Найти тему

HR-брендинг — развитие бренда работодателя

Оглавление

Задайте вопрос любому знакомому, где бы он хотел работать, если выбирать среди работодателей мирового уровня. От большинства вы услышите: Google, Apple, MICROSOFT. В списке обязательно найдется Adidas, Nestle и прочие крупные компании, которые у всех на слуху.

При этом никто из опрошенных никогда не бывал на предприятии своей мечты, не смотрел ролики потенциального работодателя и даже не заходил на его сайт. Чем же объяснить спонтанный выбор?

Прокачанным HR-брендом работодателя, а проще говоря, его репутацией на рынке труда. Привлекает сильный образ, стабильность, отсутствие крупных скандалов внутри компании, проработанная обратная связь. В России тоже есть такие компании — Газпром, Росатом, Яндекс, крупные банки и предприятия, чаще всего с зарубежным брендом — Bosch, Pfizer, Bayer, Huawei и прочие.

Зачем надо развивать HR-бренд

Мелкие компании не особо заморачиваются с HR-брендингом — тягаться с серьезными работодателями не получится, а обгонять в этой сфере конкурентов нет смысла. Кажется, что достаточно платить нормальную зарплату, и от вас никто не уйдет. На самом деле притязания кандидатов сильно выросли с прошлого века, люди больше не прикованы на всю жизнь к одному заводу и могут позволить себе выбирать между несколькими хорошими предложениями. В то же время работодателю важно не просто нанимать адекватных сотрудников с опытом, профессионалов своего дела, но и удерживать их в компании. Если постоянно обучать новеньких, далеко не уедешь.

Умные работодатели понимают это. Крупные компании проводят «дни открытых дверей» для выпускников, заманивают их условиями работы. Некоторые ведут детей чуть ли не с школьной скамьи, особенно это касается учебных заведений с углубленным изучением определенных предметов. Проводятся конкурсы, выделяются гранты и стипендии, серьезные фирмы платят за обучение будущих сотрудников.

Но одни занимаются этим плотно, отслеживая каждый шаг программы и стараясь максимально заинтересовать потенциальных соискателей, другие — для галочки, потому что так модно и принято. Культура развития бренда работодателя в России пока приживается слабо, а цели HR-брендинга не всем ясны и понятны. Многие предпочитают работать по старинке: дать зарплату побольше, наобещать с три короба, а там как получится. Но люди больше не готовы пахать за три копейки и, помимо зарплаты, хотят и других бонусов — например, ждут возможностей карьерного роста, профессиональное обучение и то же ДМС.

-2

Кому нужно работать над HR-брендом

Можно не заморачиваться с HR-брендингом компании, если:

  • у вас низкая текучесть кадров;
  • вы монополизировали свою сферу;
  • вы не планируете расширяться, развиваться, расти на рынке;
  • вы собираетесь обанкротиться или продать свое предприятие;
  • вам и так хорошо.

Если у вас:

  • все предприятие держится на одном-двух крутых специалистах и может развалиться после их ухода;
  • высокая текучесть кадров, и проблемы с обучением джунов;
  • высокая конкуренция;
  • наблюдается активное переманивание сотрудников другими компаниями;
  • слишком разношерстный в плане возраста и профессионализма коллектив;
  • нет HR-отдела или хотя бы специалиста, и наймом занимаетесь вы сами, не имея достаточных компетенций,

то работать над HR-брендом придется. Сформируете репутацию своей компании — и кандидаты действительно выстроятся в пресловутую очередь за забором.

-3

Как люди выбирают работодателя

Чего все хотят:

  • нормальную по меркам рынка зарплату;
  • удобное месторасположение офиса или удаленку;
  • интересные проекты, которые позволят расти;
  • регулярное обучение;
  • нормальный коллектив;
  • work-life balance — чтобы оставалось время на личную жизнь, соответственно, минимум переработок и вмешательства в свободное время сотрудников;
  • нормальную корпоративную культуру, адекватные корпоративы, которые не превращаются в отработку комплексов эйчара.

Да, но как люди поймут, что именно вы способны дать им все это? Есть два пути: вы громко заявляете о себе, и это называется внешний HR-брендинг, или даете ресурсы своим сотрудникам, и они рассказывают о вас — это внутренний HR-брендинг.

Работа с HR-брендом изнутри направлена на ваш персонал. Когда вы нанимаете человека, вы не забираете его в пожизненное рабство, и он вам ничего не должен. Ему также пишут рекрутеры, его могут позвать к себе, на более выгодные условия, друзья, родственники, бывшие коллеги. Поэтому, если не строить отношения с уже имеющимися сотрудниками, они могут разойтись так же легко, как и пришли.

