Найти в Дзене

Бородинская панорама в Москве

Ранним утром 7 сентября 1812 года произошло Бородинское сражение закончившись вечером этого же дня. Оно было одним из самых кровопролитных в 19 веке. Две армии понесли огромные потери, так и не добившись победы в сражении. Битвой руководили французский император Наполеон Бонапарт и генерал Михаил Голенищев-Кутузова, принимали участие с обеих сторон 150 тысяч человек. Сражение произошло рядом с Можайском (124 км от Москвы). Как раз к столетию великой битвы русский император Николай II заказывает художнику Францу Рубо (он был основоположником русской школы панорамной живописи) панораму "Бородинская битва". Картина представляет собой полотно размером 15 на 115 метров, где представлен один из решающих моментов Бородинского сражения. Бородинская панорама не сразу обрела свое место жительства в Москве, сначала она побывала на благотворительной выставке в Мюнхене. Из Мюнхена отправилась в Москву на специальных железнодорожных платформах, вслед же за панорамой выехал Франц Рубо с четырьмя помо

Ранним утром 7 сентября 1812 года произошло Бородинское сражение закончившись вечером этого же дня. Оно было одним из самых кровопролитных в 19 веке. Две армии понесли огромные потери, так и не добившись победы в сражении. Битвой руководили французский император Наполеон Бонапарт и генерал Михаил Голенищев-Кутузова, принимали участие с обеих сторон 150 тысяч человек. Сражение произошло рядом с Можайском (124 км от Москвы).

Как раз к столетию великой битвы русский император Николай II заказывает художнику Францу Рубо (он был основоположником русской школы панорамной живописи) панораму "Бородинская битва".

Картина представляет собой полотно размером 15 на 115 метров, где представлен один из решающих моментов Бородинского сражения.

Бородинская панорама не сразу обрела свое место жительства в Москве, сначала она побывала на благотворительной выставке в Мюнхене. Из Мюнхена отправилась в Москву на специальных железнодорожных платформах, вслед же за панорамой выехал Франц Рубо с четырьмя помощниками и тремя рабочими.

Павильон панорамы на Чистых прудах, 1912-1917 гг. (11 сентября 1912 года в специально построенном военным инженером П.А. Воронцовым-Вельяминовым деревянном павильоне на Чистых прудах была открыта Бородинская панорама. Церемония открытия была в присутствии Николая II, семьи Романовых, дворянства. А уже через два дня павильон открывают для всеобщего обозрения. Ажурная купольная конструкция павильона разработана инженером Е. Израилович, строили в спешке, т.к. решение было принято только в январе 1912 года. Сооружение было задумано как временное, на один сезон. Когда в начале 1918 года здание деревянной панорамы пришло в полную негодность, полотно сняли, накатали на деревянный вал, и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных помещениях: под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского, на складе сада "Эрмитаж". В 1939 году сам Игорь Грабарь признал невозможность его реставрации. Однако группа реставраторов под руководством Павла Корина предприняла попытку спасти работу Рубо. За 1,5 года полотно было восстановлено. После реставрации картины оказалось, что в Москве нет места для её размещения, и панорама вновь отправилась на хранение в запасники ГМИИ имени Пушкина)
Павильон панорамы на Чистых прудах, 1912-1917 гг. (11 сентября 1912 года в специально построенном военным инженером П.А. Воронцовым-Вельяминовым деревянном павильоне на Чистых прудах была открыта Бородинская панорама. Церемония открытия была в присутствии Николая II, семьи Романовых, дворянства. А уже через два дня павильон открывают для всеобщего обозрения. Ажурная купольная конструкция павильона разработана инженером Е. Израилович, строили в спешке, т.к. решение было принято только в январе 1912 года. Сооружение было задумано как временное, на один сезон. Когда в начале 1918 года здание деревянной панорамы пришло в полную негодность, полотно сняли, накатали на деревянный вал, и почти 40 лет оно хранилось в совершенно неприспособленных помещениях: под сценой в Нескучном саду, в подвале собора Александра Невского, на складе сада "Эрмитаж". В 1939 году сам Игорь Грабарь признал невозможность его реставрации. Однако группа реставраторов под руководством Павла Корина предприняла попытку спасти работу Рубо. За 1,5 года полотно было восстановлено. После реставрации картины оказалось, что в Москве нет места для её размещения, и панорама вновь отправилась на хранение в запасники ГМИИ имени Пушкина)

Привычное здание для Бородинской панорамы построили на Кутузовском проспекте в 1962 году.

Памятник возле музея-панорамы "Бородинская битва" установлен в 1973 году, авторы проекта скульптор Николай Томский и архитектор Л.Г. Голубовский /фото автора
Памятник возле музея-панорамы "Бородинская битва" установлен в 1973 году, авторы проекта скульптор Николай Томский и архитектор Л.Г. Голубовский /фото автора

Но и в этом павильоне живописная панорама пострадала: 27 июня 1967 года сторонники культурной революции в Китае облили её самовоспламеняющейся жидкостью и подожгли, в пожаре погибло около 60% картины. Восстановлением утерянного полотна занимались художники-баталисты из Студии военных художников имени Митрофана Грекова, ученика Франца Рубо.

Бородинская битва очень известное сражение 1812 года, но есть и битва при Малоярославце, после которой произошло окончательное изгнание французов с русской земли. Про Малоярославец и сражение можно прочитать тут: