Так отозвался о поэте Милонове журнал «Современник» по поводу переиздания сборника его стихов уже после смерти поэта. С учётом того, что первостепенным деятелем русской литературы, конечно, подрузамевался Александр Пушкин, это – весьма высокая оценка.
При жизни Михаила Милонова был выпущен всего лишь один сборник.
Особой популярностью пользовалось у современников его стихотворение "Падение листьев", строку из которого «Весны моей златые дни» Александр Пушкин в изменённом виде включил в предсмертную элегию Ленского.
Осенни ветры восшумели
И дышат хладом средь полей,
Как призрак легкий, улетели
Златые дни весны моей!
Стихотворения Милонова нравились молодому Пушкину. В пору создания "Евгения Онегина" многие милоновские черты, по воле автора романа в стихах, обрел один из главных его героев — "поклонник Канта и поэт" Владимир Ленский.
Современники называли Милонова предшественником Пушкина.
Кратко о биографии поэта
Михаил Васильевич Милонов родился 5 марта 1792 года в семье небогатого воронежского помещика в селе Придонский ключ. Его отец, коллежский советник, принадлежал к мелкопоместному дворянству и отличался среди соседей начитанностью и образованностью.
В 1803 году Милонов-старший поместил сына в одно из лучших учебных заведений того времени – Московский университетский благородный пансион. Из стен этого заведения вышло немало поэтов и писателей, в том числе В.А. Жуковский и Н.И. Гнедич. Одновременно с Милоновым в пансионе обучались поэт, «первый декабрист» В.Ф. Раевский, А.С. Грибоедов.
Михаил Милонов был одним из первых учеников в пансионе. По окончании этого учебного заведения при публичных экзаменах получил две книги, серебряную и золотую медали и одобрительный лист за отличные успехи в науках.
Имя Милонова было записано в числе лучших выпускников пансиона золотыми буквами на мраморной доске.
Преподаватели поощряли литературные опыты своих воспитанников, в пансионе издавался рукописный журнал «Утренняя заря». Первое произведение Михаил Милонов опубликовал в 1807 году в журнале «Утренняя заря».
В 1805 году он становится студентом Московского университета, который окончил в 1809 году, получив степень Кандидата словесности.
В 1808 году вышла его небольшая брошюра "Речь и стихи, читанные в собрании любителей отечественной словесности".
В 1810 году Милонов был принят в члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.
В 1813 году увидела свет отдельным изданием его «Ода на истребление Наполеоновских армий в России».
Наиболее известны были его сатиры и элегии, последние даже конкурировали с элегиями самого Жуковского.
ОТРЫВКИ ИЗ ЛУЦИЛИЕВОЙ САТИРЫ ПРОТИВ ЕГО ВЕКА
...Где древних праотцев прямое превосходство,
Их в бранях храбрый дух, их неизменный нрав,
Ко славе, истине любовь и благородство?
Всё пало, всё падёт! Таков судеб устав!
Везде лишь ищут польз, других к вреду и стону,
Везде лишь сильному предстательство и кров;
Суды суть торжища, судьи - враги закону,
Бесчестьем осквернён и самый сан жрецов.
Оплачем, граждане, наш жребий униженный,
Я видел... О, почто очей был не лишен! -
Наш сильный легион, коварством подкупленный,
Без браней, без побед повергшийся во плен.
1810
В 1810 году Милонова принимают в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Он завязывает обширные и тесные связи в литературном мире, весьма близок с И.И. Дмитриевым, В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, А.И. Тургеневым, Н.И. Гнедичем, К.Н. Батюшковым. В 1812 году совместно с И.М. Фовицким, Д.М. Княжевичем и А.Х. Востоковым Милонов издаёт журнал «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» – «Цветник».
П.А. НИКОЛЬСКОМУ
На его именины
Мне явился светлый гений
В юном образе твоем:
«Друг веселый песнопений,
Вместе дружбу воспоем!»
Он сказал – и лиру в руки
Мне с усмешкою подал:
С струн посыпалися звуки,
Дух восторгом воспылал;
Дружба жар в груди питала,
Дружба строила мой глас;
Дружба громко восплескала,
Улыбаяся меж нас;
С ней веселья и хариты,
Нежны спутники ея,
Вечно розами увиты,
Восплясали вкруг меня...
Героико-патриотическая тема занимает большое место в творчестве Милонова.
В стихотворении «К патриотам. Писано в 1812 году, по занятии французами Смоленска» есть такие строки:
Цари в плену, в цепях народы!
Час рабства, гибели приспел!
Где вы, где вы, сыны свободы?
Иль нет мечей и острых стрел?
Иль мужество в груди остыло
И мстить железо позабыло?
Хотя поэт Милонов желал полностью посвятить себя творчеству, он вынужден был заботиться о заработке, ибо гонорары из журналов были мизерными. Служил в Петербурге - сначала в Министерстве внутренних дел, а затем в Министерстве юстиции.
Внешний вид Милонова был весьма своеобразен:"Лицо Милонова было умное и чрезвычайно выразительное... Он был светлый блондин, волосы у него были курчавые и никогда не причесанные... В глазах его видна была светлая мысль, а на устах постоянно мелькала грустно-саркастическая улыбка. Когда же на него находили веселые минуты, он говорил увлекательно и с особенным воодушевлением".
И хотя Михаил Васильевич тяготился службой, писать стихи и публиковаться в журналах продолжал.
ПРОЩАНЬЕ КАЗАКА
С нежным верности обетом
Обойми меня, мой друг,
Я заутра, дня с рассветом,
Покидаю мирный луг!
