О книге Лилии ВОЛКОВОЙ "Театр " Хамелеон""
Я читала эту повесть в КНИГУРУ и очень за нее болела. Но вчера почему-то прочитала ее с настолько другими смыслами (я не особо помнила детали, но точно помню, что ряда главных проблем я раньше не видела)))), что аж пошла проверять: текст что ли отредактировали-изменили? Но нет. Видимо, жизнь подредактировала меня ))))
Поэтому я очень рада, что решила перечитать эту историю в рамках марафона "Подростковые книги, которые полюбят взрослые".
Не умею писать отзывы без спойлеров, поэтому не читавшим повесть настоятельно советую остановиться и закрыть эту статью. Книга стоит того, чтобы прочитать ее с чистого листа!
Как "Вино из одуванчиков", прочитанное впервые в солидном возрасте, сразу показалось мне исследованием со всех сторон темы смерти, так повесть Лилии Волковой все время (для меня) показывала разные стороны и вариации одиночества. Не знаю, сложилась ли бы эта мозаика у меня в голове, если бы не скульптура в подвале с таким названием? Может, и нет. А может, сейчас и да. Я понимаю, почему в эпоху КНИГУРУ у меня даже мыслей таких не возникло. Многие годы я в силу жизненных обстоятельств ощущала одиночество как высший дар, как свободу, как редкую и желанную возможность побыть с собой. В этом отношении мне понятны слова Василисы про поездку на поезде на край света, но только одной.
Это странная фраза из уст всеобщей любимицы, которой
похоже, ничего не стоит найти общий язык с кем угодно. Богдан давно заметил: говоря с кем-нибудь, Василиса становится похожа на собеседника: выражение лица, положение рук и ног, улыбка. Она выслушивала, сочувствовала, поддерживала многих и каждый раз словно приспосабливалась к каждому и меняла форму, как вода, когда её переливают в другой сосуд.
Похоже, она в совершенстве овладела подстройкой - основным инструментом НЛП. Уже на этом этапе начинаешь сомневаться, что это: мудрость не по годам? тактика? мимикрия?
В цитате - "как вода", но в конце, когда у Василисы уже есть отдушина, возникает другое сравнение - как ртуть. Надеюсь, это только про красивый цвет и про то, что это тоже металл, а не про отсутствие стержня и токсичность. Хотя когда слышишь Василисину классную фразу, которую сразу захотелось записать/запомнить/всегда применять и даже вспомнился, простите, князь Мышкин, из других уст, сразу вспоминаешь о чувствах девочки после конфликта и все становится не так однозначно. Вот эта фраза (я ее записала, конечно... и продолжаю думать):
Василиса, непонятно как, вроде не касаясь ни Игоря, ни Иры, отодвинула их друг от друга, спрятала Иру у себя за спиной, и, глядя Седову прямо в лицо, начала говорить, вполголоса, размеренно и спокойно:
— Игорь. Не надо. Может, ты даже не понимаешь, что делаешь и как это выглядит. Даже наверняка не понимаешь. Но всё равно, не надо. Когда-нибудь – через год, два, десять лет – тебе станет очень стыдно. Но ты уже ничего не сможешь исправить. Не надо. Слышишь?
Но вернемся к теме одиночества. Трое самых близких взрослых Василисы не желают чинить свои жизни. И свое одиночество заполняют Василисой. По графику. Зато по максимуму. От души.
В книге вообще все взрослые, которых мы видим, поголовно одиноки. С полными семьями нас не знакомят.
Наташина мама, правда, регулярно делает попытки. В момент, когда мы ее видим, четвертый раз. Молодится. Тратится на шмотки при более чем небогатой жизни. Старается, как может, найти счастье. Глядя на нее, Богдан радуется, что живет в неполной семье....
Интересно, что сам Богдан, вроде, не ощущает никакого одиночества. Но откуда тогда размышления о том, настоящий ли друг Мишка и параллель с расставшимися родителями? Ощущение, что он доволен "неполной семьей" (не только на фоне истории Наташи, но и судя по общению с отцом, которым он тяготится). Но есть и другое ощущение: что-то все же его скребёт:
Друзья ли они? Не факт. Просто соседи. По большому счёту, случайно оказались рядом.
Богдан видел вокруг много таких дружб. Живут в одном дворе – и дружат. Ходят в одну музыкальную школу или секцию – и дружат. Вроде как. И это, кстати, не только дружбы касается. С другой стороны, даже те, кто делает вроде бы сознательный выбор, всё равно ошибаются. Например, его родители: встретились, понравились друг другу, а потом разонравились и разошлись. И если б к тому времени не родился Богдан, то, возможно, вообще забыли бы друг о друге. А Мишка… Ну, что Мишка? Нормальный человек. Не дурак. С чувством юмора...
Вряд ли придут такие мысли, если доволен общением, если не грустишь о том, что нет настоящего друга, если хватает тепла в семье, если не мучает вопрос: как не ошибиться с выбором.
Но вот появляется Василиса и никаких сомнений не возникает. Мозг вообще отключается. Становится просто невозможно НЕ искать возможности увидеть ее, НЕ провожать ее, НЕ думать о ней каждую секунду. Конечно, в первый раз понять я этого тоже просто не могла )))
Интересно, что на фоне этой абсолютно безнадежной поначалу любви как раз разлад в отношениях с Мишкой переживается неожиданно сильно:
Затянувшаяся ссора с Мишкой – даже не ссора, а какое-то глупое недоразумение – беспокоила, как давний ушиб: ни синяка, ни шишки, а дотронешься и хоть кричи... Развалившаяся «случайная» дружба болела, как настоящая, и быстро унять эту боль не было никакой возможности.
