День семнадцатый. 21.07.2017
Семнадцатый день нашего путешествия мы встретили на реке Делянкир, на границе Якутии и Магаданской области. Получается, что пересечь Якутию у нас получилось за четыре ходовых дня!
Ночевали вот здесь - прямо на дороге! В буквальном смысле прямо, так как дорога на новый мост отворачивала налево. Направо в лес уходила какая-то дорога, по спутниковому снимку видно, что она идёт к реке, но мы по ней не поехали. Сыро и грязно, а мне было лень переобуваться. На старой дороге, чтобы никто не влетел на разрушенный мост, был сделан земляной вал и заезд на старую дорогу был ограничен земляным валиком.
Если увеличить фото, то видно, что, не поворачивая руль, заехать на нашу стоянку с трассы не получится. Спали спокойно. Проезжавшие машины нам не мешали. А может быть их и не было.
Переехали Делянкир по новому мосту. С другой стороны стоял вот такой информационный щит, для тех, кто не взял с собой "Атлас автомобильных дорог", либо потерял навигатор. Вспомнился анекдот про полёт по пачке "Беломора".
Из этой схемы стало понятно, что Кадыкчан мы будем проходить днём. Заранее посещать эту мегазаброшку я не планировал. На обратном пути, кстати, проехали её без остановки.
На дороге встретили вот такую картину:
Как видно на фотографии, до Магадана ещё порядка восьмисот километров. Понятно, что одним днём такой кусок дороги мы не одолеем. И второй момент - ночью в Магадан приезжать не хотелось. Очевидно, что до Магадана где-то надо будет ночевать. Вопрос - где? Как всегда ответ - где придётся.
Проехали какой-то полуразрушенный посёлок. Судя по карте и времени съёмки - это Усть-Хакчан. По данным из Википедии проживало там .... никого! Хотя, если посмотреть на фотографии, какая-то деятельность человека присутствует. Проехали без остановки.
Остановились у памятника советским лётчикам.
МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В годы Великой Отечественной войны в небе над Магаданской областью и Чукоткой пролегла трасса, по которой советские летчики перегоняли с Аляски американские боевые самолеты, полученные по ленд-лизу. Неизученность авиатрассы, сложность метеорологических условий — все это делало перегон опасным, связанным с большим риском.
20 ноября 1942 года недалеко от пос. Аркагала (район Тал-Юряха) потерпел катастрофу самолёт А-20 «Бостон» 1-го авиаперегоночного авиаполка.
Экипаж в составе командира капитана Ковылина Ивана Алексеевича, штурмана капитана Михасёва Дмитрия Васильевича и стрелка-радиста сержанта Борискина Николая Дмитриевича погиб.
В 1972 г. на месте могилы летчиков по инициативе председателя иcполкома Кадыкчанского поселкового Совета Е. П. Трусовой был установлен памятник в виде надгробного обелиска. Позднее на месте катастрофы (745-й километр федеральной трассы «Колыма») установлен монумент.
Сюда же в 2008 году из опустевшей Аркагалы перенесены останки погибших летчиков. Памятник внесен в список объектов культурного наследия Магаданской области регионального значения.
Едем дальше. Настроение соответствует погоде - мрачное. А мрачное оно от простой мысли - сколько было положено человеческого труда и жизней, чтобы вот сейчас это всё пребывало в разрухе и запустении.
Посёлок Кадыкчан трудно было не заметить.
С тарсы он выглядел как настоящий. "Ура! Люди!" - а потом приходит осознание, что людей нет. Совсем никого.
Собственно что я хотел посмотреть в Кадыкчане. Меня интересовали особенности строительства в условиях вечной мерзлоты и холодного климата.
Особенности - дома на сваях. Коммуникации проложены (были) в насыпных коробах. Особенности архитектуры квартир - в прихожей есть встроенный сушильный шкаф. Остекление тройное. Балконов нет - вместо них в больших комнатах эркеры, что способствует лучшей инсоляции. Вот сухие строки из Википедии.
В ноябре 1996 года на шахте произошёл взрыв, погибли шесть человек. После взрыва шахта была закрыта. Людей начали выселять из посёлка, выдав им от 80 до 120 тысяч рублей на переселение в зависимости от выслуги лет. В 2001 году дома законсервировали, отключив их от тепла и электричества. Однако даже в 2001 году в посёлке оставались жилыми четыре улицы (Ленина, Строителей, Школьная (на ней находилась АТС) и Южная (самый дальний от центра дом) и один дом по улице Мира (в котором находилась поликлиника, а к тому времени и больница, а также коммунальные службы). В 2010 году посёлок полностью опустел.
По Кадыкчану мы ехали по принципу "куда колёса сами поворачивают"
Фотографий внутри пустых домов я не делал. Постояв у бывшего кафе "На семи ветрах" мы переместились на берег Кадыкчанки.
В Кадыкчане мы не встретили никого! Наверное, это даже хорошо. Более полную картину можно найти в многочисленных фотоотчётах таких же как мы путешественников. На осмотр Кадыкчана был потрачен примерно час.
Едем дальше.
А вот это, скорее всегог следы работы драги.
Собственно эмблема Сусумана говорит сама за себя:
В Сусумане мы заправили УАЗик. Цена бензина тогда там была 55 рублей за литр! В московском регионе бензин до такой цены ещё не дорос. Так что мы заглянули в будущее.
Переехали реку Берелёх.
