«Колобок»
Цель: развивать слуховое внимание, динамический слух, умение согласовывать музыкально-ритмические движения с музыкой, умение придумывать свои танцевальные композиции, определять жанр музыки — танец.
Игровой материал: вырезанный из бумаги Колобок, картинки с изображением танцев польки, вальса, фланелеграф, шапочки зайца, волка, лисы и медведя.
Ход игры (все картинки расположены на фланелеграфе)
1 ВАРИАНТ
Водящий отворачивается от играющих или выходит за дверь. Участники договариваются, за какую картинку они спрячут Колобка, затем зовут водящего. Входит водящий и в это время звучит текст:
Укатился Колобок, Колобок – румяный бок.
Как же нам его найти, к деду с бабой принести?
Ну-ка, Таня по дорожке походи
Танец сочини
И по танцу Колобка ты отыщи.
Звучит веселая танцевальная музыка. Водящий, показывает образ любого персонажа из сказки, надев соответствующую шапочку. В движении, используя жесты, мимику, походку, придумывает движения, затем находит картинку, соответствующую своему танцу.
Выбирают другого водящего.
Затем звучит музыка вальса. Следующий водящий танцует, придумывая движения, находит соответствующую картинку.
2 ВАРИАНТ
Эту игру можно провести иначе, изобразив героев сказки, передавая образы музыкально — ритмическими движениями под музыку.
Водящие в соответствующих шапочках показывают движения по очереди, все остальные повторяют.
Колобок — легкий бег на носочках;
Зайчик — подскоки;
Волк — «ковырялочка»;
Медведь — присядка с выставлением поочередно ног на пятку;
Лиса — боковой галоп.
Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей можно изобразить героев, при этом различать слова «громко», «тихо», «чуть тише», «чуть громче».
Музыкально-дидактическая игра «Сделай как я»
Цель: определять динамические оттенки, передачу в движениях контрастных частей произведений, формировать у детей внимание и быстроту реакции, развивать динамический слух, воображение, воспитывать дружеские отношения между воспитанниками.
Игровой материал: кубик, на двух гранях которого находятся рисунки с изображениями: животных – змея, медведь; еще на двух: техника – самолет, сотовый телефон и на оставшихся двух: птицы – утка, цапля.
Ход игры
1-й ВАРИАНТ
Дети стоят в шеренге, водящий бросает кубик, верхняя грань – это задание.
Все дети по очереди передают движения, придуманные и переданные водящим солистом (можно со звучащими жестами, мимикой, позой, слогами, свистом, шипением и т.д.), а также передавая разные образы (движущейся змеи — сложив ладошки вместе и шипя, самолета — поднять руки в сторону перевернуться вокруг себя с гудением, набор кнопок по телефону и передача чего-нибудь и т. д.), передавая динамические оттенки от форте до пиано. Началом передачи движений служат слова «Сделай как я», касание плеча соседа.
2-й ВАРИАНТ
Дети смотрят на кубик, выбирают образ для передачи в движениях. По очереди передают образы, а остальные дети должны узнать, кого или что изображает воспитанник. Началом передачи движений служат слова «Сделай как я», касание плеча соседа.
«В лесу»
Цель: формировать у детей представление о жанровом разнообразии в музыке, способствовать развитию музыкально-ритмических движений под музыку, развивать слуховое внимание.
Игровой материал: фланелеграф, фигурка мальчика, графическое изображение марша, польки, вальса, указка, картинки леса, поля, пруд, дома.
Ход игры
Музыкальный руководитель (М. р.) — Однажды мальчик решил погулять в лесу и заблудился. Давайте поможем мальчику найти дорогу к дому. Слушайте внимательно произведение и определите к какому жанру оно относится, что можно под него делать? Звучит «Военный марш» Г. Свиридов (ответы детей)
— Изобразите движение под звучащую музыку (Все двигаются маршем).
М. р. А теперь нужно показать указкой графическое изображение марша и дорогу, по которой надо идти мальчику, чтобы попасть домой. Считалочкой выбирается ребенок, который будет это делать. (Ребенок, на котором закончилась считалочка, показывает).
М. р. Перенеси фигурку мальчика по графическому изображению этой музыки.
— Куда попадает мальчик? (ответ: на изображенное поле).
— Слушайте следующее произведение и определите к какому жанру оно относится, и что можно под него делать? Звучит произведение танца «Полька» С. Рахманинов (Ответы детей).
— Изобразите движение под звучащую музыку (все выполняют шаг польки, а затем считалочкой выбирают следующего ребенка).
М. р. (к ребенку, на котором закончилась считалочка). Покажи указкой графическое изображение танца и дорогу, по которой надо идти мальчику, чтобы попасть домой (показывает).
— Перенеси фигурку мальчика по графическому изображению этой музыки.
— Куда попадает мальчик? (ответ: на изображенный пруд).
— Слушайте следующее произведение и определите, к какому жанру оно относится, и что можно под него делать? Слушают «Вальс» С. Майкапара, (Ответы детей).
— Изобразите движение под звучащую музыку (все выполняют переменный шаг. Мальчик попадает в свой дом.
— Вы молодцы, потому — что справились с заданием и помогли мальчику.
Музыкально-дидактическая игра «Сколько нас будет танцевать?»
Цель: обучение детей определению музыкальных инструментов по их тембрам, определение количества музыкальных отрывков, которые нужно передать музыкально — ритмическими движениями в парах, тройках либо четверках.
Игровой материал: картинки музыкальных инструментов.
Ход игры
М. р. Сейчас прозвучат отрывки музыкальных произведений на разных музыкальных инструментах. Необходимо назвать инструменты, выложить картинки с их изображениями. Нужно также подсчитать их количество.
А сейчас вместе придумайте движения и станцуйте под музыку по два, по три, по четыре человека и т. д., в зависимости от того, сколько инструментов будет звучать.
Примечания:
- При подготовке к исполнению танцев (воспроизведению) не создавать хаос, а договариваться спокойно.
- Молчать во время звучания