Найти в Дзене
На ход ноги

Соловки. Островитяне (глава 2)

Предыдущая глава:

Север встречал нас сырым и холодным воздухом, мелким моросящим дождем и серым полустанком.

Катера на Соловки уходят два раза в день: рано утром и в обед. Когда мы добрались до пристани, на часах было уже около 6 вечера. Еще в поезде мы узнали, что автобус в Рабочеостровск, бывший когда-то довольно оживленным портом, отправляется каждый час с остановки рядом с вокзалом. Её мы нашли без труда. В городе сложно заблудиться. Главная его улица, с оригинальным названием «Пролетарский проспект» начиналась здесь же. С нашего поезда сгрузились несколько небольших компаний, запряженных в свои огромные рюкзаки, словно лошади в телеги. Вместе с ними мы, медленно отсыревая, ждали автобус.

Белое море
Белое море

Ждали мы недолго. Старый ПАЗик, погрузив туристов и несколько местных жителей, раз-вернулся и поехал в сторону моря. Через пару минут стало ясно, что если это главная улица города, то смотреть в нем положительно нечего. Минут через 20 мы добрались до Рабочеостровска. Поселок был небольшим, но примечательным тремя фактами.

Во-первых, в Рабочеостровске есть порт, пусть и небольшой. Во-вторых, именно здесь снимались многие сцены фильма «Остров», который отчасти послужил причиной посетить эти места. И в-третьих, здесь находится подворье Соловецкого монастыря. Своеобразная гостиница для паломников, трудников и просто путников, направляющихся на архипелаг.

На улице было сыро и холодно, ставить палатку прямо в грязь не хотелось. А здесь, всего лишь за скромное пожертвование в 150 рублей, можно было поспать на многоярусной кровати в натопленном до жары помещении подворья.
Так началось наше первое знакомство с обитателями и гостями здешних мест.

Дам краткую характеристику типажам, которые встретились нам за эту неполную неделю.
На Соловках живут обычные мирские люди. В основном это те, кто родился на острове. А там где родился, там и пригодился. Увы, пригодились далеко не все. В 90-ые с Соловков уехала большая часть жителей. Но в 70-80-ых население этих островов состояло из нескольких тысяч жителей. На островах существовало рыбное хозяйство, были организованы промыслы морского зверя и водорослей, которые нужны для производства агар-агар. Был даже небольшой заводик. Стояла военная часть, а это значит, там же обретались и все сопутствующие люди - врачи, учителя, дети, жены и так далее. Но в 90-ые этот крошечный остров, отрезанный от цивилизации, затерявшийся, словно жемчужина на морском дне, переживал вместе со страной очень нелегкие времена. Многие уехали на большую землю, военную часть расформировали.

Пристань Рабочеостровска
Пристань Рабочеостровска

Но и сейчас, гуляя по острову, вы увидите не только монахов и паломников. Рядом с небольшой сельской школой играет детвора. Ребята постарше гоняют мяч на большом футбольном поле. Работают магазины, и даже у небольшой избушки с надписью «Сбербанк» утром выстраивается очередь.

Вторая категория – это туристы-походники. Это те самые ребята и подобные им, с которыми мы приехали на поезде. Места здесь интересные и красивые. Приезжают целыми семьями и компаниями, живут в палаточном городке за монастырем. Их не очень много, все-таки для опытного туриста–походника эти острова слишком маленькие. Скорее это просто люди, желающие немного пожить в палатке под открытым небом. Мы относились именно к этой категории временных обитателей острова.

Третья категория – это религиозные туристы или паломники. Наименее привлекательная и наиболее массовая категория гостей здешних мест. Паломники почти никогда не приезжают поодиночке, а существуют группами, которые здесь называются по наименованию места, откуда они приехали. К примеру, с нами на катере ехал «Челябинск». Делегации «городов русских» состоят преимущественно из женщин раннего пенсионного возраста. Когда работа уже кончилась, жизнь непростая, а силы еще есть. И эти женщины, нагруженные необъятными сумками со съестными припасами, в бесформенных куртках и теплых платках, маршируют по острову от святыни к святыне, от часовни к скиту, а от скита до пустыни.

Соловки
Соловки

Четвертая категория – это трудники. Это тоже временные люди на острове, но характер их пребывания иной. Трудник – это человек, решивший приехать на остров для того, чтобы поработать на благо монастыря. Кто-то просто решил с пользой для души и тела провести некоторое время вдали от цивилизации. Кто-то решил почистить голову, кто-то подумать. Кто-то, наверное, хочет делать что-то действительно полезное. Эти люди пришли в монастырь и сказали: «я умею то-то и то-то, и времени у меня столько-то, дайте мне работу». Трудники живут бесплатно, точнее платят за свой постой собственным трудом. Распорядок у них не такой суровый как у монахов, но все же есть. Скажем так, облегченная версия монашеской жизни. Впрочем, если ты хочешь принять монастырский постриг, пребывание трудником является чем-то вроде испытательного периода, в течение которого ты должен понять, нужно ли тебе это. Да и к тебе присмотрятся.
Работа найдется для всех. Строить, убирать за скотиной, работать на кухне, ходить на барже или даже собирать грибы для братии. Здесь лишних рук нет. Женщинам жить в монастыре запрещено, но есть и другие места для трудников женщин. К примеру, гостиница для паломников. Работа у них опять же по возможностям: кухня, уборка да фуражные работы.

Трудники никуда не спешат, просто работают и молятся. Свободное время есть, все-таки никто не требует от обычных мирян соблюдать строгий монашеский распорядок, но все же определенная дисциплина, в том числе религиозная, присутствует. Нужно ходить на службы хотя бы раз в день, работать по графику. Если готов к более строгой жизни, запрет на курение, более строгое посещения церковных мероприятий. Некоторые трудники работают не в монастыре, а в скитах и пустынях. Но туда просто так не попасть. Только после «испытательного срока» и благословения батюшки, а людей там видят хорошо. Людей мало, работы много. Все про тебя становится понятно довольно быстро.
Это хорошая жизнь, чистая что ли. Трудная физически, но благодатная.

Соловецкий монастырь
Соловецкий монастырь

Последняя категория – это сами монахи. Монахи – стержень этого места. Их совсем немного, несколько десятков. И на глаза они особо не попадаются. Все-таки, Соловки – не туристическое место, сюда люди приходят душу спасать, а не с туристами фотографироваться. Видел я их не так часто, и то, в основном, мельком. Туристические посещения устроены таким образом, чтобы не было пересечения с монахами. Говорят, они за это зиму любят. Никто не мешает.

Жизнь монаха – это как жизнь трудника, только гораздо тяжелее. К суровым условиям быта и самообеспечения добавляется очень строгий религиозный распорядок. Чего стоит только еженощная служба, длящаяся 4 часа, с 23.00 до 3.00 следующего дня. И это не единственная служба, которую каждый монах обязан посещать. В остальное время монахи так же работают, как и трудники.

Следующая глава:

#соловки

#путешествия

#Россия

#белоеморе

#острова