Найти тему
Нина Лаврова

Записки Калужского паломника-инока, о его странствии во святой град Иерусалим. часть вторая.

" Был печален и и неустроен наш путь, зело мятежен; метелица была с ветром великим, противным и с великим трудом обрели дорогу к граду, едва не лишившись жизни. Вернулись во град от полуночи к тому же Боголюбцу, к Никифору Иосифовичу и его сыну, и приняты были с любовью. Угостив нас добром, сотворили нам вечерю и восставши от трапезы поблагодарили Бога и тому господину поклонились до земли за премногую любовь и так забыв бывшую скорбь и нужду свою, случившуюся в пути, уснули с добром до утра. Услышав о нашем приезде братия наши пришли к нам и так пробыли мы в гостях четыре дня, сын Иосиф Никифорович проводил нас за реку Оку, а от Москвы до Калуги девяносто две версты."

30 декабря, в среду, в первом часу дня, на отданьё Рождества Христова, снег весь согнало дождем, река Ока зело наводнилась, едва через нее переправились и проводил нас Иосиф Никифорович и отдав последнее целование друг другу и поклонившись до земли, мы расстались. Мы плакали, понимая, что это наше последнее свидание и едва взошли на гору на другом берегу Оки , обратились ко граду и помолившись церквям Божьим и гражданам, поклонились. Наш
преславный град Калуга, отечество наще дорогое! Был труден наш день и тяжек, снег весь сбило дождем, реки весь лед сломали и в такой день мы отошли от Калуги на 30 вёрст и пришли на варницу за Добрым Монастырем (Свято-Покровский-Тульская обл) к Боголюбцу Орлянину, прозывавшемуся Лазарем, тестем Евсевия Басова, который принял нас с любовью и сотворил нам добрую вечерю и коням корм, а в путь пожаловал нам рыбки, а коням овсеца и пробыв у него до утра, в час дня пошли дальше в путь свой.

5 января, на праздник Обрезания Господа нашего Иисуса Христа, пришли в
град Лихвин (Чекалин-Тульская обл) на Оке реке. Ока зело наводнилась и лед взломало, тут мы через Оку не переехали, а прошли в другое место, на устье реки Упы и там также нужно переезжать через Оку, а вода бежит сверху льда и коню по седло и так мы с нуждой переправились через реку, все снова выбирались из саней, а иное и замочили (это был пушной товар, что везли купцы на продажу), стали его выкладывать..."

Хочется сделать отступление: в январе вскрылись реки, как весной, значит и в те, далекие времена зимой случались оттепели, да еще какие! И какие были стойкие и мужественные люди, решившиеся на такой трудный путь, которые наверняка понимали, что обратно можно и не вернуться. И еще хочется подчеркнуть с какой заботой относились священники и простые миряне к путникам, помогая им на всем пути.

На помощь нашим путникам пришел Орлянин, Евсевей Басов и проводил их до засеки Никольской (Лихвинский уезд), разделил с ними хлеб и вернулся домой. Всю ночь он не спал, чтобы догнать путников не слезая с коня и достиг их лишь только в устье реки Упы. Проводил, и тем же путем поскакал снова в путь. Путники наши достигли города Лихвина (Чекалина). Лихвин-старинный русский город стоит на реке Оке, на левой стороне, от Калуги 40 верст.

-2



"
Град Белёв стоит на реке Оке, на левой стороне, на горе высокой, красовит и жильем с половины Калуги, град деревянный и весьма ветхий."

Так прошли они через засеку к городу Белёву (Тульская обл) и миновали село Николы Гастунского\16 км от г.Белёва. Реки сильно разлились и иноку с его путниками снова посчастливилось встретить на пути своем доброго Белёвича, который помог преодолеть препятствия. На реке Оке лед взломало и от берега далеко отнесло, так что невозможно было перебраться на другой берег реки и люди, что приехали к торгу с хлебом и другим товаром встали табором на берегу и вынуждены были там заночевать. Однако Белёвец сумел разыскать путь по ледяным глыбам и потихоньку переправиться вместе с иноком между стругами (небольшие суденышки для перевозки грузов). Так инок уже в ночи вошёл в город, часы пробили 4 часа и добрый горожанин пригласил его в свой дом, где его подружка встретила гостя с любовью и приготовила добрую вечерю. Сам же хозяин с сыном, взяв вязанку сена отнес ее за реку к путникам. Инока же оставили в доме, приготовив ему постель для отдыха.

Добрый Белёвец оставил своего сына с путниками до утра и когда инок утром пришел на берег реки, то увидел, что Ока за ночь сильно разлилась. Снова стали думать, как перебраться с возами через реку, городские жители между тем налаживали путь из ледяных глыб и узнав, что путники следуют в святой град Иерусалим помогли им переправиться, добрые люди Белёвичи!

2 января к нашим путникам пришел в гости посадский человек Родион Вязмитин и пригласил в свой дом, угостил всех достойно, и в его дом приходили гости именитые -граждане Белёва и приглашали путников к себе, и делали им подарки. Так прогостили они в Белёве два дня, радовались доброте граждан и находили горожан очень здоровыми и румяными, "мужчины и женщины зело крупны и поклончивы". Вот только воды в городе не было и возили её все с реки Оки.
5 января снова наши путники пустились в путь к Болхову (Орловская обл), в эту ночь стало подмораживать, на реке образовались зажоры великие (скопление льда). В Болхове наши путники оказались накануне Богоявления Господня (Крещение) и пробыли весь день в городе, до самой ночи.
" Град Болхов стоит на реке Упе, на левой стороне, на горах красовито, град древний, ветхий. Монастырь в городе хорош, площадь торговая хороша, хлеба бывает много, а дровами скудно; люди в городе невежи, искусу нет, ни у мужского пола, ни у женского, не как в Калуге или Белёве, своя мера-дулепы"( славянские племена). Доподлинно неизвестно, проживали ли эти племена в Белеве.

Орёл. Крепость 1566год.
Орёл. Крепость 1566год.



Снова их догнал Орлянин Евсевей Басов и стал приглашать к себе в гости в Орел и хотя путником было совсем не по пути, за его доброту душевную, не смогли ему отказать. В ночь под Крещение, выйдя из Болхова в Орёл, передвигались наши путники всю ночь, в голой степи, где заметала стужа лютая и мороз вдарил велик, больно перезябли и на Крещение вошли в град Орёл. Остановились они у посадского человека, Ильи Басова, сам же Илья в ту пору "был на воде ",(как известно на Крещение святили воду), а
"вернувшись с воды зело нам обрадовался" и "учредил нам трапезу добрую, а коням овса и сена довольно и покуда мы стояли в его доме, все нас поил и кормил и коней; больше той любви нельзя сотворить, яко же Авраам странноприимец". Узнали о наших путниках и другие правослвные и начали также приглашать в свои дома, добрые люди, Орляне. "А люди зело к церквам усердны и часто во се годы ездят в Киев Богу молиться, с женами и детьми". С нашими путниками тоже многие хотели пойти во Иерусалим, но по своей хворости не смогли.
"
Град Орел стоит в степи на низком месте, на Оке реке, на левой стороне, город деревянный, ветхий, жильём немноголюден, имеет пристань солёную и хлебную, зело велика матица хлебная. А Орел-река сквозь градское жилище течет и пала в Оку с левой стороны, лесом и дровами зело нужно, церквей каменных много; монастырь мужской зело хорош, ограда каменная; и пребыхом мы на Орле 5 дней, не было, за тем много прожили; от Болхова до Орла 40 верст."

1920 год.
1920 год.


31 января рано утром путники вошли в Кромы (Орловская обл), было в ту пору в этом городе воровато и сам город был самый убогий, не было в нем базаров и люди в нём жили очень убогие, жили как кочевые татары,
"вся шерсть наголо" пообедали здесь путники и очень боялись. Началась сильная метель и они пустились в путь в Комарицкую волость, (а извозчики, нанятые ими) лошадей своих погоняли и передохнуть им не давали. Так по дороге и злодеи останавливали их коней, но в итоге все обошлось.


В граде Севске остановились у Боголюбца, которому передали грамотку от Орлянина Евсивея Басова, и принял он также путников с любовию, и пригласил всех родственников, и устроил трапезу праздничную.
"Город Севск стоит на реке Севе, город деревянный, другой острог дубовый, третий-земляной, град Севск хорош; ряды хорошие, торги хорошие, а люди в нем живут все служивые, мало посацких, и Московские тут есть стрельцы; и все люди зело доброхотные и приветливые, тут и деньги всякие меняют, цехины (венецианская золотая монета) на Московские и на талеры" (серебряная монета Германии).


На следующий день пошел гостеприимный хозяин с товарищем к воеводе Леонтию Михайловичу Коробину, с грамотой царской и воевода сам пожаловал к иноку: узнать , что ему потребуется, чтобы продолжить путь? Но инок отвечал, что лошади у них есть, а как город Севск порубежный, просил он, чтобы его вместе с путниками не задерживали,на что получил согласие воеводы. Провожали их также трапезой пышной, со медком хмельным и в таможне печать пропускную поставили и проводника на дорогу дали
, все же добрых людей больше на белом свете!


Начало путешествия инока, читайте в первой части:
https://dzen.ru/a/ZeTofAgg9j3Lodrt