Южная Корея – в шестидесятые годы прошлого столетия, одно из самых нищих государств в азиатском регионе, сегодня: Южная Корея ворвалась в тройку стран с высоким уровнем благоприятности условий для бизнеса, больше половины граждан страны занято в сфере услуг, а экономику страны поддерживают огромные транспортные (Hyundai) и мобильные (Samsung, LG) корпорации.
Страна стремительно преодолела полувековой путь от безденежья и потребности во внешнем финансировании к процветанию и благополучию. За те почти семьдесят лет, что Южная Корея как отдельное государство существует на политической карте мире, страна повернула свой курс развития на 180 градусов.
В первые же годы существования страны был взят курс на строгую экономию ресурсов, использование ультрасовременных технологий и качественному обучению молодёжи. Благодаря реформам Пак Чон Хи экономика страны трансформировалась из отсталой аграрной в передовую индустриальную, проверив на перспективность и сельское хозяйство, и тяжелую промышленность.
В конце 90-х, отказавшись от системы «пятилеток», правительство страны задумалось о привлечении иностранного капитала и создании более привлекательного инвестиционного климата. Принятый в 1998 году закон «О поощрении иностранных инвестиций» немало этому способствовал. Налоговые льготы, гранты и поддержка со стороны государства должны были стать хорошей мотивацией для зарубежных инвесторов.
Южная Корея не просчиталась – к концу нулевых объем иностранных капиталовложений увеличился до $89 млрд. Эта тенденция сохраняется и сейчас. Тем более что вкладываются не только иностранные деньги, но и интеллектуальная собственность.
За экономическим чудом стоят миллиарды долларов, вложенных в строительство финансовой системы нового типа. Правительство Южной Кореи одержимо идеей построить творческую экономику – постоянно растущий и обновляющийся внутренний рынок уникальных проектов. В Корее достаточно новых идей, готовых воплотиться в продукты, она находится в топе стран по числу патентов на душу населения. Расти рынку товаров и услуг помогают иностранцы, везущие сюда свои деньги и интеллектуальные продукты.
Пришедшая к власти в 2013 году Пак Кын Хе запустила масштабный проект стоимостью в несколько миллионов долларов. Его цель – создать комфортную среду для основания и развития малого бизнеса.
Информационные технологии, мобильные приложения и игровой софт были и остаются популярным направлением для создания бизнеса в Южной Корее. Но, наигравшись в игры, молодые предприниматели проявляют все больший интерес, к созданию новых продуктов (например, беспилотных летательных аппаратов) и к разработке ноу-хау по сбережению и созданию новых источников энергии.
Тем более что в этом интересы стартаперов и южнокорейского правительства совпадают. На финансирование проектов по освоению новых технологий государство готово выделять дополнительные средства.
Мобильные приложения – популярное направление для создания бизнеса в Южной Корее. Какие еще сферы могут рассчитывать на поддержку? В числе национальных приоритетов заявлены информационные технологии, медицина и биотехнологии, робототехника и создание строительных материалов нового поколения.
Незанятая ниша – b2b-рынок. Все крупные стартапы нацелены на потребительские рынки, перспективные b2b-проекты практически отсутствуют. Начинающие предприниматели могут действовать без оглядки на конкурентов, создавая стартапы для взаимодействия бизнес-структур.
Свежие стартапы появляются в Южной Корее чуть ли не каждый день, потому что открыть бизнес там легко, редко на это уходит больше недели. Экзотическое государство «обеими руками «за» инициативность в предпринимательстве как от корейцев, так и от иностранцев.
Чтобы получить стартап-визу, нужно иметь диплом бакалавра, зарегистрированную в Южной Корее компанию, владеть интеллектуальной собственностью и предоставить бизнес-план. Требования максимально просты и логичны. Зарегистрировать бизнес в Южной Корее – легко, а создавать проект без бизнес-плана – глупо, поэтому все документы, которые нужны для получения стартап-визы, у большинства претендентов уже имеются.
Проблемы с ведением бухгалтерской документации здесь отсутствуют, многие проектные команды работаю без бухгалтера. Причина кроется в активности южнокорейского рынка посреднических услуг: тысячи аутсорсинговых компаний готовы заниматься бухгалтерской отчетностью, налогами, подготовкой документов для создания и функционирования бизнеса. Однако все чеки, документирующие затраты компании, следует хранить не меньше пяти лет.
Основатели стартапов могут рассчитывать на активную поддержку южнокорейских венчурных фондов – инвестиционных компаний, вкладывающих крупные суммы в молодые проекты. Объем венчурного рынка Кореи неизменно увеличивается и уже превышает два миллиарда долларов. Динамика поддерживается государством, энергично софинансирующим венчурные операции. Дело в том, что Южная Корея стремится наращивать свое присутствие на мировом рынке благодаря созданию многогранной венчурной экосистемы.
Комфортные условия для ведения молодого и неокрепшего бизнеса стали привлекательными для основателей стартапов со всей планеты. Здесь они находят поддержку местного правительства (наравне с корейскими коллегами), развитую инфраструктуру, постоянный рост объема венчурного капитала, гибкую и эффективную грантовую систему. Словом, все, что необходимо для успешного старта.