Вот есть избитое выражение "пахнуло свежим воздухом". Но я ничего лучше про эту книгу не скажу! Мне так радостно было ее читать, так приятно, я так ощущала себя девчонкой, наконец-то дождавшейся летних каникул, приехавшей в деревню и вот она - свобода!!!!!!! И радость, и друзья, и речка, и лес!!!! Просто счастье!
Особенно это в третьей истории чувствуется, но я коротко обо всех по порядку. Но будут СПОЙЛЕРЫ! Если не любите такое, дальше не читайте!
Герою первой повести, которая дала название всей книге, я жутко сочувствовала. Была в его шкуре, пока училась в школе (даже поклялась себе, что в институте буду учиться на одни тройки, но не получилось))). А еще я вспоминала Творогова Нины Дашевской, который весьма умно рассудил, что двоечником быть спокойнее. Архип до этого не додумался ))) Поэтому мы впервые знакомимся с ним на встрече учителей с его мамой.
— Жаль, что мы теряем Архипа как ученика, — начала Юль Ванна, классная. — Что-то в третьей четверти ты у нас совсем расслабился, друг.
— Русский язык, Архип, такой предмет, который требует огромного труда. —Зинаида Ильинична, улыбаясь, поправила очки. Улыбка у неё была всегда застывшая, как у памятника: вроде и улыбается, а вроде и нет. — Чтобы понимать материал, надо в него вгрызаться. Не щадить себя. Заставлять. Просиживать вечера за упражнениями.
Мама кивала. Зинаида Ильинична учила когда-то и её, и даже её старшую сестру.
— Жизнь — это труд, — тут же подхватила партию, как в опере, математичка Ольга Сергеевна. — Легко быть не должно. Каждый день, Архип, — это преодоление трудностей и препятствий.
— Да, да, конечно же, — кивала мама.
Третью четверть Архип и правда окончил плохо...
Угадайте, что значит ПЛОХО ))))
— Пока будете сейчас идти домой, обсудите эту ситуацию, — скрипнула Зинаида Ильинична, выразительно посмотрев на маму. — А дома, как только ступишь на порог, — очки устремились на Архипа, — сразу за ум.
— Мы обязательно возьмёмся за учёбу, — пообещала мама. — Всё исправим.
Хорошо, что мама у Архипа абсолютно адекватная и понимает, где покивать надо, а где лучше на великах уехать кататься )))
А вот папа, скорее на стороне взрослых:
«Раз просят, надо помочь, — говорит папа. — Сейчас ты сделаешь для кого-то хорошо, а потом кто-то для тебя»
«Во всех конкурсах, которые предлагают, надо обязательно участвовать, — говорил папа. — Вообще, по жизни надо быть активным человеком».
Вот и участвует Архип во все, в чем только можно, сам понимая всю глупость всех этих конкурсов рисунков против коррупции (пришлось погуглить, что это такое), чипсов, колы и чтобы дети пальцы в розетку не совали )) Но никуда не денешься.
В Кузьминской школе вместе с Архипом было шесть отличников. Наверное, на семьдесят пять человек это не так-то уж и плохо. Только вот двое из этих отличников в этом году оканчивали девятый класс и уходили в колледжи, двое — одиннадцатый, а ещё один летом планировал переехать в Московскую область. А тут ещё и Архип скатился.
А школе отличники были нужны, это Архип точно знал. Он даже однажды случайно услышал, как завуч на лестнице бросила Юль Ванне: «Что, у Осипова четвёрки за четверть? Ну если у Осипова четыре, то я вообще не знаю, кого нам остаётся учить».
Автор книги Алексей Бутусов сам работает в школе, поэтому обо всех школьных проблемах знает отлично и весьма иронично их показывает.
Зато именно это вечное участие в конкурсах, вечные доклады и прочая школьная обязаловка помоги Архипу, чуть приврав, оказаться в Нижнем. А зачем ему туда понадобилось, я рассказывать не буду. Скажу только, что причина весьма современная ))) и описаны чувства и метания парня очень правдиво. Ну и Нижний показан с большой любовью, аж вкус города чувствуется!!! Поняла, как скучаю и как хочу туда! И вообще я на Бор по канатке ещё ни разу не ездила!!!!
