В «The Financial Times» опубликована статья Erica Wagner, в которой говорится, что сам Гарсиа Маркес не хотел, чтобы его последняя рукопись стала достоянием общественности, но утверждается, что история тоже имеет права на произведение:
"Еще при жизни Габриэль Гарсиа Маркес принял решение о запрете на публикацию его последнего романа. Один из величайших писателей 20-го века, автор книги «Сто лет одиночества» и лауреат Нобелевской премии 1982 года жил с деменцией, хотя и продолжал работать. После смерти писателя в 2014 году в возрасте 87 лет его последняя рукопись была отправлена в архив Центра Harry Ransom при Техасском университете, оставаясь закрытой от широкой общественности в соответствии с его желанием.
И все же, в этом месяце, через 10 лет после смерти автора, книга опубликована под названием "Until August" («Увидимся в августе» в нашем варианте). Сыновья писателя - Родриго и Гонсало Гарсиа Барча - отвергли просьбу отца. «"Until August" - результат последней попытки нашего отца продолжать творить, несмотря ни на что», — говорят они. Прочитав роман, сыновья обнаружили, что несмотря на все недостатки, произведение по-прежнему отражает «его способности к изобретательству, его поэтический язык, его увлекательное повествование, его понимание человечества и его привязанность к нашему опыту и злоключениям».
Правы ли наследники, игнорируя желание Габриэля Гарсиа Маркеса? Публикация книги — это признак неуважения или все же (шепотом) свидетельство желания нажиться? В целом, вы можете сказать, что это не имеет значения: Гарсиа Маркеса это уже не волнует, и он не будет знать, как обошлись с его произведением. Такова смерть.
Остальные из нас, как читатели, так и исследователи литературы и даже нейробиологи, теперь будут иметь возможность не только познакомиться с этой последней работой, но и, возможно, немного понять, как разрушительная болезнь повлияла на его творческие способности. Можно провести сравнение с замечательными только что опубликованными мемуарами американского телеписателя David Milch "Life’s Work" («Работа жизни»). Это мастер-класс по авторскому процессу, но они также отражают ущерб, нанесенный слабоумием, хотя книга и была написана с помощью его жены и детей.
Права автора никогда не фиксируются; и важно отметить, что книга, о которой мы думаем, что она не является самой лучшей у автора, не влияет на репутацию другого - более великого - произведения. Последний роман, опубликованный Гарсиа Маркесом при жизни, «Воспоминания моих несчастных шлюшек» (2004), не был принят тепло: «Половинчатое упражнение в повествовании, опубликованное просто для того, чтобы топтаться на месте», — написала язвительная Michiko Kakutani в "The New York Times". Однако другие его работы остаются неослабевающими и долговечными; и незначительное может пролить свет на главное.
Книга Харпер Ли «Пойди поставь сторожа» появилась в 2015 году, за год до ее смерти, и было до конца неясно, насколько она сама участвовала в ее публикации: хотя роман и не являлся посмертным изданием, но его выход выглядел таковым. До этого момента писательница опубликовала одну книгу, но какую: одну из самых легендарных в 20-м веке, получившую Пулитцеровскую премию - «Убить пересмешника» (1960 год).
Первоначально роман «Пойди поставь сторожа» рекламировался как продолжение этого романа, что оказалось несколько загадочным, поскольку вскоре стало ясно, что роман был, по сути, первым наброском «Пересмешника», истинная сила которого со временем была выявлена ее редактором Tay Hohoff в Липпинкотте.
Сам по себе «Сторож» — второстепенная работа; тем не менее, он проливает свет на "Пересмешника" не в последнюю очередь потому, что в 21 веке публикация романа о белом спасителе гораздо более проблематична. "Сторож" рассказывает, что Аттикус Финч, которого до сих пор считали одним из величайших моральных деятелей американской литературы, в юности посещал собрание Ку-клукс-клана; и что, по его мнению, усилия по десегрегации Юга продвигаются слишком быстро. Когда появилась новость — а это была большая новость — мой 14-летний сын позвонил мне из школы: «Мама, Аттикус Финч — расист?» "Сторож" показывает, что Финч не мог не быть человеком своего времени.
Франц Кафка попросил Макса Брода, своего литературного душеприказчика, сжечь его бумаги после смерти: если бы Брод подчинился, у нас не было бы ни «Замка», ни «Процесса». Тед Хьюз уничтожил некоторые дневники Сильвии Плат: акт защиты или осквернения? В 2019 году, к столетнему юбилею со дня рождения Дж. Д. Сэлинджера, его сын Мэтт Сэлинджер сообщил мне – и всему миру – что он намерен постепенно выпускать неопубликованные работы своего отца.
Изменится ли наше понимание автора произведения «Над пропастью во ржи»? Это маловероятно, хотя то, что появится, несомненно, будет захватывающим. Не пренебрегает ли памятью Сэлинджера его сын? Я считаю, что нет. Конечно, мы можем только радоваться, когда наши знания о творчестве художника расширяются, и к ним добавляется дополнительная сложность — в наши чересчур бинарные времена."
Телеграм-канал "Интриги книги"
Правильно ли публиковать последний роман Габриэля Гарсиа Маркеса?
4 минуты
2 прочтения
11 марта