Найти тему
Катехизис и Катарсис

"Мальчик мой что они с тобой сделали" | Семейная драма из Швеции XVII века

Иногда, вместе с разными важными и масштабными событиями прошлого, мимо нас проплывают микросюжеты. Они не всегда имеют какую-то мораль. Часто обрываются на середине. Однако в них отражается очень точный и важный момент времени, которому повезло дожить до наших дней.

В Швеции середины XVII века жила-да поживала семейная крестьянская пара - Ингер Ларссон со своей женой Ингрид. Жили они на своей небольшой ферме, в подчинении у дворянина Гаральда Стаке. В Швеции не было крепостного права как такового, но была рента за землю, которую все уважающие себя крестьяне должны были платить. Было у Ларссонов два сына. Про старшего нам особо ничего неизвестно, ну да и черт с ним. А младшему было на момент 1647-1648 гг. тринадцать лет, и звали его Свен.

Крестьянские работяги в исполнении Николаса де Брейна на уборке урожая
Крестьянские работяги в исполнении Николаса де Брейна на уборке урожая

Парнишка проводил все свободное время на соседней ферме Алебэк, что также принадлежала уважаемому Гаральду Стаке. Свен не просто тусил с фермерскими ребятами, а безбожно вкалывал, принося в родное семейство драгоценные монетки. Но вот, на новогодние праздники 1647 г. Свен пожаловался родителям, как паршиво ему живется. Коллеги из числа работяг Алебэка гнобя, фермер-хозяин - бьет, а жена его грозится напустить порчу или еще какое колдовское проклятие. Просился Свен у родителей не отправлять его обратно в поле, валялся в ногах, плакал и вытирал сопли об материнский подол. Но те были неумолемы. Где-то ближе к концу "каникул" Ингер с Ингрид отправились на службу, оставив Свена в доме одного. А пока родителей не было дома, тот повесился, отдав Богу душу.

Был суд. Свидетельства родителей и соседей дошли до нас. помогая выстраивать эту историю. Фермер из Алебэка и его жена действительно оказались так себе ребятами. Однако по словам крестьянина, тот ударил Свена всего-то раз, а жена так и вовсе хотела лишь подшутить над бедным парнишком. На заключительное заседания суда они так и не явились, а что на самом деле происходило в Алебэке мы так никогда и не узнаем.

А вот рабочая рутина небольшого европейского городка. Такими же делами мог заниматься и Свен во время пребывания в Алебэке
А вот рабочая рутина небольшого европейского городка. Такими же делами мог заниматься и Свен во время пребывания в Алебэке

Зато нам известно другое. Причины настойчивости родителей, не желавших оставлять своего младшего сына в родном доме. Дело в том, что во время Тридцатилетней войны огромное количество шведских мужчин забрали в армию. Народу на земле оставалось немного, а призыв пацанов из всех доступных источников никто не отменял. Время службы по уставу тех лет было - сколько надо, столько и служишь. А место дислокации - куда пошлют.

История со Свеном и семьей Ларссоном In a nutshell
История со Свеном и семьей Ларссоном In a nutshell

Набор людей производился путем рекрутчины, т.е. определенная группа крестьян или землевладельцев должна была выбрать несколько человек, которых снаряжали в путь и отправляли в далекие дали. Опасность для семьи Ларссонов была именно в том, что за крестьян, арендующих землю, выбор рекрутов мог делать их арендодатель. Судя по всему, именно этого - гнева своего хозяина Гаральда Стаке и боялась мать малолетнего Свена. Если бы они дали Свену остаться дома и не работать в Алебэке, они могли бы попасть в немилость к Стаке, он бы отобрал у них ферму и отправил бы батю-Ингера в армию как наказание непослушному крестьянину. Такое наказание, кстати, не было редкостью, а потому опасаться его у Ларссонов повод был. В итоге, пытаясь балансировать между мужем и сыном, Ингер, сама того не желая, привела к столь неприятному финалу.

Главным же вопросом суда по итогам дела Свена Ингерссона был вопрос о похоронах. Самоубийц, как известно, в священной земле рядом с церковью не хоронят. Однако тут вмешался местный епископ, давший добро на полноценное упокоение парнишки. По словам священника, Свена был простым невинным мальчиком, а потому столь суровой кары просто не заслужил.

Бои за Историю

Илья Агафонов

Что почитать?
1. Alies M.E. Courage and Grief: Women and Sweden's Thirty Years War. 2018.

Вычитки из шведских источников в "Historia Arcana" | @apokryphehistoria