чтобы ничего не упустить. Сегодня поговорим о рассказах «Лучший друг мальчика», «Робби», «Робот ЭЛ-76 попадает не туда», «Кэл», «Салли», «Мечты роботов». Все эти рассказы входят в первую часть «Я, робот». Очень странно то, что большая часть изначальных рассказов для сборника «Я, Робот» вошли в часть «Три закона роботехники». Непонятное решение издателей.

Итак, перейдём к самим рассказам. Сразу хочу сказать, что читаются они гораздо легче «Основания». Это большой плюс. В рассказах появляется юмор. Мне кажется, не очень смешной. Вызывает усмешку: «Юмор пошёл. Понятно». Но, может, кто-то смеялся. Напишите в комментариях.

«Лучший друг мальчика» и «Робби» рассказывают про отношения детей и роботов. Мы погружаемся во вселенную роботов. Что же мы видим? Что роботов выпускают в небольшом количестве для богатых буратин. Общество роботов не любит и побаивается. Но роботы не способны причинить вред людям. Перед нами вскользь проносятся три закона робототехники: Первый закон категорически запрещает роботу вредить людям, второй — приказывает роботу подчиняться людям до тех пор, пока это не станет противоречить первому закону, и, наконец, третий закон приказывает роботу защищать свою жизнь, не нарушая первых двух. Кто их придумал, почему именно так работает робототехника, нам не рассказывают (это будет во второй части сборника рассказов, начиная с рассказа "Хоровод").

-5

Оба рассказа имеют похожий сюжет: в первом мальчик и его семья живёт на Луне (она полностью освоена). Мальчик играет с робопсом. Папаша с мамашей ни с того ни сего решили заменить робопса настоящей собакой. Но мальчик больше любит робота, и робот это понимает и проявляет чувства как у настоящего живого существа. Всё. Азимовское писательское мастерство пока перед нами недораскрылось.

В рассказе «Робби» у маленькой девочки есть робот-нянька Робби. Яжемать эта ситуация до определённого момента устраивала, а потом соседи начали бузить (они считали робота опасным). И яжемать пошла выносить мозги отцу семейства — крупному дельцу. Операция увенчалась успехом, девочке вместо робота подарили собаку (опять!). Тут непонятно, то ли автор считает, что это лучший подарок, способный отвлечь ребёнка от любви и привязанности к роботу, то ли автор так высмеивает эту глупую семью. Отвлечь девочку не удалось. В конце концов она находит своего Робби. Но Сьюзен Келвин (робопсихолог — одна из главных персонажей сборника) говорит журналисту, что девочка всё равно годам к 15 с роботом расстанется. Хэппи-энд как-то сбит.

-6

Азимов в этих рассказах верен себе: вроде на дворе у него XXI век, но мы видим перед собой американцев 40-50-х годов, прямо с плакатов. Мы видим ухоженную домохозяйку и мужчину либо в строгом костюме, либо в халате -успешного дельца и их лапушек-деток. Так было и в «Основании» — тысячи лет прошли, а люди вообще не изменились. Но может, в других рассказах автор перерастёт этот свой недостаток?

Роботы, кстати, во всех рассказах выглядят железными дровосеками.

«Робот ЭЛ-76 попадает не туда» — это юмористический рассказ о том, как потерялся робот одной крупной компании. Как его умудрились потерять в американской глубинке, непонятно! Он откуда-то выпал или что? Робот вообще-то предназначался для базы на Луне.

Опять мы видим отвратительных жирных дельцов с сигарами. А также простых американских селян, которые боятся роботов. Робота приютил и хотел использовать в своих целях (нажиться) простак Рэндольф Пэйн. Пэйна тиранит жена (это юмористический рассказ, и поднята вечная тема взаимоотношения полов - "каблук" и сварливая жадная тётка) и он уходит отдохнуть от неё в хижину, похожую на наш гараж. Робот решил, что раз он не может попасть на Луну, то построит базу здесь. Построил. Включение базы, созданной из хлама и двух батареек (что почему-то дало чудовищную мощность!), снесло полхолма, одно строение и несколько коров. А также распугало местных селян, которые шли на робота с огнестрельным оружием и вилами. Робот найден — хэппи-энд.

В «Кэле» эксцентричный хозяин-писатель решает усовершенствовать своего робота-пощника Кэла, чтобы он тоже стал писателем. Робот насмотрелся на хозяина и тоже захотел писать. Кэлу внедряют новые блоки в память. Такое ощущение, что внедряют с помощью гаечного ключа и перфокарт. Техник всё время хамит писателю и предрекает, что робот составит ему конкуренцию (кстати, тут автор угадал - нейросети пишут лучше нектороых людей). Азимов показывает нам первые писательские работы робота. Забавно наблюдать, как Азимов (сам отнюдь не Лев Толстой и не Пушкин) показывает усложняющееся писательское мастерство Кэла (особенно нудный юмористический рассказ). Писатель наконец-то понимает, что робот его скоро обскачет, и хочет вернуть всё назад. Но робот не так прост. Кэл быстро придумал, как хозяина убить (и обойти три закона робототехники), пойти служить к технику. Мораль сей басни такова: не заводи роботов - убирайся в своём хламе сам!

