...Без метафор померк бы язык мудрецов. Аллегории тешат и кормят творцов. Обожаю читать перефразы Хайяма и других гуттаперчевых мыслью певцов...
💬 Вы спросите, друзья, отчего меня вновь потянуло на лирику, да ещё и в до боли знакомом формате (я про рубаи)? Всё просто: совершенно случайно, листая статьи своего второго канала встретил метафорическую публикацию и вспомнил о том, что ведь собирался периодически запускать материал, в основе которого лежат исполняющие пирует человеческой мысли метафоры.
🔔 Более полугода назад я вынес на ваш суд, уважаемые читатели, одну такую статью, кому любопытно, ловите навигационную ссылочку на неё:⬇️⬇️⬇️
Уверен, что для тех из вас, кто обожает фантастический полёт человеческой мысли, метафорический язык мудрецов именно то самое блюдо, дегустация которого вам всякий раз доставляет неизменное удовольствие. Вначале решить за основу взять тематическую направленность, но вспомнив о том, что есть ведь всеми обожаемый мастер иносказательного жанра Омар Хайям, решил за точку отсчёта, во-первых, взять Автора, и только во-вторых, контент.
✅ Где обитают Ад и Рай, по мнению Хайяма?
...Стартону с одного из самых любимых мною хайямовских рубаи, которое даёт ответ на вопрос: ❓Что есть Ад и Рай, и где обитают эти два столь непохожие друг на друга царства?
🔥 Не стану томить ваш разум, друзья, интригой, ловите первое метафорическое четверостишье от именитого перса:
💡 И да, некое богохульство в этих строках проскальзывает, однако это скорее делает честь бесстрашному пииту. Не стоит думать, что Хайям отрицал Бога. Атеистом он никогда не был. Об это свидетельствует хотя бы тот факт, что во многих своих рубаи он обращается к Создателю.
💥 Другое дело, что Омар Хайям не испытывал должного пиетета к Всевышнему, а относился к нему, как к равному, о чём свидетельствуют его постоянные упрёки, претензии и смелые провокации в адрес Бога. Поэт субъективно-логично утверждал, что каждый из нас "богу молится на собственный лад! Всем ведь хочется в Рай, но не хочется в Ад!"
И только редкие мудрецы, познавшие жизнь не только снаружи, но и изнутри, и постигшие истинный замысел божий, не страшатся адских мук, равно как и не предвкушают радостно Райскую жизнь. Почему? Правильно, потому как понимают, что оба эти измерения живут внутри каждого из нас, впрочем, как и сам Бог.
Вот и получается, что Хайям не верил в то, что после смерти человек предстаёт перед Богом, и тот решает куда несчастного отправить: в Рай или же в Ад. Для него Рай и Ад это были метафоры, отражающие душевные переживания человека: Рай, к примеру, - "...блаженный покой после страстных усилий", ну а "...адский пламень - лишь отблеск угасших страстей".
✅ Человек лишь песчинка на дне Океана...
...Постижение мудрости жизни запустило в Омаре Хайяме "вирус пофигизма", разумеется в созидательном смысле этого слова. Он столь высоко поднялся над миром в своих размышлениях, как философ и поэт, что в какой-то момент пришёл к пониманию того, что человек - это всего лишь песчинка во Вселенной, и его жизнь если и имеет для кого-то значение, то разве что для него самого и его близких.
🎨 Поэт наслаждался жизнью в силу того, как не был уверен в том, что впереди у него таких жизней бесчисленное множество. К тому же он небезосновательно полагал, что коль уж ему даровано жить на этой планете, то жить нужно активно, плодотворно и с удовольствием, с жадностью проживая каждое мгновенье.
В то же время Омар Хайям прекрасно осознавал, что невозможно переключить свой мозг по щелчку парой пальцев из формата "страдания" в формат "блаженство". Он понимал, что для того, чтобы стать счастливым и оставаться таковым, необходимо изменить своё мышление. И тогда поэт открыл, прежде всего для себя самого, формулу счастливой жизни.
