Найти тему
Нина Лаврова

Записки Калужского паломника-инока, о его странствии во святой град Иерусалим. часть первая.

Карловицкий мир, заключенный между Австрией и Портой (Османской империей), при посредничестве Франции в 1688 году дал и в Иерусалиме перевес Латинов над Православными, несмотря на все усилия драгомана Порты (посредник между ближневосточными и азиатскими державами) Маврокордато, который во время заключения мира, старался защитить православных.

-2



Маврокардато Александр-представитель знатного греческого рода. Изучал философию, теологию и медицину в университетах Рима, Падуи и Болоньи, в 1660 году. Был личным врачом нескольких знатных турецких вельмож. В 1673 году султан Мехмед IV назначил Маврокордато Великим драгоманом, который владел многими языками. Благодаря этому он получил большое влияние на внешнюю политику Османской империи.
Последствия этого мира описывает автор святого града Иерусалима так
: "По настоянию французского посла, прибывшего в Царьград (Стамбул), Порта вынуждена была выдать фирман (указ султана), совершенно противоречащий всем прежним, так как он благоволил франкам и уступал им во владении святых мест. Окрыленные такой победой, они выплеснули всю свою злобу на греков и обрушили святой престол, находившийся перед святым гробом, вынули из-под него ковчег со святыми мощами и выкинули все украшения православных из часовни, потом разрушили в Вифлееме богатый соборный иконостас, который был выстроен Патриархом Нектарием." Горько было наблюдать успехи римлян и уничижение православных.

С тех времен сохранилась рукопись русского паломника, посетившего святые места вскоре после этих событий. Паломником оказался инок одного из московских монастырей, уроженец города Калуги, купеческого сословия. Он рассказывает, что на пути в Галац(Румыния), между Сорокою и Яссами в степи, едва он не замерз от зимней стужи-случилось это 20 февраля. Однако паломник сумел разыскать дрова, случайно оставшиеся от проезжавшего в Константинополь
русского посла князя Дмитрия Михайловича Голицына. Доподлинно известно, что князь Голицын выехал в Константинополь зимой 1700 года, в звании чрезвычайного посла, для ратификации мирного трактата с Турцией, заключенного думным дьяком Емельяном Украинцевым. Под салют корабельных орудий, давших понять туркам, что теперь они имеют дело отнюдь не с прежней, "сухопутной" Россией, начались долгие и непростые 11-месячные переговоры.

Историк Костомаров так пишет об этом:
"Украинцев, по наказу своего государя, ходатайствовал о преимуществах православных греков, относительно святых мест. Это был первый шаг к тому заступничеству за турецких христиан, которое потом так часто повторялось в русской истории и служило поводом к столкновениям с Турцией. На этот раз турки отклонили вмешательство России, объяснивши, что вопрос этот относится к внутренним делам, до которых нет чужим дела, но дозволили русским богомольцам посещать священные места".

Московское духовенство XVII века по своей малообразованности пребывало в старых предрассудках, что и заставило молодого царя Петра обратиться к духовенству киевскому, славившемуся многосторонним образованием и призвать оттуда ученых архимандритов и игуменов для занятия святительных кафедр в Великороссии.Так и наш паломник был проникнут старыми предрассудками.Свое путешествие паломник совершал с купцами, везшими под его покровительством на продажу в Царьград пушной товар. Русским подданным давалось право, согласно статье 10 трактата 1700 года: "Русским богомольцам посещать святой град Иерусалим без всякой дани" и наш паломник, получив в Москве Царскую отпускную грамоту, провез товар купцов под своим именем до Константинополя беспошлинно. В Константинополе, случайно встретив знакомого московского купца наш паломник попросил продать товар.Товар был продан греку и на вырученные деньги паломник смог продолжить свое путешествие из Константинополя в Иерусалим, но уже вдвоем со своим прислужником.

"Мы переночевали, рано встали и за утро прошли 25 верст, встали в вотчине Новодевичьего монастыря и по реке Добряге ?, поевши хлеба добрались до Богоспасаемого града Калуги в третьем часу ночи, где остановились у посадского человека, Никифора Иосифовича Коротаева и сына его Иосифа Никифоровича.У него два внука женатых, сам уже в старости, мастистый, украшен сединами и принял своих путников любовно и с добром, сотворил вечерню доброю и коням также предоставил корм и покой,гостям же устроил одры мягкие и пробыли у него два дня в радости великой, спаси его Бог, миленького за любовь его.

-3



"Град Калуга стоит на реке Оке, на левой стороне, на горе высоко, красовито;немного таких городов в Московском Царстве, а крепости нет, была деревянная, да сгорела, только башня одна с проезжими воротами, а церквей в ней каменных одиннадцать, деревянных осьмнадцать, жильем зело доброхотно, привольна зело хлебом и овощем ,и лесом всяким, и дровами довольно; другого такого города поискать в Московском государстве. Площадь торговая зело хороша, рядов также много, торговых людей весьма много и зело проходцы в чужие земли с купеческими товарами; в Сибирь, в Китай, в Немецкие земли и в Царьград.

23 декабря, в понедельник пошли мы в обитель Всемилостивого Спаса и Пречистой Богородицы, честного и славного её Введения, к честному игумену Спиридону, ради благославления на путное шествие.(Село Спас-Гомань, что на устье Угры монастырь стоит на слиянии Угры и Оки. Две древние церкви бывшей обители с шатровыми верхами, на монастырском дворище находились замечательные надгробные плиты, одна из которых гласит, что под ней погреблено тело некого Елефверия Фомича Ратова, убитого в 1657 году за веру и царя под Юрьевым Ливонским. Монастырь изначально был приписан к Крутицкому Архиерейскому Дому, а около 1723 года-упразднен.)Отец Спиридон с братией нашему приходу зело обрадовался, а сам зело болен, ноги у него болят; и строитель Лаврентий, и казначей Аврамий, и келарь также зело обрадовались нашему приходу и помогали нам о путном хождении, чтобы отец Спиридон дал свое отеческое благославение и он с радостию нас благославил, с растворенной свой теплой душою. И праздновали у него праздник Рождества Христова в радости великой и отстояли всенощное стояние, потом часы и молебное пение. Потом прошли на трапезу есть хлеба и встав, благодарили Бога и отцу Спиридону поклонились и он отпустил нас с миром, сам же смахивал слезы свои и далеко нас проводил и поклонился до земли и мы также. Поцеловали друг друга и расстались с большой любовью, надеясь снова вернуться в Калугу."