Найти тему
Мороженые сказки

Как под влиянием церкви изменилась языческая Масленица?

Поздравляю женскую часть аудитории с прошедшим международным женским днем! На носу широкая и разгульная Масленица, с ее обязательными блинами и пирогами, которая в этом году будет праздноваться с 11 по 17 марта. В свете этих событий хотела бы осветить тему трансформации праздника под влиянием христианства и церкви в частности.

Влияние церкви и христианства на нашу культуру сложно переоценить. Фото из сети
Влияние церкви и христианства на нашу культуру сложно переоценить. Фото из сети

Ни для кого не секрет, что придя на территорию Киевской Руси в конце Х века нашей эры и достаточно быстро распространившись на смежные княжества и государства, христианство жестко принялось бороться с языческим прошлым славян. Гонению подвергались языческие боги и демоны (духи), места их почитания (капища и святилища), языческие праздники, традиции и обряды с ними связанные.

После принятия христианства, выяснилось, что время праздника (22-24 марта) выпадает на Великий пост и разгул и двусмысленные обряды предшественницы Масленицы Комоедицы (связанные с жертвоприношениями, плодородием и похоронами зимы), противоречат духу поста.

Блины и безудержное веселье нынешней масленицы от язычества. Фото из сети
Блины и безудержное веселье нынешней масленицы от язычества. Фото из сети

Великий пост – центральный пост во всех исторических церквях, длящийся 40 дней, цель которого подготовить христиан к светлому празднику Пасхи. Традиционно отмечается отказом от скоромной и жирной пищи, молитвами покаяния и воспоминаниями о крестной смерти и факта воскресения Иисуса Христа. Великий пост был установлен в память о том, что Христос постился в пустыне в течение сорока дней.

С приходом на Руси христианства в 988 году, церковь сразу же начала агрессивное наступление на язычество. В первую очередь пострадали Перуновы и Велесовы капища и посвященные богам праздники. С культом Солнца, частью которого и были масленичные гулянья, начали бороться и, очень скоро, праздник весеннего равноденствия оказался вне закона.

Далеко не все славяне были готовы мирно принимать новую религию и отрекаться от старых богов. Фото из сети
Далеко не все славяне были готовы мирно принимать новую религию и отрекаться от старых богов. Фото из сети

Насаждению новой веры большая часть славян активно сопротивлялась, будучи вынужденной с каждым годом потихоньку уступать грубой силе крестителей, одновременно начиная искать способы обойти запреты. Началось отождествление христианских святых с языческими богами. Так же начался процесс перестроения древних капища на церкви. Капища и святилища с их идолами и другой языческой символикой разорялось служителями церкви и закона, а на его месте воздвигались церкви и храмы, таким образом заменяя в народном сознании прежних богов. Так в Новгороде Великом в 1111 году появился храм Святого Власия, на месте которого многие века находилось святилище Велеса.

Святой Власий, Велес лесное божество покровитель скота и мудрости. Фото из сети
Святой Власий, Велес лесное божество покровитель скота и мудрости. Фото из сети

Святой Вла́сий Севасти́йский — христианский святой, почитаемый в лике священномучеников, епископ города Севастия в римской провинции Каппадокия в Малой Армении (ныне Сивас).

В славянской народной традиции святой Власий — покровитель скота, «отмыкающий у коров молоко» в конце зимы. Традиционные представления о святом Власии по мнению многих ученых восходят к образу славянского скотьего бога Велеса.

На Руси началась эпоха двоеверия, длящееся не одно столетие и ознаменовавшееся борьбой православия с теми, кто пытался по-своему трактовать Святое писание, встраивая в него к нему языческих богов. Церковь изо всех сил старалась вычеркнуть из народной памяти и календаря языческую Комоедицу предшественницу привычной нам Масленницы,

но не слишком в этом преуспела, и ввела этот праздник (вернее не его, а его аналог в церковном календаре со схожим наполнением) Сырную седмицу, которая шла накануне великого поста. Это событие по меркам времени произошло совершенно недавно – в конце шестнадцатого столетия.

Жирная масляная пища (но без мяса)  непременный атрибут ямамоенницы. Фото из сети
Жирная масляная пища (но без мяса) непременный атрибут ямамоенницы. Фото из сети

В связи с возникшим противоречием, празднование Комоедицы - Масленицы было сдвинуто на последнюю предпостную неделю, время которой в отличие от языческого праздника, плавало по датам и проводы зимы нередко выпадали на глубокую зиму с февральскими морозами. В христианской традиции масленичную неделю называют мясопустой (не употребляется в пищу мясо) и Сырной седмицей, когда церковь предписывала обильное употребление в пищу молочных продуктов животноводства. В язычестве запрета на употребление мясной пищи в это время не было.

В христианстве смысл масленичной недели был подготовкой к воздержанию, предписываемого Великим постом, покаянию, смирению и духовному очищению перед праздником Великой Пасхи, кстати, тоже имеющем древние дохристианские корни. В церковной традиции эти семь дней должны были посвящены не обжорству и неудержному разгулу (признаки языческого празднования восходящего к римским вакханалиям ), а поминанию усопших родителей (родительская суббота), смирению, прощению причиненных обид (прощенное воскресенье – совпадает с финалом и проводами Масленицы) и моральной подготовке к Великому посту.

Масленица время постепенно подготовится к Великому посту. Фото из сети
Масленица время постепенно подготовится к Великому посту. Фото из сети

Так же церковной традицией в этот период времени запрещалось венчания и связанные с этим гуляния, как и активное сватовство, активно практикуемое на языческую Масленицу (отсюда языческое название Целовальница, обряды совместного катания парень-девушка с гор, смотрин невест (вторник - Заигрыш), совместные хороводы и прочие ритуалы): сватовство и смотрины на Масленицу, свадьба на Красную горку.

В XVIII –Х1Х веках в праздновании Масленицы центральное место стало занимать театрализованное действо – крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие уже не языческая богиня зимы, смерти и холода Морена и не медведь – образ Велеса на земле, а вполне мирские персонажи Воевода, Священник и Масленица.

Масленичное гуляние. Фото из сети
Масленичное гуляние. Фото из сети

О смысловом и обрядовом наполнении праздника языческой Масленицы можно прочесть в цикле статей, посвященных этому древнему празднику, по ссылкам ниже.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. Удовольствие от соития было не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие.

Вполне естественно, что, столкнувшись с языческими масличными обрядами, христианская церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому она очень долго боролась с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни и кровопролитными, как раньше. После долгих безуспешных попыток христианской Церкви бороться с народной Масленицей, она была переосмыслена, названа «сырной (мясопустной) неделей» и включена в церковные праздники. В итоге христианство смогло разглядеть в языческом празднике и положительные смыслы и традиции: почитание предков (в язычестве культ мертвых родственников), уважительное отношение к природе и женскому началу (Масленица традиционно ассоциировалась с женским праздником, недаром одно из его древних названий было Бабья неделя).

У Масленицы как ни крути женское лицо. Фото из сети
У Масленицы как ни крути женское лицо. Фото из сети

В итоге трансформировавшийся языческий праздник под многовековым влиянием христианства сделался тем ярким и гротескным периодом, который известен нам уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального наполнения и превратилась в простую неделю безудержного отдыха и веселья, а так же поводом для любопытных заглянуть поглубже в историю.

Благодарю за ваши отклики в виде лайков, комментариев и подписок!

Широкой всем масленицы!

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям

-9

Отмороженные истории | Дзен

dzen.ru

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja