Среди современных учителей российской Адвайта- веданты и буддизма бытует мнение, что достаточно получить всего один раз прозрение в подлинную природу реальности и после этого уже можно ,,просто жить". Причём после смерти вам гарантировано освобождение.
К вопросу созревания ума Махамудра подходит следующим образом.
Тибетская буддийская традиция изучает состояние ума так же, как медицина изучает состояние тела.
Конечно, не бывает двух одинаковых гепатитов и двух одинаковых людей, но тем не менее природа, качество и причины болезни гепатит одинаковы по своей сути. Так же сознания на пути созревания в Дхарме проходят через одинаковые этапы, которые, несмотря на разницу в человеческих способностях, тем не менее остаются одинаковыми. Подобно растениям, умы проходят одни и те же этапы от семени до взрослого дерева.
Гампопа говорил о трех разновидностях Махамудры.
Махамудра Сутры - в ней вы практикуете шаматху, випашьяну и аналитические методы проникновения в природу реальности.
Махамудра тантры, где для реализации состояния Махамудры вы используете тантрические методы.
Махамудра сущности - на этой стадии вы практикуете медитацию непосредственно на природу ума.
Либо вы реализовали эту стадию с помощью двух предыдущих путей, либо вам посчастливилось получить введение в природу ума от своего гуру.
В Махамудре есть такое изречение: ,,если в силу благословения своего Гуру вы открыли для себя подлинную природу ума, то неизбежно достигнете освобождения так же, как человек, который упал с вершины горы Меру, неизбежно упадёт на землю, сколько бы долго он не летел".
Учение ,,Четыре Йоги Махамудры" относится к Махамудре сущности, которая соответствует уровню Дзогчен Трекчо.
На уровень Махамудры сущности вы прибываете тогда, когда вы реально нашли дорогу к состоянию знания своей подлинной природы, ригпа.
До тех пор, пока вы не нашли эту дорогу, вы подвизаетесь на пути метода - стараетесь распечатать свой ум с помощью практики Йдама, Нёндро, сидячей медитации и других.
Конечно, вы можете ждать, когда реализация случится спонтанно - поскольку у Рамана Махарши это получилось, то чем вы хуже?
Как правило, это оказывается неэффективным, потому что жизнь может неожиданно пройти и окажется, что реализация так и не посетила вас.
Йоги Махамудры это не такие йоги, когда вы садитесь и практикуете. Это стадии, через которые проходит сознание с того момента, когда оно распознало природу своего ума, оказалось в состоянии ригпа и до того момента, когда оно достигает полного совершенства в этом состоянии, достигает полного раскрытия ригпа.
Первая йога Махамудры - это стадия ,,одной точки".
Здесь ваше повседневное восприятие мира является обычным сансарическим восприятием.
Но поскольку вы открыли для себя состояние ригпа, то теперь вы способны возвращаться к ригпа в те моменты, когда вы о нём вспоминаете.
В учениях трекчо это называется ,,прорыв к изначальной чистоте".
То есть это прорыв через ваше обычное вИдение к изначальной чистоте основы, Дхармакайи, которая чиста от всех сансарических проявлений. (Не путать с чистотой вегетарианцев и носителей белых одежд. Это всего лишь один из элементов сансары).
Когда вы находитесь в своем обычном вИдении, в своем обычном мире, вы вспоминаете, что забыли про состояние знания, про состояние ригпа. Вспоминаете, что забыли себя в мире обычных проявлений. Вспомнив, вы спонтанно оказываетесь в состоянии ригпа.
После этого вас опять сносит в обычный мир, в обычное вИдение. Вы опять вспоминаете о состоянии ригпа , вспоминаете, что вы забылись в состоянии обычного мира и спонтанно возвращаетесь в состояние ригпа.
Есть еще одно изречение Махамудры, которое звучит так: ,,если вы кинете палку псу, то пес побежит за палкой. А если вы кинете палку льву, то лев побежит за вами".
Здесь это относится к мыслям. На уровне обычной шаматхи вы следите за мыслями. Возникает мысль и вы обращаете на неё внимание. Возникает эмоция, вы обращаете внимание на эмоцию. Эмоция прекращает вас поглощать и вы освобождаетесь от нее.
На уровне Махамудры вы смотрите не за мыслью и эмоцией, а в источник возникновения мысли и эмоции. То есть смотрите туда, откуда возникла мысль, ЧТО является основой возникновения мысли. То есть в данном случае лев бежит за вами, он возвращается к вам самим.
В таких учениях, как Адвайта- веданта, для того, чтобы возвращаться всё время к состоянию уже обретенного знания основы, используется ментальное напоминание - «Кто я?».
Допустим, вы полностью погрузились в обычный мир, в котором «я» является вашей личностью, неотделимой от вашего тела. Вы думаете:
,,Сейчас я пойду к этому человеку, скажу ему все, что о нем думаю. Он ответит, скажет мне то-то и я хлопну его по голове....". В этот момент вы вспоминаете, что заблудились в своем сне и спрашиваете себя: ,, кто ,,я"?"