Ещё один разрушенный мерзлотой мост:
А вот это вид от этого моста вниз по течению:
Нам тогда всё же повезло. Дожди были не на столько сильными, чтобы размыть дорогу. А так, на трассе Р-504 "Колыма" можно застрять до улучшения погоды и налаживания временной переправы. Подобный знак теперь для штурмана означает "Достань фотоаппарат!"
Опять впереди горы. Мы подъезжаем к Колыме!
Будете у нас на Колыме.... Нет, лучше мы своим ходом.
Кстати, почему опоры старого моста так вглядят. Изначально мост был арочным и деревянным! Потом опоры нарастили и деревянные арки были заменены на стальные фермы, фрагмент которой сохранён в виде памятника. Написание этой статьи меня подвигнуло почитать немножко про историю строительства этого моста - я восхищён. Особенно интересна история спасения этого моста во время наводнения 1939-го года. Найдите.
По данным Википедии в 2017-м году в посёлке Дебин проживало 654 человека. Сейчас меньше.
После Колымы ничего интересного по дороге не встретилось. Фотограф устал. Стемнело. Кстати, после Усть-Неры трасса стала спускаться на Юг, так что ночи стали темнее.
Мы доехали до Усть-среднеканской ГЭС, там поужинали в дорожном кафе.
После ужина пора было подумать о месте ночлега. На фотографии время 14:41 по Москве - значит 22:41 по местному времени. "Спят усталые игрушки...." вопрос только вот где.
Ничего лучше, чем заночевать на Гербинском перевале мы не нашли - там обустроена стоянка на весьма значительном удалении от трассы, плюс на стоянке есть беседка. Для нас это было критично, так как дождь шёл постоянно.
За семнадцатый ходовой день было пройдено 495 километров, средний расход бензина составил 11,3 л/100 км. Общий пробег УАЗика вырос до 120913 км. Всего мы уже проехали 10938 километров. Даёшь годовой пробег за три недели!
День восемнадцатый. 22.07.2017. Ура! Мы в Магадане.
Как обычно, прелести стоянки мы узнаём утром. Вот, вполне приличная беседка. Чисто. На стоянке есть бочка для сбора мусора, но лучше ей не пользоваться! Мы воспользовались, а на обратном пути узнали почему этого лучше было не делать.
Лена в бортжурнале сделала запись "Там нет комаров, зато вокруг ледники"
Сходил собрал Лене цветочки.
До Магадана осталось совсем немного. Название очередного перевала подняло нам настроение. Действительно, растительности на перевале было как у дедушки на голове.
Проехали мимо стройки нового моста.
Опять проехали что-то заброшенное ил полузаброшенное.
Интересно, к концу лета лёд на берегах рек сходит или нет?
Штурман сфоткал спуск с перевала Яблоневый - подъём мы прозевали.
На стоянках стали появляться креативные плакаты на тему мусора.
В какой-то момент грунтовка сменилась реликтовой бетонкой. Почему "реликтовой"? Было время в СССР активно строили именно бетонки. При удачной геологии они служили несколько десятков лет. Например, в Вологодской области "бетонка" появилась когда мне не было ещё и десяти лет, а закатали её в асфальт, когда мне было уже за сорок!
Если бы не бензовоз, показавший нам пример, наверное мы не сообразили бы остановиться на одной стоянке.
Заметьте, дорога уже с асфальтом. В таком виде в город нельзя! УАЗик пришлось помыть. С точки зрения ПДД достаточно было отмыть только номерной знак и фонари, но мы помыли чуть больше. Долго намывать УАЗик не было времени. Смыли то, что могло отвалиться по дороге. Плакатов "Мойка машин запрещена" не было. Автошампуня у нас, понятное дело, не было - так что вернули грунт в свою стихию.
Дорога становилась с каждым десятком километров всё лучше. Проехали первый город, который был похож на город, а не на апокалипсис. Город с говорящим названием Палатка, хотя Википедия говорит, что название произошло от названия реки «Паля-аткан», которая с эвенкийского языка переводится как «Каменистая». Мне нравится народная легенда, что город начинался с палатки геологов-изыскателей. Палатка в книге рекордов Гиннесса России по количеству фонтанов на душу населения! В 2017-м году в Палатке проживало 3757 человек. Приятно смотреть статистику, которая говорит, что в последние года население Палатки растёт.
Палатку проехали без остановки. Вообще-то рельеф и геология (гидрология) местности очень способствуют строительству фонтанов. Дорога стала совсем хорошей.
Итак, на восемнадцатый день нашего путешествия мы приехали, ТАМ-ТАМ-ТАМ, в Магадан.
Время на фотографии по Москве 8:51 - это значит, что в Магадане почти пять часов вечера. На фотографии УАЗик стоит с креном на правый борт. Тогда я подумал, что это из-за естественного уклона обочины, но потом пришло осознания, что это неспроста.
Нарушу традицию. Не буду писать чем закончился восемнадцатый ходовой день, сколько прошли километров и сколько в среднем УАЗик скушал бензина. Голосом Оксаны из навигатора: "Вы прибыли к месту назначения".
Видеоматериалы, снятые на ходу из окна УАЗика. Последний эпизод относится к вечеру восемнадцатого дня.
В следующей статье будет про то, как мы провели в Магадане два дня и одну ночь. Посмотрел календарь - это были суббота и воскресенье.
Материалы о нашем путешествии из Карелии в Магадан складываются в одну подборку.