Захотелось вспомнить фантастику, которая публиковалась в журнале "Техника - молодежи". Разумеется, не всю - это потребовало бы написания целой монографии - а ту, которую когда-то сам читал. Надо сказать, что хотя родители выписывали этот журнал, но во-первых, случалось это не каждый год, а во-вторых, мне этого было мало и потому я искал "Технику - молодежи" всюду, где только мог - в библиотеках, у знакомых, в макулатуре, в киосках, в букинистических магазинах. Поэтому мое знакомство с публикующейся в этом журнале фантастикой поневоле оказывалось фрагментарным. Следовательно и воспоминания мои будут довольно беспорядочными.
ОКНО В ФУТУРОЗОЙ
Многие произведения, опубликованные в "ТМ", не в последнюю очередь, запомнились благодаря потрясающими иллюстрациям ведущих советских художников, которые сотрудничали с журналом. Например, рассказ Михаила Пухова "Окно в футурозой", опубликованный в 11 номере за 1979 год произвел впечатление не столько сюжетом и основной научно-фантастической идеей, сколько иллюстрацией Юрия Макарова.
СПАСЕНИЕ ЖИЗНИ
К сожалению, то же самое можно сказать о рассказе того же писателя "Спасение жизни", опубликованном в том же номере. Я ни в коем случае не хочу сказать, что Пухов плохой писатель, но некоторые его рассказы пожалуй слишком простенькие. Вообще случаи, когда иллюстрации лучше самого произведения, нередки, хотя, конечно бывает, что и рассказ и иллюстрации к нему, по меньшей мере, равноценны.
МОРИС
Например, рассказ Леонида Гирсова "Морис", опубликованный в 12 номере за 1979 год. Когда вышел фильм Джеймса Камерона "Аватар" много было разговоров на тему, у кого американский режиссер "украл" идею. Среди основных претендентов называли Братья Стругацкие и Гарри Гаррисона, но уж если искать литературные предтечи фильма, то в этом небольшом рассказе советского инженера, который, к сожалению, не стал развивать свой несомненный дар писателя-фантаста.
БАГРЯНАЯ ПЛАНЕТА
Настоящим бичом для неустанного искателя фантастики в разрозненных номерах были произведения, публикующиеся с продолжением. Таким произведением для меня стала повесть Сергея Жемайтиса "Багряная планета", впервые опубликованная с 8 по 12 номера за 1973 год. Мне попалось всего два или три из них, так что пришлось самому додумывать сюжет, и он, увы, оказался более увлекательным (для меня самого), нежели сама повесть этого замечательного писателя. И опять же значительную часть очарования добавляли иллюстрации, выполненные Робертом Авотиным.
СОКРОВИЩЕ ГРОМОВОЙ ЛУНЫ
Настоящим потрясением для меня стала, обнаруженная в одном из номеров за 1956 год, повесть Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Полностью она была опубликована с 1-2 по 4 номера. Так что я опять прочитал только часть истории, которая захватила меня не столько самими приключениями, сколько судьбою ее героев - отставных межпланетников, выброшенных на улицу хищнической Компанией по металлам и минералам. До сих пор "Сокровище Громовой луны" остается для меня лучшим произведением короля космической оперы.
ФОНТАНЫ РАЯ
С романом Артура Кларка "Фонтаны рая", который публиковался в журнале весь 1980 год, я впервые ознакомился именно в "ТМ". Перевод, выполненный тремя женщинами - Мэри Беккер, Галиной Островской и Азалией Ставиской, мне нравится больше перевода Олега Битова, который переиздается до сих пор. Про иллюстрации Роберта Авотина я уже и не говорю. Этот художник, как никто другой, мог создать ощущение счастья, когда берешь в руки журнал или книгу с его рисунками.
2010: ОДИССЕЯ-2
Увы, грубым вмешательством директивных органов в 1984 году была прервана публикация другого романа Артура Кларка "2010: Одиссея-2". Помнится, прочитав его начало, опубликованное в 2 и 3 номерах, я с нетерпением ждал продолжения, но в 4 номере его не последовало. А в 5-м был краткий пересказ содержания, но и только. Лишь через 5 лет справедливость была восстановлена и роман в "ТМ" опубликовали полностью.
БЕЛАЯ ТРОСТЬ КАЛИБРА 7,62
Что ни говори, а вторая половина восьмидесятых, начало девяностых годов в журнале "Техника - молодежи" были золотым времечком. Публиковалось столько, прежде запретной фантастики, о которой раньше приходилось только мечтать. Например, повесть чешского писателя Онджея Неффа "Белая трость калибра 7,62", опубликованная с 7 по 9 номер за 1986 год. Приключения слепого стрелка, призванного победить коварных пришельцев завораживали.