И возвращайтесь к знанию того, кем вы являетесь на самом деле.
В Махамудре тоже можно услышать подобные указания. Например, вы погрузились в гнев. Вы спрашиваете себя: ,,а кто гневается?," и возвращаетесь к источнику возникновения гнева.
Или вы погрузились в объятия радости. Вы спрашиваете себя: ,,кто радуется?"- и возвращаетесь к источнику радости, которым является ригпа.
Когда мы жили в Тируваннамалае, среди жителей Ашрама попадались люди, которые где-то посреди своей деятельности вдруг останавливались и, сосредоточенно погружаясь в себя, спрашивали: ,,кто ,,я"?"
Их можно было сразу заметить. Человек шёл с миской получать еду и вдруг, не дойдя двух метров до столовой, останавливался и, застыв, стоял.
Когда мы начинали эту практику, было примерно так же. На пути от Таши-Джонга до дороги приходилось несколько раз останавливаться, возвращаясь к медитации.
Махамудра чаще всего не использует ментальных подсказок.
Вы просто автоматически возвращаетесь к ригпа, к вИдению природы ума, поскольку оно уже есть в вашем распоряжении.
В то время после окончания сидячей сессии медитация быстро выдыхалась, будучи ещё недостаточно сильной.
Такое же упражнение можно встретить у суфиев и у Гурджиева, оно называется ,,упражнение ,,стоп".
Постепенно раз за разом возвращаясь к ригпа, общий покров сансарического вИдения начинает становиться все более и более дырявым, меняется ваше вИдение мира.
На этой стадии еще трудно совмещать обычную деятельность и медитацию. Например, вы не можете читать и одновременно медитировать.
Или вы не можете разговаривать с кем-то другим и одновременно медитировать, поддерживать знание ригпа. Для продолжения практики вам нужно освободиться от обычной деятельности и вернуться к состоянию медитации. Но эти возвращения становятся все более и более частыми, а тело сансары становится все более и более дырявым, все чаще и чаще вы прорываетесь к изначальной чистоте.
Всё это было рассказано в словах, в которых смешиваются учение Махамудры и учение Дзогчен, потому что большая часть учителей нашего времени смешивают эти два учения и их термины. Например, Доржонг Ринпоче иногда употреблял слово ,,ещё", иногда употреблял слово ,,ригпа", но чаще употреблял слово ,,ригпа".
На стадии ,,одна точка" вы можете распознать природу реальности, какое-то время пребывать в ней, терять и возвращаться снова.
Каждый раз, распознавая природу ума, ваш ум сливается с основой всего существующего.
——
На второй стадии, которую некоторые называют ,,простота", некоторые называют - ,,не различение", тобгьял (тиб. не путать с тогел), моменты прорывов к изначальной чистоте постепенно начинают сливаться воедино и вам уже не нужно делать какие-то специальные усилия для того, чтобы возвращаться к изначальному состоянию. Вся деятельность вашего ума начинает проходить на фоне состояния ригпа и исходить из состояния ригпа. Вы начинаете видеть мысли, возникающие из состояния ригпа и являющиеся проявлением ригпа. Всё ваше рассеяние начинает становится как бы не настоящим рассеянием, а рассеянием внутри ригпа. Контроль за вашими мыслями и эмоциями берёт уже не обычная внимательность, а берёт само состояние знания, само состояние ригпа. У вас возникают клеши, помрачения, мысли и эмоции в большом количестве, но они становятся как бы все более и более прозрачными. Сквозь них становится видна сама основа, как сквозь воду в прозрачном источнике видно дно. Видно всё, что на дне, и песок, и камни.
Это такая стадия, о которой тогден Амптин, когда его спрашивали, бывает ли он когда-нибудь рассеян, говорил: ,, для меня рассеяние и отсутствие рассеяния - это одно и то же".
То есть ваше рассеяние является проявлением самого Знания, а ваши мысли становятся подобны протуберанцам, исходящим из Солнца. Солнце ясно воспринимается и протуберанцы, исходящие из него, ясно воспринимаются. Они возвращаются обратно в Солнце.
Либо мысли становятся подобны волнам, исходящим из океана - вы воспринимаете одновременно океан и волны, и волны не перекрывают океан, и океан не мешает волнам подниматься и опускаться.
Это называется ,,простота" или ,,не делание различий", потому что на этой стадии вы достаточно ровно относитесь к вещам, не впадаете в невероятный ажиотаж от чего-то возбуждающего, впечатляющего и не впадаете в депрессию от некрасивых ситуаций.
Всё возникает, как шевеление единой массы, единой основы, Дхармакайи.
