После взлёта и набора высоты первый пилот решил отдохнуть и передал управление своему напарнику, но тот тоже уснул.
Министерство транспорта Индонезии проводит проверку в отношении местной авиакомпании Batik Air, чьи пилоты проспали в воздухе около получаса.
Об этом сообщает Metro. Известно, что инцидент произошёл ещё 25 января, однако обнародована информация только сейчас.
Лайнер выполнял полёт с острова Сулавеси в столицу страны Джакарту. После взлёта и набора высоты первый пилот решил отдохнуть и передал управление своему напарнику, но тот тоже уснул.
Диспетчер, зафиксировавший передачу управления, через несколько минут попытался связаться с лайнером, но ответа не получил. Борт хранил молчание на протяжении 28 минут. Именно через такой отрезок времени первый пилот проснулся.
За это время самолёт существенно отклонился от курса. КВС ответил диспетчеру и вернул лайнер на нужную траекторию полёта.
В момент авиационного инцидента на борту находились 153 пассажира и экипаж. Никто из людей не пострадал. Самолёт приземлился в столице без происшествий.
"Мы проведем расследование и проверку ночных перелётов в Индонезии, связанную с управлением рисками усталости в Batik Air и других операторов полётов", — заявила гендиректор департамента воздушного транспорта Минтранса страны Кристи Энда Мурни.
На время расследования обоих пилотов отстранили от работы, а авиакомпании Batik Air объявлен выговор.
Это далеко не первый случай, когда пилоты погружаются в объятия Морфея прямо за штурвалом. Например, в августе 2022 года два пилота национальных авиалиний Эфиопии Ethiopian Airlines уснули, когда самолёт находился на высоте около 11 тысяч метров. Мужчины даже проспали аэропорт приземления и лишь чудом смогли посадить лайнер, сообщал авиационный вестник Aviation Herald.
А в 2009 году пилотов Northwest Airlines заподозрили в том, что они задремали за штурвалом и пролетели мимо аэропорта Миннеаполиса. Диспетчеры не могли до них докричаться.
Аналогичный случай был зафиксирован и годом ранее. Тогда пассажирский самолёт из Гонолулу пролетел мимо аэропорта Хило. Причиной также стал сон пилотов. Диспетчеры не могли с ними связаться на протяжении 18 минут.
Регулярность случаев засыпания за штурвалом самолёта даже заставила Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) снизить нормативы по максимальной продолжительности рабочего дня пилотов.
Как сообщает "Российская газета", существует такое понятие, как контролируемый отдых в кабине лётного экипажа. Но он должен происходить в исключительных случаях, а не регулярно. Речь идёт о том, что во время отдыха одного пилота, второй обязан взять на себя обязанности управляющего пилота и пилота по мониторингу. Он не может покидать свое место по любой причине, включая физиологические перерывы.
А вообще эксперты отмечают, что если пилоты засыпают за штурвалом, это может означать лишь то, что существует проблема усталости, которую необходимо решить регулирующим органам и операторам.
"Позиция Международной федерации ассоциаций пилотов воздушных линий IFALPA по мерам борьбы с усталостью в кабине экипажа признает контролируемый отдых как одну из нескольких контрмер, которые могут быть использованы в случае неожиданного наступления усталости или при снижении бдительности", - замечает генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов Сергей Мельниченко.
Эксперт также заявил, что позиция IFALPA гласит, что все члены экипажа обязаны перед полётом надлежащим образом отдыхать.
Во время полёта экипаж обязан нести возложенные на него обязанности, а в случае усталости сделать физические упражнения и, например, увеличить яркость освещения.