Медведь испокон веку считается символом Руси/России и связующим звеном с миром предков. Но были в нашей истории правители, пытавшиеся стереть народные традиции через уничтожение сакральных символов веры.
Продолжение темы, начало читайте в серии статей раздела Вера наших предков.
Не раз и не два историки и теологи подчёркивали особый путь русской православной веры, неизменно сочетавшей в себе признаки и ритуалы народных культов, а также сакральных символов. По косвенным признакам можно себе представить, будто такое положение дел, заключавшееся в соединении христианской религии с народными культами, встречалось в Европе повсеместно. Но постепенно, век за веком, агрессивное католическое миссионерство с помощью военной силы изжило этот дуализм.
Примерно то же происходило и на Руси. Сначала римская, а затем и константинопольская церкви старательно зачищали пространство от конкурирующих конфессий и течений. Однако, как наверное всем известно, здесь им не тут, поскольку «пережитки» народных культов, обрядов и верований в силы природы, несмотря на все старания канонической церкви наряду с властными институтами, остались в памяти народной до сих пор. Нам следует знать свою историю, а значит, продолжаю рассказ.
Материал подготовлен по видео доктора исторических наук, профессора А. В. Пыжикова (г/ж 27.11.1965 — 17.09.2019).
Содержание
Бродячие артисты
«Мы бродячие артисты, мы в дороге день за днём и фургончик в поле чистом, это наш привычный дом. Мы великие таланты, но понятны и просты, мы певцы и музыканты, акробаты и шуты…» — фрагмент песни ВИА «Весёлые ребята».
История артистического мира достоверно показывает внимательному читателю, что в прежние времена празднества в честь богов естественных верований, также называемых сегодня языческими, всегда и всюду сопровождались танцами и пением, зачастую с ряженными, и представляли из себя не хаотичное прыгание, но строгие обрядовые действия. Именно этим обстоятельством, отчасти, можно объяснить появление целого сословия профессиональных странствующих музыкантов, плясунов, вожатых медведей.
Не будучи специалистом в данной области, но немного изучив тему и придав ей логическое продолжение, могу предположить, что традиция бродячих артистов, каким-то образом связана с арийской общностью народов. Именно в ареале их распространения укоренился и сохранялся длительное время обычай почитания странствующих комедиантов. И не только в народе, правящая элита поначалу также не чуралась приглашать, а то и держать при дворе артистов.
И только усиление влияния представителей монорелигий, заставило представителей высшего света отказаться от старого обычая песен и плясок на пирах во дворцах, и в теремах. Интересно, что православная церковь приписывает любовь народа и князей русских к пляскам и песням, тлетворному влиянию византийских и германских традиций. Суздальский летописец рассуждает: «Наши скоморохи родственны мимам греко-римского мира: может быть «бесовская кобылка, ряженье туром, козою, личины восходят к «козьлим», «сатурским» лицам языческих Врумалий, и занесены на Русь мимами«.
Греческие мимы иногда ходили в сопровождении медведей, тоже самое было повсеместно распространено в славяно-германских областях Европы. И у нас на Руси/России до самой последней четверти XIX века водили по деревням и сёлам медведей. Исследователи отмечают: «При дворе первых германских властителей были мимы и гистрионы; далее во Франции жонглёры и менестрели – те же мимы. За ними остались их греко-римские названия; всё это пришлые, прохожие люди«.
Оценка профессии странствующих артистов со стороны церкви предельно проста: «Профессия мимов и скоморохов всюду была в презрении. Обычай мимов маскироваться, петь весёлые, часто непристойные песни напоминал вакхический культ Диониса; мимы – вожаки дрессированных зверей, занимались знахарством, ворожбой, – всё это возбуждало строго осуждение со стороны ревнителей христианства в Византии. Мим – язычник, мима – непременно блудница. Ни государство, ни церковь не признавали их полноправной личностью.
В германском мире шпильманы (игрец / музыкант / артист) были гонимы церковью и юридически бесправными людьми. И тем не менее, как в Византии, так и в средневековой Европе мимы и шпильманы встречали сочувствие со стороны народа: без них не обходились народные праздники, пиры, свадьбы, турниры и т.д.» Следует специально оговориться, что отношение к этому яркому проявлению народных культов, со стороны русской православной церкви, а следом за ней и властными институтами, зависело от степени проникновения западной церковной традиции.
