В отделе книжного фонда Российского этнографического музея хранится много изданий, отражающих обширный этнографический материал, посвященный хлебу и разнообразным мучным изделиям у народов Европейской России, Белоруссии, Украины, Крыма, Кавказа, Средней Азии, а также у народов некоторых зарубежных стран.
Хлеб – особый продукт. Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события в жизни русских людей. В русском языке существует слово «хлебосольство», которому трудно найти аналоги в языках других народов. О хлебосольном хозяине говорили:
«Дом как чаша полная – хлеб-соль со стола не сходит».
Хлебом-солью встречали именитых гостей и молодых в день свадьбы, хлебом потчевали роженицу, его брали в дальнюю дорогу. По умению испечь хлеб определяли домовитость хозяйки. Твердо верили в святость хлеба. Например, считалось, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. По другому поверью, все куски и крошки хлеба, которые человек выбрасывает, за ним подбирает чёрт. Если после смерти человека весь выброшенный им хлеб будет весить больше, чем он сам, то чёрт заберёт его душу.
Представляем литературу о разнообразных традиционных практиках, связанных с выращиванием, переработкой, хранением, приготовлением и потреблением хлеба. На иллюстрациях мы видим все эти процессы. Из книг и статей можно узнать много интересного о традициях хлебопечения, видах зерна, типах помола, печей и топлива. Проследить историю хлеба, его роль в обрядах жизненного цикла.
Авторы книг анализируют терминологию, семантику и символику хлеба –незаменимого атрибута будничного и праздничного стола разных народов. Очень интересно изучение фольклора: сказок, стихов, пословиц и поговорок о хлебе. Он и «кормилец», и «батюшка», и «всему голова». Одних пословиц существует великое множество: «Хлеб не шуба, а греет», «Без хлеба и медом сыт не будешь», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай» и другие. Также представлены рецепты приготовления мучных блюд и выпечки (различных пирогов, пряников и печенья) в разных губерниях России.
Автор текста: Иванова Светлана Михайловна, заведующая библиотекой Российского этнографического музея.
Список литературы:
Книги:
- Главное кушанье на все времена//Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи.- М.,1990.- С.70-82.
- Добровольская В.Е., Кулешов А.Г. Обрядовое печенье и его художественные особенности/ /Традиционная культура Гороховецкого края. Т.1.- М.,2004.-С.88-98.
- 3.Добровольский В.Н. Культ зернового хлеба в поверьях крестьян Рязанской губернии.- СПб.,1906.
- Егоров Н.М. Особые пироги и хлебы.- Б.м.,1909.
- 5.Каргопольские тетёрки. - Каргополь, 2002.
- 6.Китицына Л. Хлеб: Из материалов по народному питанию Костромского края.- Кострома,1927.
- 7.Коды повседневности в славянской культуре.- СПб., 2011
- 8.Питание в культуре этноса: Матер. шестых СПб. этнограф. чт.- СПб.,2007.
- 9. Поклонись хлебу. - Кишинёв,1985.
- 10.Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях. -Харьков,1885
- 11.Хлеб в народной культуре.- М.,2004.
- 12.Часовникова А.В. Хлеб в традиционной народной культуре.-Религиозный опыт народной культуры. Народная вера и народное творчество.- СПб.,2011.-С.12-33.
- 13.Этнокультурные традиции русского сельского населения 19-начала XX в. Вып.2.- М.,1990.
Периодика:
- 1.Бородавченко М. Жаворонки прилетели. Обрядовое печенье фигурок птиц из теста. - Народное творчество- 2018.-№2.- С.64.
- 2. Буракова А. Рождественские пряники.- Этносфера. - 2008, №1.- С. 44-46.
- 3. Гревцова Т.Е. Свадебный хлеб казаков Первого Донского округа: предсвадебный этап.- Живая старина.- 2017.- №4(96).- С.32-34.
- 4. Добровольская В.Е. Зимнее обрядовое печенье Муромского района Владимирской области. - Живая старина.- 2005.-№1.- С. 24-26.
- 5.Добровольская В.Е. Обрядовое печенье Гороховецкого края.-Живая старина. - 2003.- №1(37). - С.23-35.
- 6. Зайцева Е. Заедает она пряником печатным…Тульский, вяземский, архангельский, городецкий пряники. - Родина. - 2015, №8.- С.81-83.
- Михайлина Е. Обрядовое печенье Рязанской области.- Народное творчество.- 2014.- №2.- С.34-36.
- Селянина Т. Ритуальные функции хлеба на свадебном столе// Известия Вологодского общества изучения Северного края в.9.- Вологда, 2001.-С.55-56.
- Ситникова С.А. Хлебная выпечка в обрядах ранней весны (тверская область// Традиционная культура. - 2016, №2(62). - С.123-131.
Представлены иллюстрации из следующих изданий:
- Крестьянин на пашне. Лубок 19 в. Двузубая соха// Историко- этнографические очерки Псковского края. - Псков,1998. - С.59.
- Земледелие// Русские: историко-этнографический атлас. Земледелие, крестьянское жилище. – М.,1967. - С.271-291.
- Сортировка и помол зёрен// Русский народ: Культура. Обычаи. Обряды.- СПб., 2011. - С.200 - 202.
- Сцены молотьбы// Шангина И.И. Русский традиционный быт: Энцикл. словарь. - СПб,2003.- С.244-245.
- Амбар для муки. Размол зерна жерновами// Русская изба: Иллюстрир. энциклопедия.- СПб.,1999. - 6-7 л.
- Русские печи. Виды печей и печные принадлежности// Русские Айско-Юрюзанского междуречья. - Уфа, 2012. - С.159-161.
- Типы русских печей// Сокровища русского севера. - М.,1989. - С. 238-239.
- Русская печь с росписью. Песни святочных гаданий и игр// Русский календарно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск,1997. - С.144-145.
- Габе Р. Интерьер крестьянского жилища. Виды печей// Архитектурное наследство. Вып.5. - М.,1955.- С.84-87.
- Русский пряник: Открытки. - М.,1970.
- Русская кухня: Открытки. - Л.,1971.