СТРАЖ ПЕРЕВАЛА
Прорывалась на страницы журнала и отечественная фэнтези. Речь о рассказе Святослава Логинова "Страж Перевала", впервые увидевшего свет в "ТМ" с 3 по 4 номер за 1988 год. Помню свое впечатление, которое можно выразить словами: "А что, о таком тоже можно писать?" В те годы я действительно увлекся было фэнтези, прочитав ее лучшие образцы, но потом сильно разочаровался в этом виде литературы.
ПЛАНЕТА РОКАННОНА
А вот любимый журнал не разочаровал. В его постоянной рубрике "Клуб любителей фантастики" с 4 по 10 номер за 1989 год был опубликован роман Урсулы Ле Гуин "Планета Роканнона". Это был редкое для нас, советских читателей, произведение, сочетавшее фэнтези и научную фантастику. Каким оно казалось плодотворным тогда, сколько необыкновенных сюжетов обещало, но увы, чтобы такое сочетание заиграло всеми красками, надо было обладать талантом Ле Гуин.
ЧАС БЫКА
Фрагменты романа Ивана Ефремова "Час быка" я случайно обнаружил в нескольких разрозненных номерах "ТМ", в году 1984, но сама публикация состоялась еще в 1968 году с 10 по 12 номера и в 1969 - с 1 по 7. Это было настоящее открытие. Ведь тогда я даже не слышал об этом произведении Ивана Антоновича. Боюсь, что нынешний читатель, избалованный обилием информации, даже представить себе не может глубину моего тогдашнего потрясения.
ЧЕРТОВА ДЮЖИНА "ОСКАРОВ"
Бывает, что милый пустячок западает в душу. Так случилось с рассказом Юрия Медведева "Чертова дюжина "Оскаров", который я прочитал в 4 номере за 1977 год. О том, что это, довольно злая пародия на фильм Андрея Тарковского "Солярис", я в тот момент не догадывался. Меня поразила идея фантастического рассказа о кино, а "Фантастическую сагу" Гарри Гаррисона я в ту пору еще не читал. Много лет я пытался придумать внятный сюжет фантастического рассказа, действие которого бы происходило на съемочной площадке. И потом, все-таки, написал такой рассказ, но это уже совсем другая история.
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
Потрясла меня пьеса Севера Гансовского "Млечный путь", опубликованная в 12 номере за 1974 год. Ветеран войны, человек много повидавший и переживший, получил возможность поговорить со своими далекими потомками и узнать, что все его муки и страдания были не напрасны. Будущее прекрасно. Эх, вернуть бы сейчас ту наивную веру, с которой мы читали такие произведения, ей, богу, легче бы жилось.
ШЕСТИКРЫЛЫЕ ОСЫ
Еще один довольно простой рассказ, на этот раз автора Дмитрия Де-Спиллера, человека весьма загадочного. "Шестикрылые осы" были опубликованы в 10 номере за 1975 год и запомнились, главным образом, иллюстрациями Юрия Макарова, художника, который хотя и пользовался стандартным набором художественных приемов, но умел показать мир будущего невероятно привлекательным.
Рассказ Сергея Битюцкого "Сверхновая Барнарда", опубликованный в 9 номере за 1979 год, лично для меня интересен тем, что его автор мой старый друг, один из организаторов клуба любителей фантастики "Притяжение" в Ростове-на-Дону. Когда в таком журнале публиковался не абстрактный писатель, а свой человек, это было реально очень круто. Тем более, что проиллюстрировал рассказ сам Макаров!
В 1985 году "ТМ" стал публиковать нечто необычное. Научно-фантастическую повесть Михаила Пухова "Путь к Земле" читать нужно было не просто так, а с программируемым калькулятором в руках, ибо читателю предлагалось еще и поиграть, рассчитывая параметры траектории лунолета "Кон-Тики". Калькулятора у меня не было, так что я ограничился чтением повести.
Разумеется, я прочитал гораздо больше фантастики в "Технике - молодежи", чем рассказал здесь, да и не только фантастики, конечно. Обычно каждый номер прочитывался от корки до корки. Низкий поклон людям, которые выпускали в те годы этот увлекательный журнал. Достаточно полистать любой из номеров, чтобы понять, насколько талантливы, умны и разносторонни были его создатели.