🚀...Суть её сводилась к тому, чтобы жить в настоящем времени, в сегодняшнем дне, ну или как модно сегодня говорить - в моменте. Философ понимал, что люди несчастны в силу того, что их либо тяготит прошлое (ошибки, глупости, поражения, страдания, а также то счастье, которое мы теряем раз и навсегда), либо будущее (страх неудач, возможных потерь, но главное болезней, что неизбежны с возрастом, старения и смерти).
Именно поэтому мудрый человек не должен оглядываться назад, равно как и подниматься на цыпочки, чтобы заглянуть в будущее. Нет "вчера", нет "завтра", есть только "СЕГОДНЯ". Новый день - новая жизнь.
🔥...А вот и пара обожаемых мною хайямовских рубаи, подтверждающих всё вышесказанное:
...Казалось бы всё просто, и большинству из нас всё это хорошо знакомо и без персидского мыслителя. Более того, мы не только это всё знаем, но и признаём истинность данной стратегии жизни. ❓А вот многим ли из нас удаётся неизменно следовать ей? Увы, единицам. Ну и кто же нам в этом мешает?
👦 Впрочем, есть категория земножителей, которым удаётся так жить, и это самая счастливая категория землян. Вероятно, вы догадались мои мудрые читатели, что я веду речь о детворе. Согласитесь, что нам, взрослым, есть чему поучиться у маленьких человечков, не так ли?
✅ В её душе таится красота, что расцветает, устали не зная...
❓...О чём с наибольшим удовольствием писал Омар Хайям? Если вы думаете, что о вине, мудрости или о себе, то это лишь от части так. Омар Хайям с особым обожанием, восторгом и нескрываемым восхищением размышлял о женщине. И грех поэта за это упрекать. Я ведь и сам с удовольствием грешу этим контентом. Однако сегодня мы постараемся посмотреть на пенорождённых созданий глазами выдающегося перса!
- 🎨 Омар Хайям восхищался женщинами, называя их неземными созданиями. Причём восхищался он не только их красотой (особенно расцветающей во мраке ночи) и грацией (которую он называл симфонией спокойствия и уравновешенности), но и интеллектом, сравнивая последний с сияющим бриллиантом, освещающим тропу познаний для любого, кто способен читать женщину, словно раскрытую и мудрую книгу.
- Поэт восторженно восклицал, что женские взгляд и смех способны заворожить всякого, кто находится на расстоянии выстрела женских глаз, отражающих, словно зеркало, всё, что таит её сердце. И кстати таит женское сердце в себе несметное количество тайн, постичь которые способен лишь редкий поэт. Да уж, пожалуй единственным недостатком Омара Хайяма была излишняя скромность. Прошу прощение за добрый сарказм.
- ...Ну а женские слёзы - это чудодейственный нектар, открывающий всю глубины души девичьих переживаний и мыслей. Они способны размягчить самое твёрдое мужское сердце.
- Ну и как же без женской интуиции. Хайям полагал, что в основе её лежит верх наблюдательности и мудрости мысли. Он называл её компасом, что помогает женщине порхать по лабиринту жизни.
- Любовь женщины мудрец сравнивал с музыкой Неба, что находит отклик лишь в сердцах тех счастливчиком, кому удаётся постичь это чудо. Персидский мыслитель называл женскую любовь тем драгоценным даром, что способен не только исцелять, но и преображать мужское сердце, делая его обладателя счастливейшим из смертных!
- А знаете, в чём Омар Хайям видел истинную силу женщины? В невероятном умении цвести и пахнуть в любых самых трудных жизненных ситуациях. В то время, как мужчина склоняется под тяжестью жизненных испытаний, женщина способна преодолевать их, идя с высоко поднятой головой!
🚀 Поэт был уверен в том, что женщина гораздо мужественнее мужчины, в силу того, что только женщина способна бросить смелый и открытый вызов ограничениям, что накладывает на нас общество...
