Найти тему
Думающая история

Пояс из золотой парчи, раскинувшийся над рекой

«Пояс из золотой парчи» (по-японски «Кинтай-ке») – только японцы могут дать мосту такое имя!

Мост Кинтай над рекой Нисики (Япония). Источник изображения: kintaikyo-bridge.jp
Мост Кинтай над рекой Нисики (Япония). Источник изображения: kintaikyo-bridge.jp

Состоящий из двух пролетов балочного моста с обоих концов и трех арочных пролетов посередине, он считается единственным деревянным арочным мостом такого рода не только в Японии, но и в мире.

История его такова. В 1600 году феодал Хирои Киккава возвел замок Ивакуни на вершине живописной горы. У ее подножия были построены резиденции высших самураев, а резиденции самураев средних рангов были размещены на противоположном берегу бурной реки Нисики.

“Карта внутренних владений” (1668) Территория, пересекаемая рекой Нисики, с горой Широяма на заднем плане была выбрана в качестве резиденции феодала и некоторых его вассалов, а противоположный берег реки был выбран для жилья большинства вассалов и горожан.
Из коллекции музея Ивакуни Чококан. Источник изображения: kintaikyo-bridge.jp
“Карта внутренних владений” (1668) Территория, пересекаемая рекой Нисики, с горой Широяма на заднем плане была выбрана в качестве резиденции феодала и некоторых его вассалов, а противоположный берег реки был выбран для жилья большинства вассалов и горожан. Из коллекции музея Ивакуни Чококан. Источник изображения: kintaikyo-bridge.jp

Мост в такой ситуации был крайне необходим. Внук основателя замка Хироеси Киккава получил от китайского монаха и ученого эпохи Мин Обаку Докурю книгу о знаменитом Западном озере Китая. В этой книге была иллюстрация 6-арочного моста, соединяющего пять небольших островов. Говорят, что именно так Хироеси почерпнул идею моста Кинтай-ке.

Местные плотники, в отличие от китайцев, которые строили мосты из камня, предпочли построить свой 5-арочный мост из дерева (сосна, лиственница устойчивы к гниению) без использования металлических гвоздей или шурупов. Японский кипарис использовался для декорирования.

Строительство было завершено в октябре 1673 года. С тех пор каждые 20 лет ремонтировали три средних пролета, каждые 40 лет – пролеты, примыкавшие к берегам. Для поддержания и ремонта моста Кинтай был введен специальный налог. До 1868 года мостом разрешалось пользоваться только правителю домена и его вассалам, но теперь его может пересечь любой желающий, заплатив 300 йен.

Гравюра Хокусая укие-э с изображением моста Кинтай. 1827-1831гг. Источник изображения: www.metmuseum.org
Гравюра Хокусая укие-э с изображением моста Кинтай. 1827-1831гг. Источник изображения: www.metmuseum.org

Источники информации

Kintai Bridge

Place of Scenic Beauty, Kintaikyo Bridge

Congcong Ren & Mikio Koshihara. A Study on the Construction History of Kintai Bridge in Japan // Journal of Asian Architecture and Building Engineering/May 2017/261