Вторая повесть "АНТИЦИКЛОН ТАЯ" тоже про любовь. И, как и первая, про то, что в 12-13 лет все беды тают, как первый снег (это и в аннотации заявлено). Не уверена в верности этой мысли, потому что люди все разные. Но Тая - такая. Про ее любовь вы сами почитаете. Кстати, снова очень правдиво написано ))) Подтверждаю! Ну и без перекрестно-влюбленных (это слово из повести Лилии Волковой "Театр "Хамелеон"" теперь всегда со мной))) не обошлось. Вот думаю: может, если при обсуждении книг обращать на второстепенных героев и их чувства побольше внимания, то люди и в жизни будут внимательнее и мягче к тем, кто в них безнадежно влюблен? Мне кажется, мне в детстве не хватало вот такого смещения взгляда на прочитанные истории.
Из милого о Тае: она увлечена наблюдением за погодой и ведет "Дневник наблюдений" (я ненавидела это в детстве, мне казалось это полной бессмыслицей, а тут даже завидовала увлеченности), еще она коллекционирует села и деревни, а еще они с другом всему дают имена:
А Олег — это мой велосипед. Его так Илюша назвал. У него всё вокруг имена имеет: у дома растёт ясень Елисей, в туалете живёт паук Вова, а электросушилку для яблок зовут Дуня. Я долго хохотала, а потом пришла к Илюше в гости, увидела сушилку — точно, Дуня. Пузатая такая.
Мне только поведение учителя показалось странным. Но, возможно, это у меня тараканы в голове.
Третья повесть "ДЕНЬ ЦВЕТУЩЕГО РЕВЕНЯ" мне больше всего понравилась! Герой тут помладше - ему не 12, а всего 10. Хотя папа все время про это забывает:
— Тринадцать лет парню, а у него страхи, как у годовалого! — накалялся папа, словно оранжевая пружина у нашего старого обогревателя, который все почему-то называли «рефлектор». — Слов нет!!!
Вот так, уже тринадцать. Вчера было двенадцать, а на самом деле пока десять.
Но Костя, действительно, всего боится: и грозы, и в транспорте ездить одному, и в магазин зайти, и даже по незнакомым улицам ходить. Он даже не ест ничего и никогда не дома.
Я б подумала, что это преувеличение. Если б у меня не было такого знакомого, которому уже 24. Так что все люди разные и бывает всякое.
И вот папа пытается своего сына перевоспитать. Шантаж не проходит, даже вожделенное море не заставит Костю преодолеть себя. Поэтому на помощь приходит дедушка, который берет парня на перевоспитание.
Вообще повесть написана с юмором:
— О, Костя, как ты вырос! — бросает традиционную фразу дедушка.
Я читал в каком-то журнале, что каждый второй взрослый именно с неё начинает разговор с ребёнком. И об этом не догадывается!
Это, кстати, не первая попытка папы закалить характер сына ))) Что получится в итоге, рассказывать не буду. Читайте! Получите удовольствие! Помимо юмора в повести много прекрасных лирических моментов! Ну и взрослым почему-то вообще не сочувствуется ))) Все симпатии на стороне детей )))) И так хочется с ними и на заброшенную колокольню, и в заросли травы, и лизнуть мороженое, и откусить стебель "лопуха" (заодно узнать, как лопух от ревеня отличить). А уж как захотелось макарон "с таком" прямо из сковородки!!!!! И так хочется верить вместе с ними, что скоро
не будет ни болезней, ни войн, люди научатся побеждать все вирусы. И воевать не будут. Потому что научатся договариваться.
Три повести о детстве и счастье! Рада, что прочитала их именно сейчас! Мне было очень нужно!
По традиции, благодарю и отмечаю инициаторов марафона «Подростковые книги, которые полюбят взрослые»:
«БиблиоГрафия», «БиблиоЮлия», «Имхи и омги», «Книжная полка Джульетты», «Книжный мякиш», «чопочитать».