Найти тему

ФАНТАСТИКА В "ТЕХНИКЕ - МОЛОДЕЖИ". Мои воспоминания

Андрей Соколов. Иллюстрация на обложке журнала "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников
Андрей Соколов. Иллюстрация на обложке журнала "Техника - молодежи". Изображение взято из открытых источников

Захотелось вспомнить фантастику, которая публиковалась в журнале "Техника - молодежи". Разумеется, не всю - это потребовало бы написания целой монографии - а ту, которую когда-то сам читал. Надо сказать, что хотя родители выписывали этот журнал, но во-первых, случалось это не каждый год, а во-вторых, мне этого было мало и потому я искал "Технику - молодежи" всюду, где только мог - в библиотеках, у знакомых, в макулатуре, в киосках, в букинистических магазинах. Поэтому мое знакомство с публикующейся в этом журнале фантастикой поневоле оказывалось фрагментарным. Следовательно и воспоминания мои будут довольно беспорядочными.

Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Михаила Пухова "Окно в футурозой". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Михаила Пухова "Окно в футурозой". Изображение взято из открытых источников

ОКНО В ФУТУРОЗОЙ

Многие произведения, опубликованные в "ТМ", не в последнюю очередь, запомнились благодаря потрясающими иллюстрациям ведущих советских художников, которые сотрудничали с журналом. Например, рассказ Михаила Пухова "Окно в футурозой", опубликованный в 11 номере за 1979 год произвел впечатление не столько сюжетом и основной научно-фантастической идеей, сколько иллюстрацией Юрия Макарова.

Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Михаила Пухова "Спасение жизни". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Михаила Пухова "Спасение жизни". Изображение взято из открытых источников

СПАСЕНИЕ ЖИЗНИ

К сожалению, то же самое можно сказать о рассказе того же писателя "Спасение жизни", опубликованном в том же номере. Я ни в коем случае не хочу сказать, что Пухов плохой писатель, но некоторые его рассказы пожалуй слишком простенькие. Вообще случаи, когда иллюстрации лучше самого произведения, нередки, хотя, конечно бывает, что и рассказ и иллюстрации к нему, по меньшей мере, равноценны.

Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Леонида Гирсова "Морис". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Леонида Гирсова "Морис". Изображение взято из открытых источников

МОРИС

Например, рассказ Леонида Гирсова "Морис", опубликованный в 12 номере за 1979 год. Когда вышел фильм Джеймса Камерона "Аватар" много было разговоров на тему, у кого американский режиссер "украл" идею. Среди основных претендентов называли Братья Стругацкие и Гарри Гаррисона, но уж если искать литературные предтечи фильма, то в этом небольшом рассказе советского инженера, который, к сожалению, не стал развивать свой несомненный дар писателя-фантаста.

Роберт Авотин. Иллюстрация к повести Сергея Жемайтиса "Багряная планета". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к повести Сергея Жемайтиса "Багряная планета". Изображение взято из открытых источников

БАГРЯНАЯ ПЛАНЕТА

Настоящим бичом для неустанного искателя фантастики в разрозненных номерах были произведения, публикующиеся с продолжением. Таким произведением для меня стала повесть Сергея Жемайтиса "Багряная планета", впервые опубликованная с 8 по 12 номера за 1973 год. Мне попалось всего два или три из них, так что пришлось самому додумывать сюжет, и он, увы, оказался более увлекательным (для меня самого), нежели сама повесть этого замечательного писателя. И опять же значительную часть очарования добавляли иллюстрации, выполненные Робертом Авотиным.

Александр Побединский. Иллюстрация к повести Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к повести Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Изображение взято из открытых источников

СОКРОВИЩЕ ГРОМОВОЙ ЛУНЫ

Настоящим потрясением для меня стала, обнаруженная в одном из номеров за 1956 год, повесть Эдмонда Гамильтона "Сокровище Громовой луны". Полностью она была опубликована с 1-2 по 4 номера. Так что я опять прочитал только часть истории, которая захватила меня не столько самими приключениями, сколько судьбою ее героев - отставных межпланетников, выброшенных на улицу хищнической Компанией по металлам и минералам. До сих пор "Сокровище Громовой луны" остается для меня лучшим произведением короля космической оперы.

