Очень часто они бывают крайне разборчивыми едоками, и для них бывает не просто сложно, но и невозможно есть блюда, которые вызывают неприятные сенсорные ощущения. Например, они могут быть не в состоянии есть блюда, в которых смешаны различные продукты. "Почему он не может есть борщ как все люди?!"- штырило три года назад дедушку особенного мальчика, когда он решил перебраться к ним на ПМЖ. И дед уверен, что ребёнок просто вредничает, а родители идут у него на поводу. А ребёнок просто не может. Это физически для него невозможно. Температура, вкус, запах, даже "не тот цвет" продукта могут вызвать серьёзные ОБЪЕКТИВНЫЕ для аутиста проблемы. И это, не мать его, "баловство и манипуляции"!
У подруги сын с аутизмом. Так вышло, что я часто кормлю его обедом (занимаюсь с ним и после кормилю, потом приходит мама). Был момент, и я не понимала что происходит. От очередных "обеденных войн" у мамы периодически тряслись руки и летели осколками тарелки по кухне. Ребёнок орал, её трясло. Пока мы не решили плюнуть. Жирно и смачно, решив что своё здоровье дороже ребёнкиного правильного питания. Мы, перестав склеивать скотчем то, что не склеивается, забили это дело гвоздями. Питался он на тот момент кашками из детского питания и творогом в который блендером зафигачивались любые фрукты по сезону. Хуже всего было с супами и овощами.
Но ребёнок рос и начал сам проявлять интерес, то из мульта что-то подцепит, то из книги. Получалось медленно, но верно расширить меню. Начали с того что договорились пробовать. Не понравилось то, что откусил? Выплюнь ничего страшного. Плевал он практически всё. (Благо, дед не видел). Но пробовал и это был успех!
Если какой-то продукт заинтересовывал и входил в рацион, то взяв его за основу с ним обыгрывались другие продукты. Ну и, конечно, когда малой продвинулся в коммуникации, чтобы объяснить, что ему не нравится это КОЛОССАЛЬНО - это облегчило жизнь и ему и взрослым.
Вот буквально вчерашние открытие. Даём ему греческий йогурт с клубничным вареньем. После двух ложек:
- Можно я не буду его есть?
- Ну, можно, а что не так?
- Он на моём языке колючий как кока-кола.
Пробуем заинтригованные, и действительно, греческий йогурт чуть-чуть (для меня еле уловимо) кислее, чем обычные. Для меня разница, если не искать специально, вообще не ощутима. А он чуствует и очень остро. Насколько их сенсорика отличается от нашей. Я с каждым таким коментарием впадаю в шоковое состояние и очень чётко осознаю насколько чутко надо относится к "загонам" деточки. Это мне ерунда, а для него, отнюдь нет. Между моей и его сенсорикой - космос...
Итак, "траблы" и перлы особенного ребёнка на тему еды.
1. Он абсолютно не может есть пищу если в ней разная физическая консистенция продуктов: хлопья с молоком, бульон с рисом или вермишелью или всё тот же борщ (черт бы его побрал). Такими сочетаниями он давится. До сих пор. Я задумалась и провела эксперимент, зачерпнув и отправив в рот ложку бульона с вермишелью, внимательно изучая что делает мой язык в этот момент. Попробуйте, это чертовски интересно. Он создает "карман" в котором удерживается всё твердое, жидкость тем временем уходит в горло и проглотив её мы уже начинаем жевать твердую составляющую. Блин! Понятно почему этот ребенок давится! Он же у нас "языками не владеет"!
Если серьёзно его проблемы с дикцией связаны именно со слабым развитием челюстно-лицевых мышц и непослушным языком. У него суммарно уже месяца накопились логопедического массажа и гимнастики. И ещё один момент, все овощи, крупы или макаронные продукты в супе для него... скользкие и вызывают очень неприятные сенсорные ощущения во рту, до спазма и рвоты. По этому, хлопья в миску, молоко в стакан. Бульон в чашку, рис/вермишель сухие в пиалу, клятый борщ в труху-блендером. И вот оно счастье, ребёнок ест!
2. Не любит "вкраплений", то есть просто сырник это хорошо, сырник с изюмом- чистое зло.
3. Не любит "грязную еду" - соусы, подливы, кетчуп - в помойку!
4. Мясо не должно быть "голым" и вообще опознаваемым "это КУРОЧКА?!"- бдыщь, стук упавшей в глубокий обморок детской тушки. Не вопрос, вот вам котлеты, тефтели, шницеля из не опознанного "мяса".
5. Сухофрукты не ест "мама… они пахнут мертвым, это не полезно есть" - ух ты, прикольно, ладно обойдемся мы и без фруктовых трупиков.
6. Салаты не ест, сильно много всего намешано сложно держать под контролем "что ж эти злыдни туда напихали?"
7. Из сырых овощей только огурец, все остальное пока не пошло.
8. Фрукты, в твороге блендированное - всё подряд, самостоятельно: яблоки, грушу, бананы, но всё обязательно почистить от кожуры и семян. В этом году мы победили виноград, ура! Кстати давать ему фрукты в школу не вариант ибо они темнеют, а фрукты "зараженные вирусами есть не нельзя, вы чего?!"- ну нельзя так нельзя, понял не дурак, больше не буду.
9. Иногда, с подозрением косясь на тарелку он просит чтобы я его покормила. Расшифровывается это так "мне стремно и подозрительно, я съем это если ты мне поможешь, но пихать эту гадость в себя самому?! Это выше моих сил!" Дед в обмороке, а я подло хихикая, беру ложку и кормлю деточку. Муся моя, кушай, кушай ни кого не слушай.
Хочу написать ещё об одном моменте. Другой знакомый мальчик с аутизмом живёт в Израиле. Так вот, Израильское общество все-таки хворое на всю голову. В хорошем смысле, наверное) Ребёнок был не диагностирован до конца первого класса. То есть он ходил в обычный муниципальный сад, потом в школу. Но и в саду и в школьной продленке воспитатели обратив внимания на "проблемного клиента" начали ему…"потакать", так это называется? Без малейшего писка со стороны мамы, САМИ обратили внимание и начали заморачиваться по своей инициативе.
В саду его вели на кухню, давали ему посмотреть весь ассортимент привезенного на обед меню и терпеливо перебирали и предлагали выбрать что он съест.
В школе, специально позвонили в кейтеринг и попросили готовить для него определённые продукты. Ребёнок на данный момент БЕЗ справки, то есть "а на каком основании вашему ребенку особые условия? Пусть как все! Он должен научится!" Как там, "не хочет кашу-иди гуляй пока не захочешь"? О благословенные, долбанутые, бесхарактерные израильские "аидеше-мамы-папы-няни", как мамочка им благодарна за заботу, невозмутимость, отзывчивость и понимание.
"Он избалованный?" - деточка не смеши меня, вот моя племянница избалованна, кроме шоколада ничего есть не желает! А этот - особенный!
Сейчас в ресурсном классе для аутистов этот ребёнок каждую неделю что-то варганит на уроке кулинарии. То пиццу, то медовый пирог, то кексы, тащит домой понравившиеся рецепты и подбивает маму на кулинарные подвиги и мечтает открыть свою пиццерию. Ребёнку 8,5 лет.