-9

«Салли» — рассказ о робомашинах, которые живут на специальной ферме. Богач оставил своё состояние, чтобы этих роботов защищали, холили и лелеяли. Непонятно одно — вроде робомашины должны стать повсеместным явлением — их техник говорит, что обычные машины людей убивали, а эти не убивают (хотя у каждой машины свой характер, некоторые слишком импульсивны). Но при этом существует дефицит робомашин. Кстати, у этих машин мозгом служит двигатель. На ферму прибывает очередной делец, который хочет провернуть тёмное дело и взять в долю хранителя-механика. Ничего не получилось. Машины отбили своего механика. А дельца загнал и убил собственный робоавтобус. Интересный момент: механик говорит дельцу, что его машины натренированы ездить по пересечённой местности. Но автобус дельца никто не тренировал, как он смог по сельской местности, по полям и перелескам гонять мерзкого преступника? И вообще, как можно натренировать машину с определённым набором колёс и определённой подвеской? У них что, силой мысли другие колёса и крылья вырастают? Азимов нигде не пишет, что это трансформеры. Иногда пишут, что идеи Азимова сбываются. Да, Айзек предсказал транформеров! Сбылось так сбылось!

После убийства дельца механик стал опасаться своих машин, которые спасли ему жизнь, потому что начал думать, что машины хотят мирового господства. Ну, что сказать? Люди как всегда неблагодарные обезьяны.

-10

И наконец, в рассказе «Мечты роботов» мы видим путешествие во времени. Темпоралисты (учёные, изучающие путешествие во времени) отправили в будущее на 200 лет вперёд железного истукана Арчи (потому что сами боялись), чтобы узнать, выживет ли мир или нет. Робот вернулся потасканным (он провёл в будущем 5 лет), но принёс хорошие вести (темпоралисты были обескуражены). Население Земли уменьшилось (было некое "печальное событие"), но живёт счастливо — все проблемы решили: экологию наладили, ближний космос заселили. Вот только Арчи не встретил детей, а так как роботы очень вежливые, он не спросил, почему. Учёные решили свернуть свои эксперименты, чтобы не навредить будущему. НО тут выясняется, что наш слегка смущённый и неуверенный в себе рассказчик — это первый человекообразный робот (кто его сделал, зачем остаётся покрытым мраком тайны). Он понял, что будущие земляне — это роботы (вот просто понял и всё). Нынешний робот оставит будущим роботам послание, чтобы они ждали Арчи. Судя по всему, у рассказика получилось. Вот это поворот!!! Я начинаю подозревать, что в книге, где Основание и земляне встретятся, встреча будет между людьми и роботами-землянами.

-11

Главный вопрос, который назрел у меня после прочтения этих рассказов: как людям удалось сделать роботов с человеческими чувствами и человеческим разумом, если роботы — это железные истуканы? Вообще-то нервная деятельность, мышление, чувства, эмоции у человека не просто так. Они появляются благодаря биохимическим процессам в организме, который отнюдь не из железа сделан. У робота нет биологических процессов, нет наших органов чувств. Даже если загнать в него понятия о чувствах и мыслях, то всё равно железо не станет человеком (потому что состоят эти два объекта из разной материи). Да, говорится про позитронный мозг, но одного этого мозга мало. Нужно повторить, так сказать, человеческую матчасть, то есть тело. То есть помимо истории и экономики Азимов не знает ещё и биологию. Вроде в 40-е годы об этом уже было известно.

И ещё вопрос: зачем вообще создавать человекообразных думающих роботов? Как так вообще получилось? Может в следующих рассказах меня просветят. Но в наше время уже видно, что человеку человекообразные роботы нужны либо в качестве игрушки, либо в качестве эксперимента. Отлично убирают роботы-пылесосы и моют роботы-мойщики окон. Они прекрасно справляются без человеческого сознания. Мы пользуемся искусственным интеллектом в компьютерах, машинах и телефонах. На дверях есть фотоэлементы. Я слышала (правда, не помню где и почему), что невозможно сделать так, чтобы искусственный интеллект думал самостоятельно. Если вы что-то подобное слышали, то напишите в комментариях. Всё равно искусственный интеллект выполняет команды, «вшитые в него» создателями.

Кстати, Азимов принципиально не признаёт камеры видеонаблюдения. Можно было робота с ней отправить и на робомашины их поставить.

У нас опять повторяется история с «Основанием» — социальные и экономические отношения те же, что были в 40-х годах у Азимова (то есть капитализм, и это мы видим во всех рассказах). Но при этом почему-то чудовищный рост технологий, который позволяет создать сложнейшую живую машину. Оглянитесь на современный умирающий капитализм, который всеми силами тормозит научно-технический прогресс и развитие науки. Прогресс, конечно, идёт вперёд, но как современная легковая машина по вспаханному полю, то есть с большим трудом, таких огромных скачков нет.

Подведём итоги. Роботы в этих рассказах (кроме Кэла) — милые, вежливые, трудолюбивые, безобидные создания. Люди их бессовестно эксплуатируют. Люди все не очень, кроме детей. Роботам можно посочувствовать.

В общем пока знакомство с творчеством Азимова я ставлю на паузу.

Екатерина Богатырева, активист группы «Свободное время»

Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.

Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить на нашем сайте. Скачать бесплатные версии наших книг можно по ссылке. В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.

Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».

Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут

Сборник "Стихи о Ленине"

Сборник "Батум"

Сборник "Чего же ты хочешь?"

Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"

Учебное пособие "Научный социализм"

Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"

Книга "Краткая история будущего"

Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"

Пройти опрос группы "Свободное время"

Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут:

наш опрос

наш канал в Telegram

нашканал в Youtube

наш канал на Rutube

канал в VK