И замещения ею старорусской традиции фактического двоеверия. Между тем не вызывает сомнения, что пляски и песни во время богослужения в народных культах славян, являлись частью ритуала чествования богов. Любовь славян к песням и пляскам общеизвестна и существует до сих пор, это общепризнанный факт. Поэтому никакого разговора о заимствовании традиции скоморошества от Запада не может быть и речи. Русские вожатые медведей заходили в XVI веке в Западную Европу, были в Германии и даже в Италии. Хождение славянских поводырей на Запад могло начаться и раньше XVI века.
А вот о преемственности борьбы с самым ярким публичным выражением народной веры от Византии, а затем и Рима, вполне допустимо. Старт официальным гонениям христианской церкви на мимов, менестрелей и скоморохов дал VI Вселенский Собор, проходивший в конце VII века в Константинополе. Христианская церковь на Руси долго и, в целом, безрезультатно боролась с этими проявлениями. Начиная со времени назначения христианства главенствующей религией Руси и вплоть до середины XVI века, церковные иерархи констатировали провал запретов и гонений.
Новым этапом наступления церкви на народные проявления естественных культов, А. В. Пыжиков считает поместный Стоглавый Собор 1551-го года с участием Иоанна Грозного, в постановлении которого светским властям строго предписывалось принимать по отношению к «своевольству скоморохов и азартных игр» пресекающие меры. Однако на практике светская власть была зависима от народа и воспринималась, как плоть от плоти народной. Всё стало меняться со времени смены царствующей династии Рюриковичей на Романовых.
Незаменимый элемент
Ассоциативная связь медведей с тотемом, зверем прародителем этноса, первопредком рода встречается практически везде, где обитают эти могучие животные. Но обычай водить медведей по людским поселениям и организовывать представления, игрища с их участием, есть только у народов славянского пантеона богов. Первыми дрессировщиками косолапых, возможно, были языческие волхвы, считавшие медведя священным зверем бога Велеса.
С тех пор медведи считались у народа на Руси священными животными. В народных повериях Бог создал человека и медведя одновременно, что практически уравнивало их статус. Считалось, что через медведя происходила персонализация предков ушедших в другой мир, а сами звери почитались за проводников в иной мир для человеческой души. Косолапым приписывались целительные способности, в некоторых регионах крестьяне стремились прижаться больным местом к ручному зверю, веря в исцеление недугов.
Вожаков с их питомцами хозяева приглашали обойти вокруг дома или поплясать у порога – это считалось защитой от напастей. Но самым большим почётом было принять у себя в доме вожака и медведя на постой или ночлег. Народная любовь к могучим зверям, со временем приобрела кроме сакрального и экономический подтекст. Постоянным интересом зевак на ярмарках и базарах пользовались выступления «медвежьей артистической труппы».
Животных обучали показывать «пантомимы», пародируя разные социальные типы – барина, священника, чиновника, врача, цыгана. Медведь мог, как написано в «Мёртвых душах» Гоголя, показать «как бабы парятся» и «как малые дети горох крадут». Подаяний от зрителей хватало и на прокорм медведю, и на жизнь поводырю, а также прочим участникам представления. Известен даже своеобразный центр медвежьей дрессуры — Сергачский уезд Нижегородской губернии.
На гербе Сергача с 1781-го года изображался медведь, а в других регионах название «сергацкий барин» стало синонимом медведя-«артиста». Возможно, зарождение сергачского промысла относится к XVII веку, когда на Волге укрылись от царского гнева беглые скоморохи. Считалось, что здешние леса особенно изобиловали медведями. Пойманных медвежат отдавали на обучение дрессировщикам сергачской «медвежьей академии». Этим делом занимались жители около 30 деревень.
Однако, несмотря на кажущуюся легковесность и несерьёзность медвежьего вождения, в народе этот зверь по прежнему твёрдо воспринимался как сакральный элемент естественных культов. Сейчас об этом мало кто знает, но в те времена существовало необыкновенное разделение: у церкви были свои святые, а у народа российского — свои. Естественно, со своими признаками, определяющими статус. В народных представлениях, святым считался отшельник, вышедший из леса с медведем.
Продолжение читайте в следующей части статьи Романовы против тотема России (часть 2).
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.
В издательстве КТК «Галактика» вышла моя новая книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии» . Популярное изложение истории кочевого народа, создавшего огромную империю, о которую разбивались армии Александра Македонского, персидского царя Дария и римские легионы, дополненная сведениями генетиков. Доступна для покупки в магазинах Озон и Wildberries.
Онлайн обсуждение главных событий дня, в моём сообществе в ВКонтакте — «Великая Евразия».