Во своём гордясь убранстве,
Быстрый конь мой, вороной,
Землю бьёт в непостоянстве
И зовёт лететь на бой!
Опенёнными браздами
Он звучащий, в чуждый край
Понесёт на брань с врагами,
С Дона мигом на Дунай!
Там калёны вражьи стрелы,
Крови жаждущий булат,
Там неверных стран пределы
Смертью страшной мне грозят!
Там слетится с сопостатом
Сил изведать твой донец,
На коне своём крылатом
Встретить славу иль конец!
********
К ЛИЛЕ
Что ты печальна, милая Лила,
В скуке, в безмолвье горьком сидишь,
К персям прелестны очи склонила
И по ланитам слезы струишь?
Более сердца не восхищаешь
Ангельским гласом песни твоей,
Тихо поникнув, все воздыхаешь,
Кроешься даже взора друзей!
Гряды любимы зрю без призора,
Арфу покрыту вижу в пыли;
Вместе ль с цветами, Лила, так скоро
Вянуть печально нам на земли?
Верного ль друга скрыла могила, -
Воли небесной не пременишь;
В злобе ль покинул? Плачь, плачь, о Лила!
Раны толь лютой не исцелишь!
********
Однако, Милонов даже более был известен как поэт-сатирик. Его произведения продолжали лучшие традиции жанра стихотворной обличительной сатиры XVIII века. Милонов негодует против социальной несправедливости, обличает вельмож-временщиков, высмеивает негативные стороны и нравы дворянского общества. Характерной особенностью милоновских сатирических произведений является их узнаваемость.
Царя коварный льстец, вельможа
напыщенный,
В сердечной глубине таящий
злобы яд,
Не доблестьми души, пронырством
вознесенный...
Ты мещешь на меня с презрением
твой взгляд!
Эту знаменитую сатиру «К Рубеллию» современники воспринимали как направленную против графа Аракчеева.
Противопоставляя себя мечтательному романтизму Жуковского, он писал:
Жуковский, не забудь Милонова ты вечно,
Который говорит тебе чистосердечно,
Что начал чепуху ты врать уж не путем.
Итак, останемся мы каждый при своем —
С галиматьею ты, а я с парнасским жалом,
Зовись ты Шиллером, зовусь я Ювеналом;
Потомство судит нас, а не твои друзья,
А Блудов, кажется, меж нами не судья.
3 сентября 1818
Его служебная карьера в Петербурге продолжалась недолго. В 1818 году Милонову предложили выйти в отставку за "излишнее служение Вакху", как в те времена в дворянских кругах в шутку называли чрезмерное пристрастие к алкоголю. Да и службой он откровенно манкировал.
Жил то в Задонске, то в Петербурге. Сильно нуждался, перебиваясь литературными заработками, так как сгорело его фамильное имение.
Разлад с окружающей действительностью и спиртное стали причиной нищеты и ранней смерти Михаила Милонова. Он ушёл из жизни 17 октября 1821 года 29 лет от роду.
Многие произведения Милонова после его смерти так и остались в рукописях. Его политические и литературные эпиграммы, в большом числе расходившиеся по рукам, в значительной степени утрачены как, например, поэма «Сотворение мира». Кроме сатирических стихотворений, Михаил Милонов писал элегии, послания, переводил Шиллера и других поэтов.
Творчество Милонова высоко ценили современники. Рылеев отозвался о нем емко и выразительно: «Милонов – бич пороков». «Истинным поэтом» называли его В.Г. Белинский и П.А. Плетнев. П.А. Вяземский отмечал, что Милонов «рано обратил общее внимание на свои поэтические опыты» и «стихотворец... был замечательный».
ДОГОВОР СО СМЕРТЬЮ
К друзьям моим
(отрывки)
Так, други, умереть нам должно,
В конце ль, в начале наших дней,
Предвидеть смерти невозможно,
Ни защитить себя от ней.
<…>
О смерть! разяща без разбора, –
Так стал бы я ее молить, –
Отсрочь, не приходи так скоро
Мой тесный угол навестить;
Мне двадцать лет – немногим боле,
Дай столько же еще желать,
А там в твоей уж будет воле;
Но ране тяжко умирать.
<…>
Ко мне ж, увидя вход нескрытый,
Послом не возвещай приход,
Я сам, хозяин старобытный,
С тобою встречусь у ворот;
Друг другу мы – поклон учтиво!
Не будет спора между нас;
Вопрос, ответ, все торопливо:
«Готовы ль вы?» – «Готов, сейчас».
<…>
Дорогие мои читатели! Готовясь к очередной беседе в наших клубах "Выразительное чтение" и "Любимые поэты", что функционируют в ЦМД "Жулебино", в первую очередь, я сама узнаю позабытые имена и судьбы прекрасных наших поэтов и литераторов прошлого и позапрошлого веков. И каждый раз с огорчением сознаю, как же мало мы знаем и помним из истории нашей великой литературы. Забытые имена ПОЭТОВ нужно восстанавливать, вспоминать, а их творчество изучать и осмысливать. Каждое имя - это как драгоценный камень в сокровищнице русской литературы. Если вы согласны со мной, кликните на значок 👍 в конце статьи.
Сегодня мы вспомнили поэта Михаила Васильевича Милонова.
Могу предложить несколько других публикаций о поэтах:
#поэт Михаил Васильевич Милонов #русская поэзия #поэты Золотого века #забытые имена русских поэтов