🔥...Ну и как не заполировать всё вышеперечисленное одним из моих любимых метафорических рубаи от Омара Хайяма:
👑...И да, Восьмое марта триумфально отгремело, но разве же это повод для того, чтобы перестать размышлять, говорить, восхищаться и боготворить женщин?
💥 Уважаемые господа и братья мужчины, никогда не забывайте о том, что за каждым из вас стоит замечательная женщина, которая и творит вашу судьбу (холостяки, как грустное исключение не в счёт). И никогда не забывайте о чудодейственной власти женского прикосновения, способного успокоить любую страждущую душу!
✅ Кем лучше быть: глухим слепцом или тупым ослом?
...Извечный вопрос, что в русской версии звучит по-некрасовски поэтично: Кому на Руси жить хорошо? Впрочем, мне мыслится, что во времена Омара Хайяма он звучал примерно также. Не случайно ведь поэт во многих своих рубаистических тезисах размышлял на тему "бытия и сущности" в миру (и Этьен Жильсон здесь совершенно ни при чём).
- ...Увы, но в формате межличностных взаимоотношений, да и в целом жизни общества, Омар Хайям не был оптимистичен. Вероятно мир и во времена гения не был идеален, а человеческий так и вовсе никогда. Философ очень переживал по этому поводу.
💬...Его возмущала несправедливость, что господствовала в обществе. Но ещё больше его угнетал тот факт, что умному человеку приходится постоянно приспосабливаться, чтобы хоть как-то оставаться на поверхности жизни.
- Поэт понимал, что большая часть общества не стремится к познанию мира, а главной ценностью для него является власть Силы и Злата. Не сложно предположить, что жить в таком мире человеку с тонкой кожей души поэта было крайне непросто. Омар Хайям с грустью полагал, что человек умный всегда будет оставаться на обочине жизни, пока "...разум будет стоить не дороже чеснока".
- И в то же время Омар Хайям всякий раз делая выбор между Богатством и Разумом, останавливался на втором. И в этом плане ваш покорный слуга полностью солидарен с персидским мудрецом.
💬...Хотя и здесь очень важно соблюдать ту самую "золотую середину", про которую я не раз писал в своих ранних статьях. Я о том, что выбирая Разум, приходится думать и о том, чтобы не испытывать недостатка в самых необходимых материальных благах...
🔥...А вот теперь сразу шесть хайямовских рубаи, что я решил изложить в трёх рубаистических пазлах:
...Ну да, тема домашних животных здесь явно преобладает, в том числе и над темой цветов. Однако не думаю, что Омар Хайям желал кого-то из них обидеть. Просто так повелось, что каким-то живым тварям повезло чуточку больше в плане их сравнения с человеком (лев, лань, орёл, сова, соловей), кому-то гораздо меньше (осёл, козёл, баран, курица, шакал).
💡 Но гораздо важнее, что в этих метафорических рубаи Хайяму удалось блестяще передать не только свои мысли, но и эмоции, и чувства. И если сделать короткое резюме из всех 24 строк, выложив его в одну строку, то звучало бы оно примерно так: "И горе и счастье - от нашего разума!"
🙏...Вот и всё на сегодня. СПАСИБО, друзья, что листаете нефритовые публикации! Не забывайте всякий раз, добегая до финала статьи, ставить ЛАЙК👍, по возможности - отмечаться КОММЕНТАРИЕМ и конечно же ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА КАНАЛ, если выступаете до сих пор в качестве доброго гостевателя моей скромной, зато уютной обители.
- 📌Какое из метафорических рубаи Омара Хайяма, обожаемые дамы и уважаемые господа, вам более всего пришлось по душе?
- 📌Есть ли у вас любимое рубаи от персидского поэта, которым бы вы хотели поделиться с читателями канала (не обязательно метафорическое)?
🔔 P.S. Возможно, народ, вам будут любопытны и другие публикации, посвящённые жизни и творчеству Омара Хайяма:⬇️⬇️⬇️