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "Фонтаны рая". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "Фонтаны рая". Изображение взято из открытых источников

ФОНТАНЫ РАЯ

С романом Артура Кларка "Фонтаны рая", который публиковался в журнале весь 1980 год, я впервые ознакомился именно в "ТМ". Перевод, выполненный тремя женщинами - Мэри Беккер, Галиной Островской и Азалией Ставиской, мне нравится больше перевода Олега Битова, который переиздается до сих пор. Про иллюстрации Роберта Авотина я уже и не говорю. Этот художник, как никто другой, мог создать ощущение счастья, когда берешь в руки журнал или книгу с его рисунками.

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "2010: Одиссея-2". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "2010: Одиссея-2". Изображение взято из открытых источников

2010: ОДИССЕЯ-2

Увы, грубым вмешательством директивных органов в 1984 году была прервана публикация другого романа Артура Кларка "2010: Одиссея-2". Помнится, прочитав его начало, опубликованное в 2 и 3 номерах, я с нетерпением ждал продолжения, но в 4 номере его не последовало. А в 5-м был краткий пересказ содержания, но и только. Лишь через 5 лет справедливость была восстановлена и роман в "ТМ" опубликовали полностью.

Роберт Авотин. Иллюстрация к повести Анджея Неффа "Белая трость калибра 7,62". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к повести Анджея Неффа "Белая трость калибра 7,62". Изображение взято из открытых источников

БЕЛАЯ ТРОСТЬ КАЛИБРА 7,62

Что ни говори, а вторая половина восьмидесятых, начало девяностых годов в журнале "Техника - молодежи" были золотым времечком. Публиковалось столько, прежде запретной фантастики, о которой раньше приходилось только мечтать. Например, повесть чешского писателя Онджея Неффа "Белая трость калибра 7,62", опубликованная с 7 по 9 номер за 1986 год. Приключения слепого стрелка, призванного победить коварных пришельцев завораживали.

Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Святослава Логинова "Страж Перевала". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Святослава Логинова "Страж Перевала". Изображение взято из открытых источников

СТРАЖ ПЕРЕВАЛА

Прорывалась на страницы журнала и отечественная фэнтези. Речь о рассказе Святослава Логинова "Страж Перевала", впервые увидевшего свет в "ТМ" с 3 по 4 номер за 1988 год. Помню свое впечатление, которое можно выразить словами: "А что, о таком тоже можно писать?" В те годы я действительно увлекся было фэнтези, прочитав ее лучшие образцы, но потом сильно разочаровался в этом виде литературы.

Галина Бойко, Игорь Шалито. Иллюстрация к роману Урсулы Ле Гуин "Планета Роканонна". Изображение взято из открытых источников
Галина Бойко, Игорь Шалито. Иллюстрация к роману Урсулы Ле Гуин "Планета Роканонна". Изображение взято из открытых источников

ПЛАНЕТА РОКАННОНА

А вот любимый журнал не разочаровал. В его постоянной рубрике "Клуб любителей фантастики" с 4 по 10 номер за 1989 год был опубликован роман Урсулы Ле Гуин "Планета Роканнона". Это был редкое для нас, советских читателей, произведение, сочетавшее фэнтези и научную фантастику. Каким оно казалось плодотворным тогда, сколько необыкновенных сюжетов обещало, но увы, чтобы такое сочетание заиграло всеми красками, надо было обладать талантом Ле Гуин.

Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Час быка". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Час быка". Изображение взято из открытых источников

ЧАС БЫКА

Фрагменты романа Ивана Ефремова "Час быка" я случайно обнаружил в нескольких разрозненных номерах "ТМ", в году 1984, но сама публикация состоялась еще в 1968 году с 10 по 12 номера и в 1969 - с 1 по 7. Это было настоящее открытие. Ведь тогда я даже не слышал об этом произведении Ивана Антоновича. Боюсь, что нынешний читатель, избалованный обилием информации, даже представить себе не может глубину моего тогдашнего потрясения.

Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Юрия Медведева "Чертова дюжина "Оскаров". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к рассказу Юрия Медведева "Чертова дюжина "Оскаров". Изображение взято из открытых источников

ЧЕРТОВА ДЮЖИНА "ОСКАРОВ"

Бывает, что милый пустячок западает в душу. Так случилось с рассказом Юрия Медведева "Чертова дюжина "Оскаров", который я прочитал в 4 номере за 1977 год. О том, что это, довольно злая пародия на фильм Андрея Тарковского "Солярис", я в тот момент не догадывался. Меня поразила идея фантастического рассказа о кино, а "Фантастическую сагу" Гарри Гаррисона я в ту пору еще не читал. Много лет я пытался придумать внятный сюжет фантастического рассказа, действие которого бы происходило на съемочной площадке. И потом, все-таки, написал такой рассказ, но это уже совсем другая история.

Роберт Авотин. Иллюстрация к пьесе Севера Гансовского "Млечный путь". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к пьесе Севера Гансовского "Млечный путь". Изображение взято из открытых источников

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ

Потрясла меня пьеса Севера Гансовского "Млечный путь", опубликованная в 12 номере за 1974 год. Ветеран войны, человек много повидавший и переживший, получил возможность поговорить со своими далекими потомками и узнать, что все его муки и страдания были не напрасны. Будущее прекрасно. Эх, вернуть бы сейчас ту наивную веру, с которой мы читали такие произведения, ей, богу, легче бы жилось.

Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Юрия Макарова "Шестикрылые осы". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Юрия Макарова "Шестикрылые осы". Изображение взято из открытых источников

ШЕСТИКРЫЛЫЕ ОСЫ

Еще один довольно простой рассказ, на этот раз автора Дмитрия Де-Спиллера, человека весьма загадочного. "Шестикрылые осы" были опубликованы в 10 номере за 1975 год и запомнились, главным образом, иллюстрациями Юрия Макарова, художника, который хотя и пользовался стандартным набором художественных приемов, но умел показать мир будущего невероятно привлекательным.

Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Сергея Битюцкого "Сверхновая Барнарда". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Сергея Битюцкого "Сверхновая Барнарда". Изображение взято из открытых источников

Рассказ Сергея Битюцкого "Сверхновая Барнарда", опубликованный в 9 номере за 1979 год, лично для меня интересен тем, что его автор мой старый друг, один из организаторов клуба любителей фантастики "Притяжение" в Ростове-на-Дону. Когда в таком журнале публиковался не абстрактный писатель, а свой человек, это было реально очень круто. Тем более, что проиллюстрировал рассказ сам Макаров!

Евгений Катышев. Иллюстрация к повести Михаила Пухова "Путь к Земле". Изображение взято из открытых источников
Евгений Катышев. Иллюстрация к повести Михаила Пухова "Путь к Земле". Изображение взято из открытых источников

В 1985 году "ТМ" стал публиковать нечто необычное. Научно-фантастическую повесть Михаила Пухова "Путь к Земле" читать нужно было не просто так, а с программируемым калькулятором в руках, ибо читателю предлагалось еще и поиграть, рассчитывая параметры траектории лунолета "Кон-Тики". Калькулятора у меня не было, так что я ограничился чтением повести.

Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "2010: Одиссея-2". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к роману Артура Кларка "2010: Одиссея-2". Изображение взято из открытых источников

Разумеется, я прочитал гораздо больше фантастики в "Технике - молодежи", чем рассказал здесь, да и не только фантастики, конечно. Обычно каждый номер прочитывался от корки до корки. Низкий поклон людям, которые выпускали в те годы этот увлекательный журнал. Достаточно полистать любой из номеров, чтобы понять, насколько талантливы, умны и разносторонни были его создатели.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц