Найти тему

Изнанка и убогость профильного ЕГЭ

Убогость четырёхчасового профильного ЕГЭ по математике заложена в его структуре, содержащей как простые задания, которые знающий выпускник способен выполнить за одну или две минуты, так и содержащей типовые усложнённые задания, требующие для решения в десятки раз большего времени.

Начнём с оценки тех экзаменуемых, которые ограничились решением только простых заданий. Пусть первый экзаменуемый сделал 7 правильных ответов всего за 7 минут и, если бы он продолжил выполнять задания, он мог бы сдать экзамен на отлично. Второму экзаменуемому потребовалось в пять раз больше времени для ответа на минутные вопросы, и он заслужил удовлетворительную оценку. А вот третьему экзаменуемому потребовались все 4 часа для ответа на 7 минутных вопросов, и удовлетворительной оценки он безусловно не достоин. Профильный ЕГЭ затраченное время учесть не способен, а потому, не мудрствуя лукаво, он просто усредняет их итоговый результат, оценивая каждого на удовлетворительно. И если экзамен прошёл именно так, то это ещё хорошо, поскольку только один из трёх получает незаслуженный сертификат ЕГЭ с проходными в региональный вуз 40 баллами. И очень плохо, если всем троим потребовались 4 часа для ответа на минутные вопросы, и все трое получили незаслуженные сертификаты ЕГЭ с 40 баллами, с которыми они пошли в пединститут, чтобы стать учителями математики и физики. Изнанка профильного ЕГЭ состоит в том, что такие незаслуженные сертификаты ЕГЭ с проходными 40 баллами ежегодно выдают тысячам выпускникам России!

Перейдём к оценке тех экзаменуемых, которые решают типовые усложнённые задания, и в интересах которых, как утверждает Кравцов (а вовсе не в интересах репетиторов), был создан профильный ЕГЭ.

Во-первых, наличие на экзамене заданий, сложность который отличается в 100 раз, вредит достоверности результата экзамена. Назовите на какой олимпиаде по математике или на какой контрольной работе присутствуют задания, отличающиеся по сложности в 100 раз? А именно это имеет место в профильном ЕГЭ. Сосредоточившись на решении сложных заданий, которые скромно названы усложнёнными, экзаменуемый молодой человек, если он не робот, просто запрограммирован на оплошность в простом задании. Что касается сложных заданий, в которых нередко нужно совершить десять и более действий, то случайная ошибка только в одном действии может свести на нет всё трудоёмкое решение.

Во-вторых, в профильном ЕГЭ присутствуют сложные задания, рассчитанные на сугубо математический склад ума (например, правильное решение, по замыслу автора задания, должно содержать доказательство теоремы существования), которые физик и математик наверняка будут решать неодинаково, но правильность решения будет оценивать не физик, а математик. Такие задания преследуют узконаправленную цель выявления выпускников с сугубо математическим складом ума (как будто бы нет математических олимпиад, созданных специально для этого), и они совсем не подходят для выявления будущих физиков или изобретателей.

В-третьих, изнанка и убогость профильного ЕГЭ состоит в том, что все усложнённые задания являются типовыми, на каждое из которых самими создателями ЕГЭ выданы алгоритмы решений. Натаскиванием на эти алгоритмы репетиторы ежегодно зарабатывают миллиарды рублей, которые вытекают из карманов родителей выпускников. Подмена государственного школьного обучения подготовкой к профильному ЕГЭ путём индивидуальной платной системы натаскивания ведёт к деградации физико-математического образования России, которую советники президента предпочитают не замечать.

В-четвёртых, именной сертификат с высокими баллами профильного ЕГЭ вовсе не означает, что его владелец знает курс школьной математики, в чём ежедневно на практических занятиях убеждаются преподаватели вузов.

В-пятых, выработанная подготовкой к профильному ЕГЭ привычка мыслить готовыми алгоритмами убивает креативность мышления у будущих математиков, на что уже не первый год жалуются преподаватели мехмата МГУ. Изнанка профильного ЕГЭ состоит в том, что даже для будущих студентов мехмата МГУ профильный ЕГЭ вреден.

В-шестых, ущербность профильного ЕГЭ заключается в том, что не только 7 усложнённых заданий, но и 12 простых минутных заданий 1 части являются типовыми, на каждое из которых ФИПИ предоставило образчики решений. Натаскиванием на типовые задания 1 части репетиторы обеспечивают положительный результат профильного ЕГЭ у большинства обратившихся к ним выпускников даже при отсутствии у них базовых знаний курса математики средней школы.