Если ваши сотрудники всем довольны и бегут по утрам на работу с улыбкой, ситуация разворачивается в вашу пользу: теперь уже они будут звать в коллектив хороших специалистов и улучшать позиции компании на рынке труда. Без прочного, крепкого внутреннего HR-бренда нельзя построить стабильный внешний. Вы можете обещать что угодно, но, как только кандидат переговорит со «старичками», ваши обещания разлетятся в прах.

-4

Из чего состоит HR-бренд

Репутация компании держится на трех китах:

  • ваша миссия и цели — не высосанные из пальца, а четко продуманные и соответствующие реальности;
  • уникальность — везде пишут, что это логотип, айдентика и прочее, но для кандидата это выглядит как то, чем вы отличаетесь от десятков и сотен других работодателей вашей ниши;
  • EVP — предложение, ценности, через которые вы рассчитываете приманить кандидата. Они должны также соответствовать действительности.

HR-брендинг: инструменты

Через какие инструменты вы можете заявить о себе на рынке труда:

  1. Соцсети. Представьте, что вы совершенно не знаете компанию, в которую собираетесь устроиться, и ищите информацию о ней в интернете. А теперь зайдите в свои соцсети. Соответствуют ли они желаемому представлению? Если нет, то с этим надо срочно что-то делать.
  2. Сайт. Не менее важен, чем соцсети. Это площадка, на которой вы сможете подать себя в максимально выгодном свете. Особенно заходят людям истории успеха: как ваши сотрудники поднялись по карьерной лестнице, как они расширили границы своих возможностей.
  3. Настроения внутри коллектива. Старайтесь отслеживать, всем ли довольны ваши сотрудники. Понимают ли они, зачем ходят на работу или трудятся исключительно за зарплату? Очень много в последнее время у людей разрывов между ожиданием и реальностью: при трудоустройстве они видят одно, а при прохождении испытательного срока — другое. Есть кадры, которые вообще будто отбывают повинность и не горят желанием создавать ваш продукт.
  4. Корпоративы. Корпоративы при правильном подходе — один из самых сильных инструментов формирования HR-брендинга. На корпоративе не спрячешь настоящего настроя, и сплоченную команду лучше всего видно на совместной вечеринке. Выложите эмоциональные фотографии на свой сайт или в соцсети, чтобы соискатель проникся, как у вас все круто устроено, и какой жизнерадостный коллектив его ждет.
  5. Обязательно отвечайте на негатив в интернете, неважно, от кого он исходит — обиженного кандидата, бывшего сотрудника или клиента. То, насколько руководство адекватно в восприятии критики, характеризует его в первую очередь.
  6. Организуйте адаптацию новичков, желательно с менторством. Люди охотнее идут туда, где их ждут и готовы им помочь быстрее встроиться в рабочий процесс. Рассказывайте об этом в соцсетях и на своих площадках.
  7. Выбирайте верные каналы коммуникации, которые используют ваши потенциальные соискатели. Это может быть все, что угодно, от hh.ru до Тик-тока.
  8. Ну и конечно, это маркетинговые инструменты по типу таргетированной рекламы, e-mail маркетинга и пр.
-5

Показатели роста HR-бренда

Независимо от того, работает компания над своей репутацией или нет, у нее будет собственный HR-бренд. Вопрос только в его качестве, определить которое помогут цифры.

  1. Количество входящих резюме. Чем больше, тем лучше: значит, люди горят желанием работать у вас.
  2. Количество отказов соискателей после прохождения испытательного срока.
  3. Процент отказа от офферов. По нему можно понять ценность вашего предложения для соискателя.
  4. Процент закрытия вакансий через «сарафанное радио». Говорит о доверии людей к вашей компании.
  5. Динамика расходов на подбор кандидатов — по мере укрепления репутации работодателя расходы должны уменьшаться.

Помните, работа над брендом компании требует особой осторожности. Неверный шаг — и тимбилдинг, должный принести позитив, обернется разочарованием. Приставленный к новичку ментор отпугнет его своей невовлеченностью. Запущенная маркетинговая компания спровоцирует волну хейта в ваш адрес в социуме. Примеров тому масса. И, чтобы не подмочить свою репутацию, чтобы легко обходить подобные ловушки HR-брендинга, иногда есть смысл довериться специалистам.