Найти тему
1K подписчиков

Фильм "Онегин" режиссёра Андреасяна. Зачем у героев отобрали молодость, а у Пушкина - стихи

4,6K прочитали

Новый фильм "Онегин" вышел на большой экран в канун 8-го марта. Посмотрела фильм с дочерью. Режиссёр, давая интервью рассказывал, что обращался с Пушкиным и текстом очень бережно.

Чтобы смыть с души осадочек, оставленный просмотром фильма "Мастер и Маргарита" Локшина, где родившийся а Америке и уехавший сразу после премьеры туда же режиссёр Локшин не оставил ничего ни от сюжетных линий, ни от искрометного юмора, ни от булгаковского духа одного великого романа, отправилась смотреть экранизацию другого великого романа Пушкина "Евгений Онегин". Режиссёра Андреасяна.

Мою рецензию на фильм Локшина " Мастер и Маргарита" можно почитать тут.

Итак начался просмотр. То, что фильм длится более 2-х часов меня не смутило, роман-то сам по себе достаточно объëмный.

Когда мне было 14 лет я так увлеклась романом Пушкина "Евгений Онегин", что выучила наизусть всю первую главу. И прежде всего я читала его и представляла себе как жили мои ровесники и чуть постарше из дворян два века назад.

Ведь на момент начала событий в романе Пушкина: Евгению Онегину было 25 лет, и он был самым старшим в этой тусовке. Татьяне, по мнению пушкинистов (основанном на личных письмах Александра Сергеевича) - 17 лет, Ленскому - 18 лет, а Ольге 16 лет.

Вся эта песочница была в первую очередь юна и непосредственна, тем и интересна. Онегин, хоть и изображал из себя скучающего Чайльд-Гарольда, героя суперпопулярной тогда поэмы Джорджа Байрона, но был ещё очень молодым человеком🙂

В фильме же первое, что я вижу - главный герой, Евгений Онегин. Актёр Виктор Добронравов в фильме загримирован и выглядит ещё старше, чем в жизни, а ему и так 41 год. На фотке ещё не так, а в фильме у него очень глубокие морщины на лбу

Виктор Добронравов в роли Евгения Онегина
Виктор Добронравов в роли Евгения Онегина

Всё бы ничего, но это подменяет суть романа. Пушкин удивляется в романе своему юному герою, который охладел и к красавицам, и к развлечениям того времени - балам и балету. В отличии от самого поэта, который с большим энтузиазмом описывает ножку неведомой утраченной когда-то возлюбленной, будучи на момент написания романа 32-летним.

Вспомним отступление Пушкина о себе в романе Глава 1, ст. XXX – XXXIV

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Ах! долго я забыть не мог
Две ножки... Грустный, охладелый,
Я всё их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне.
Когда ж и где, в какой пустыне,
Безумец, их забудешь ты?
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?
Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов:
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье.
Давно ль для вас я забывал
И жажду славы и похвал,
И край отцов, и заточенье?
Исчезло счастье юных лет,
Как на лугах ваш легкий след.
Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.
Она, пророчествуя взгляду
Неоцененную награду,
Влечет условною красой
Желаний своевольный рой.
Люблю ее, мой друг Эльвина,
Под длинной скатертью столов,
Весной на мураве лугов,
Зимой на чугуне камина,
На зеркальном паркете зал,
У моря на граните скал.
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!

Итак, Пушкин удивлялся, что Онегину разонравились балы и красавицы так РАНО. И искал тому причину, разбирался в ходе романа в этом. Устами Татьяны ближе к концу романа озвучил свой ответ "уж не ПАРОДИЯ ли он? "

Почему герою Добронравова надоело скакать всю ночь на балах и ухлестывать за красавицами и так понятно, нет смысла размышлять об этом ни автору, ни зрителям. Он просто уже староват для этого, здоровье не позволяет, седина уже в висках, какие уж тут красавицы. Возраст, что вы хотите. И кризис среднего возраста. И никакой интриги не остаётся...

Зато интрига появляется там, где еë не было у Пушкина. Не слишком понятно почему так взбегалась при виде пожилого мужчины Онегина зрелая женщина - героиня Татьяна Ларина в исполнении жены режиссёра актрисы Елизаветы Моряк. Как реакция юной девушки такое поведение и мило, и понятно, как реакция женщины - немного напоминает нервную болезнь

Елизавета Моряк в роли Татьяны Лариной
Елизавета Моряк в роли Татьяны Лариной

С другой стороны, когда она играет уже замужнюю даму, отшивающую Онегина - тут всё просто замечательно. И красиво, и уместно, и совсем даже и неплохо у неë получилось.

Ладно, вернёмся к сюжету. Та самая первая глава, которую я выучила в юности наизусть, к великому моему сожалению, практически вся выброшена на помойку. Никаких прелестных зарисовок городской жизни того времени, ни красивых карет, ни охтенки с кувшином в фильме мы, к сожалению, не увидим. Из всего многообразия мира Пушкинского романа нам будет предъявлен только сонный Онегин в своей опочивальне. А жаль.

Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
Памятник охтенке с кувшином в Санкт-Петербурге. Каждое утро, проснувшись в четыре утра, охтинки спешили на переправу, которая располагалась на месте Большеохтинского моста. Зимой по льду, летом на лодках перевозчиков молочницы с тяжëлыми кувшинами перебирались через Неву к Смольному монастырю, откуда начинался их ежедневный маршрут по городу
Памятник охтенке с кувшином в Санкт-Петербурге. Каждое утро, проснувшись в четыре утра, охтинки спешили на переправу, которая располагалась на месте Большеохтинского моста. Зимой по льду, летом на лодках перевозчиков молочницы с тяжëлыми кувшинами перебирались через Неву к Смольному монастырю, откуда начинался их ежедневный маршрут по городу

То что оставили из городской жизни тоже получилось такое себе. Вот возьми, к примеру балет. Зал, ложа, приëм когда друзья как будто только вдвоем сидят и балет только для них - ещё ничего. Но сам балет... Стоит девушка на сцене, нервно подрагивает ножкой. Никакого полëта, никаких прыжков, никаких фуэте вообще. Обидно прямо как то за русский балет, он всё же один из лучших в мире.

Ведь Пушкин всё подробно описал, почему не снять нормально. Из снятого опять-таки логично, что такой балет надоел. Он и сразу то не впечатляет. У Пушкина:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух, из уст Эола;
То стан совьëт, то разовьëт...
То быстрой ножкой ножку бьёт

Балерина
Балерина

Мы Евгения сразу застаëм в хандре, каким он бывал блестящим и остроумным когда-то не видим.

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-steaks и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

Не видим его уборной, где у него "щётки тридцати родов и для ногтей и для зубов". Не наблюдаем мы как он "три часа по крайней мере пред зеркалами проводил и из уборной выходил подобный ветренной Венере, когда, надев мужской наряд, богиня едет в маскарад". В фильме надел, что на стуле висело, да дело с концом🤣🤣🤣

Опять же Пушкин описывает как в юности Онегина французский гувернер "слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил". Можно же было немного и этой красоты снять. Летний же сад жив, здоров и по прежнему прекрасен можно было бы порадовать глаз зрителя его красотой.

Ладно, Онегин в возрасте едет к умирающему дяде с наследством. Конечно и тут приходят в голову строки "так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых" и сразу из другого произведения "молодая была немолода" 🤣🤣🤣

Отмечу и то, что в фильме хорошо. Картины деревенской природы, зелёные просторы. Всё сцены с лошадями. Онегин (и актёр)- умелый наездник, скачет красиво. Кони прекрасны.

Ленский и сцены с ним более менее нормальные, актёр Денис Прытков сыграл его неплохо. Да, и он старше тридцати, но на фоне такого Онегина...

Да и на мой взгляд характер Ленского передал совсем неплохо

Денис Прытков в роли Владимира Ленского
Денис Прытков в роли Владимира Ленского

Игра актрисы, сыгравшей Ольгу Ларину, Татьяны Сабиновой, мне тоже понравилась. Кстати она поправилась на 10 кг специально для фильма чтобы соответствовать описанию "кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне" (в смысле красна как красна девица, а не как подзаборный алкаш🤣🤣🤣)

Татьяна Сабирова в роли Ольги Лариной
Татьяна Сабирова в роли Ольги Лариной

Ну о Татьяне я уже писала. В момент когда она ещё девушка странновато, а когда уже генеральша - мне образ и игра актрисы понравилась. Жаль еë лишили возможности усилить этот образ бессмертными пушкинскими строфами.

Мне не хватило стихов. Их вообще все заменили прозой. Даже "привычка свыше нам дана, замена счастию она", даже "чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей".

Оставили кое-где крохотные отрывки от автора да письма (урезанные) Татьяны и Онегина в стихах.

Даже последнюю отповедь Татьяны Онегину не пощадили, что особенно жалко. Там каждое слово бриллиант 🙂

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче– Боже!– стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь… Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной.
Я благодарна всей душой…
Тогда– не правда ли?– в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
Я плачу… если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…
А нынче!– что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна

После этой отповеди понятно почему Онегин остался стоять, "как будто громом поражён". Что так поразило Онегина в простых будничных словах Татьяны из фильма вообще осталось непонятно.

Опять же если всего этого не было, то чем же были наполнены 2.5 часа фильма? Очень растянуто и много было про то как Онегин в своëм поместье с друзьями и без: пил, играл на бильярде, стрелял по бутылочкам, базарил со слугой.

Очень растянуто получилось то, что оставили. Выкинуто то, что реально классно. Особенно жаль стихи.

Под конец фильма чуть не уснули с дочкой. Экранизация получилась скучной, увы.

По окончании фильма читала дочери наизусть ответ Татьяны Онегину. Ей очень понравилось и стало тоже жаль, что его из фильма выкинули.

Да режиссёр придерживался книжного сюжета, но оскопил роман до неинтересности. Такое общее впечатление от картины.

Смотрели новый фильм "Онегин"? Как он Вам?