Ему повезет. Все наладится. И Василиса ему доверится, и с отцом получится настроить контакт. Ситуация с отцом меня вообще натолкнула на размышления о том, что проблема многих взрослых в том, что они не могут вылезти из одиночества и наладить контакт с детьми только потому, что никак не придумают, зачем они НУЖНЫ своим детям. Это как в "Гуте" девочка не может поверить, что с ней можно быть просто так. Так и в ситуации с родителями, лишенными необходимости кормить, одевать и опекать своих детей. Им кажется, что они ОБЯЗАНЫ ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ и они начинают давать деньги, задаривать, развлекать или "воспитывать". Вот отцу Богдана приглянулся последний вариант. А Богдана это ожидаемо только бесило. Посмотрите, как сразу меняется тон отца, когда он нащупывает (причем безошибочно и мгновенно!!!) в невероятно эмоциональном, нервном и обвинительном спиче Богдана, после которого было бы логично взорваться и наорать, проблему сына, в которой он компетентен и может быть полезен! И как сразу начинается сотрудничество. Уверена, что эти отношения спасены.
Тем более, что Богдан вообще кажется мудрее и старше своих родителей. Один разговор с мамой, убегающей от своего одиночества другим способом, чего стоит!
Богдан давно знал за мамой эту особенность — забалтывать проблему. Если ей не хотелось что-то обсуждать, она находила миллион других тем для разговора. Иногда это было даже удобно. Если, например, Богдана ругали на родительском собрании (что случалось нечасто), мама кратко пересказывала суть претензий к сыну, а потом начинала балаболить обо всём подряд, лишь бы только не говорить о неприятном. Но сейчас этот вариант Богдана не устраивал, поэтому он вздохнул, придвинул к маме поближе чай и тарелку с печеньем и начал объяснять.
Тема одиночества возникает даже в самый счастливый момент создания театра. От противного.
Какие мы тут все талантливые, а?!
А если бы не идея Марты создать театр, узнали бы ребята, которые учатся "рядом, но не вместе" уже много лет, об этом? В пору делать скульптуру "Одиночество" из 20-30 фигур. Ведь даже те, кто как бы дружил, на деле не знают друг друга. И по сути нет рядом того, кому можно безоговорочно довериться. Это видно при первом обсуждении идеи спектакля
...получится, что ты сам себя подставляешь, признаёшься в том, что раньше скрывал от всех. Фактически сам себе копаешь могилу. Потому что совсем не факт, что не найдётся желающих над тобой поиздеваться. Кто может дать гарантию, что этого не случится? И никакое водяное перемирие не поможет.
И сам спектакль, все эти страхи - они же тоже про одиночество: страшно в темноте, если один; страшно потеряться и остаться одному... И страх исчезает, когда появляется Ангел и берет за руку.
Классно придумала Марта с театром! И с пьесой. Этот подвал сдружил всех и показал, как классно доверять друг другу, как важно узнавать того, кто рядом...
Но и Марта - не Ангел. Всем не поможет. Мне очень понравилось слово перекрёстно-влюблённые. Еще совсем недавно я не смотрела по сторонам перекрестка ))) Ну понятно же, что есть главные герои. Вот у них настоящая любовь. А остальные должны все понять и с достоинством удалиться. Ну помните Алёну в "Вам и не снилось"? Она меня неизменно раздражала!!!! Ну как можно не понимать? Ну как можно так унижаться? Ну как можно навязываться? Ну как можно таскаться тенью? Да вот как Богдан. Просто ему повезло: он главный герой этой истории. И до меня просто не доходило, что в истории Алены-то главная героиня не Катя, а она сама!!!! Наверное, читается, как чушь. Но я и в жизни так же относилась ко "второстепенным героям" - их дело с достоинством удалиться... А теперь мне жалко и Алену, и Наташу, и Седова. И даже директора школы.
И так красиво звучит фраза Василисы:
если тебе человек дорог, то нельзя сдаваться
И эта фраза даже срабатывает с Мишкой.
И очень хочется, чтобы сработала с директором школы ))))
Но письма несдающейся Марты очень больно читать. Настолько, что я закрыла книгу в электричке и отложила чтение до дома... Одиночество принято скрывать. Но иногда невозможно... Такая рифма с состоянием Богдана в начале книги.... Только он подросток. А Марта взрослая. Но я уже знаю, что "взрослая" - это условность.
И тема последнего письма - бьет. И автора его, одиночество выбравшего, - жаль. Не дай Бог никому чужой любви, на которую нечем ответить. Ну а постскриптум меня просто добил.
Но книга отличная! Не отпускает и не отпускает. Если бы не марафон, ничего писать бы не стала - оставила бы несколько восторженных фраз в посте. Но тут захотелось показать, что тут и взрослые проблемы есть, и вневозрастных хватает...
Так что, по традиции благодарю и отмечаю инициаторов марафона: «Библио Графия», «БиблиоЮлия», «Имхи и омги», «Книжная полка Джульетты», «Книжный мякиш», «чопочитать».
.