На уровне Дзогчена это называется ,,джен", либо ,,орнамент". Всё возникает, как украшение вашего естественного состояния, ригпа, которое уже начинает сиять в центре вашего бытия, как солнце сидящее на троне.
Третья йога Махамудры - один вкус.
В некоторых местах эта стадия описывается, как очень высокая реализация, в некоторых местах то, что относится к третьей йоге, объясняют как то, что относится ко второй.
На самом деле, в соответствии с учением, полученным от Доржонга Ринпоче, третья йога Махамудры – это когда весь мир начинает превращаться для вас в Дхармакайю. Это соответствует третьему совозникновению. То есть совозникающее проявление, видимость – это свет или излучение Дхармакайи.
О третьей стадии Махамудры, один вкус, мы можем говорить только по словам других, поскольку это очень высокая реализация.
На первых стадиях иногда ты чувствуешь и видишь, что мир - этот Дхармакайя. Ты воспринимаешь его так. Но когда ты входишь в контакт с феноменами, они продолжают оставаться плотными и неизменными, как прежде.
В дальнейшем мир действительно начинает превращаться в Дхармакайю и тогда уже начинаются чудеса. Люди начинают ходить сквозь стены, начинают оставлять следы на камнях. Именно к этому уровню относятся такие выражения, что ,,боль и удовольствие – это одно и то же". ,,Страдание и радость – это одно и то же". Это слова йогинов, которые действительно жили в наше время, которые действительно испытывали мир именно так - потому что всё для них становилось Дхармакайей - и боль, и удовольствие, и радость. Говорится, что в таком состоянии даже укол булавкой может принести огромное блаженство. Вас уже не тревожит ни холод, ни жара. Но это очень высокая стадия реализации.
Это та стадия реализации, на которой Готцанпа пел ваджрную песню, опершись спиной о скалу, и воскликнул: ,,какая же это скала! Это что-то очень мягкое". При этом спина его полностью ушла в скалу, оставив там отпечаток, который до сих пор существует в одной из пещер. В этом состоянии люди оставляют отпечатки рук в скалах, которые мы видели неоднократно в Непале. Существуют и другие подобные свидетельства.
Как правило, на такой стадии находятся только те, кто всю жизнь провел в ретрите, в пещере или где-нибудь в горах в уединенном месте. Это не та стадия, на которой могут находится люди, живущие среди других людей.
Как правило, даже великим учителям, которым приходится учить большое количество учеников, это остаётся недоступным.
В учении Дзогчен эта стадия называется ,,истощение феноменов в Дхармакайе".
То есть вы больше не воспринимаете ни одного двойственного феномена. Всё, что вы видите, есть Дхармакайя. Есть такое выражение : ,,На острове из чистого золота нет ни одного обычного камня".
Четвертая стадия Махамудры называется ,,стадией не медитации больше". Считается, что на этой стадии ваш ум уже полностью трансформирован. Абсолютно, полностью трансформирован и вы в этом состоянии трансформации живёте так же, как обычный человек живёт в своем обычном сансарическом уме.
Вам не нужно уже прикладывать никаких усилий, никаких телодвижений. Скорее, вам придется приложить усилия для того, чтобы вспомнить, что такое сансарический ум.
В разговоре с Доржонгом Ринпоче бывали моменты, когда было ясно - ему трудно понять, какой ум у нас. Он не бывал в таком состоянии ума, в котором пребываем мы. Он испытывал к нам сострадание, но у него самого опыта ума подобного рода не было.
Когда проводишь годы и годы в состоянии практики, ты и сам начинаешь забывать, что за ум у тебя был, когда ты начинал.
Есть ещё одно изречение Махамудры, которое может показаться резким некоторым слушающим и читающим. Изречения старых мастеров вообще иногда бывают очень резкими, потому что они не старались угодить своим слушателям и говорили то, что думали.
Это изречение взято из книги 17 века и оно звучит так: ,,если в силу благословения гуру вы реализовали подлинную природу своего сознания, но продолжаете общаться и жить в кругу обычных людей, то вы подобны льву, который продолжает болтаться со стаей псов".
То есть, когда вы вступаете на путь знаний, ваша обычная жизнь заканчивается. Вы становитесь ,,ригпа дзинпа" - держателем ригпа. Вы становитесь держателем изначального состояния и ваша работа теперь - именно держать и взращивать это.
Как сказал Гампопа: ,, если вы открыли в себе способность медитировать на подлинную природу ума, то самое лучшее, что вы можете сделать, это просто продолжать медитировать. Все остальные действия на благо живых существ будут менее эффективны, чем ваша медитация".
Во всяком случае, вы должны стать тем, что на тибетском языке называется ,,чопа". Где чо – это Дхарма, а па – это приверженец. Можно перевести это, как «человек Дхармы» или ,,Дхарматик".
Если обычный практикующий человек практикует в своей жизни, то человек Дхармы живёт в потоке практики.