Найти тему
Ваш дошкольник

Музыкально-дидактические игры для детей старшей группы детского сада

Оглавление

«Колобок»

Цель: развивать слуховое внимание, динамический слух, умение согласовывать музыкально-ритмические движения с музыкой, умение придумывать свои танцевальные композиции, определять жанр музыки — танец.

Игровой материал: вырезанный из бумаги Колобок, картинки с изображением танцев польки, вальса, фланелеграф, шапочки зайца, волка, лисы и медведя.

Ход игры (все картинки расположены на фланелеграфе)

1 ВАРИАНТ

Водящий отворачивается от играющих или выходит за дверь. Участники договариваются, за какую картинку они спрячут Колобка, затем зовут водящего. Входит водящий и в это время звучит текст:

Укатился Колобок, Колобок – румяный бок.

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Таня по дорожке походи

Танец сочини

И по танцу Колобка ты отыщи.

Звучит веселая танцевальная музыка. Водящий, показывает образ любого персонажа из сказки, надев соответствующую шапочку. В движении, используя жесты, мимику, походку, придумывает движения, затем находит картинку, соответствующую своему танцу.

Выбирают другого водящего.

Затем звучит музыка вальса. Следующий водящий танцует, придумывая движения, находит соответствующую картинку.

2 ВАРИАНТ

Эту игру можно провести иначе, изобразив героев сказки, передавая образы музыкально — ритмическими движениями под музыку.

Водящие в соответствующих шапочках показывают движения по очереди, все остальные повторяют.

Колобок — легкий бег на носочках;

Зайчик — подскоки;

Волк — «ковырялочка»;

Медведь — присядка с выставлением поочередно ног на пятку;

Лиса — боковой галоп.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей можно изобразить героев, при этом различать слова «громко», «тихо», «чуть тише», «чуть громче».

Музыкально-дидактическая игра «Сделай как я»

Цель: определять динамические оттенки, передачу в движениях контрастных частей произведений, формировать у детей внимание и быстроту реакции, развивать динамический слух, воображение, воспитывать дружеские отношения между воспитанниками.

Игровой материал: кубик, на двух гранях которого находятся рисунки с изображениями: животных – змея, медведь; еще на двух: техника – самолет, сотовый телефон и на оставшихся двух: птицы – утка, цапля.

Ход игры

1-й ВАРИАНТ

Дети стоят в шеренге, водящий бросает кубик, верхняя грань – это задание.

Все дети по очереди передают движения, придуманные и переданные водящим солистом (можно со звучащими жестами, мимикой, позой, слогами, свистом, шипением и т.д.), а также передавая разные образы (движущейся змеи — сложив ладошки вместе и шипя, самолета — поднять руки в сторону перевернуться вокруг себя с гудением, набор кнопок по телефону и передача чего-нибудь и т. д.), передавая динамические оттенки от форте до пиано. Началом передачи движений служат слова «Сделай как я», касание плеча соседа.

2-й ВАРИАНТ

Дети смотрят на кубик, выбирают образ для передачи в движениях. По очереди передают образы, а остальные дети должны узнать, кого или что изображает воспитанник. Началом передачи движений служат слова «Сделай как я», касание плеча соседа.

«В лесу»

Цель: формировать у детей представление о жанровом разнообразии в музыке, способствовать развитию музыкально-ритмических движений под музыку, развивать слуховое внимание.

Игровой материал: фланелеграф, фигурка мальчика, графическое изображение марша, польки, вальса, указка, картинки леса, поля, пруд, дома.

Ход игры

Музыкальный руководитель (М. р.) — Однажды мальчик решил погулять в лесу и заблудился. Давайте поможем мальчику найти дорогу к дому. Слушайте внимательно произведение и определите к какому жанру оно относится, что можно под него делать? Звучит «Военный марш» Г. Свиридов (ответы детей)

— Изобразите движение под звучащую музыку (Все двигаются маршем).

М. р. А теперь нужно показать указкой графическое изображение марша и дорогу, по которой надо идти мальчику, чтобы попасть домой. Считалочкой выбирается ребенок, который будет это делать. (Ребенок, на котором закончилась считалочка, показывает).

М. р. Перенеси фигурку мальчика по графическому изображению этой музыки.

— Куда попадает мальчик? (ответ: на изображенное поле).

— Слушайте следующее произведение и определите к какому жанру оно относится, и что можно под него делать? Звучит произведение танца «Полька» С. Рахманинов (Ответы детей).

— Изобразите движение под звучащую музыку (все выполняют шаг польки, а затем считалочкой выбирают следующего ребенка).

М. р. (к ребенку, на котором закончилась считалочка). Покажи указкой графическое изображение танца и дорогу, по которой надо идти мальчику, чтобы попасть домой (показывает).

— Перенеси фигурку мальчика по графическому изображению этой музыки.

— Куда попадает мальчик? (ответ: на изображенный пруд).

— Слушайте следующее произведение и определите, к какому жанру оно относится, и что можно под него делать? Слушают «Вальс» С. Майкапара, (Ответы детей).

— Изобразите движение под звучащую музыку (все выполняют переменный шаг. Мальчик попадает в свой дом.

— Вы молодцы, потому — что справились с заданием и помогли мальчику.

Музыкально-дидактическая игра «Сколько нас будет танцевать?»

Цель: обучение детей определению музыкальных инструментов по их тембрам, определение количества музыкальных отрывков, которые нужно передать музыкально — ритмическими движениями в парах, тройках либо четверках.

Игровой материал: картинки музыкальных инструментов.

Ход игры

М. р. Сейчас прозвучат отрывки музыкальных произведений на разных музыкальных инструментах. Необходимо назвать инструменты, выложить картинки с их изображениями. Нужно также подсчитать их количество.

А сейчас вместе придумайте движения и станцуйте под музыку по два, по три, по четыре человека и т. д., в зависимости от того, сколько инструментов будет звучать.

Примечания:

  • При подготовке к исполнению танцев (воспроизведению) не создавать хаос, а договариваться спокойно.
  • Молчать во время звучания