Самое известное стихотворение Якова Полонского «Мой костёр» («Песня цыганки») – песня, которая не забыта и в ХХI веке. Она стала настоящей народной песней, романтической и всем понятной:
«Мой костёр»
Мой костёр в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.
Ночь пройдёт – и спозаранок
В степь далёко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.
На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:
Как концы её, с тобою
Мы сходились в эти дни.
Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?
Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!
Мой костёр в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.
1853 год.
Яков Полонский стал одним из главных поэтов непоэтического времени, которое последовало после гибели Лермонтова… Считалось, что стихотворцы более или менее уныло повторяют пушкинские прописи. Пишут гладко, но тускло.
Властителями дум и даже главными поэтами того времени считались прозаики. Иногда именно их – как Тургенева и Льва Толстого – даже называли Поэтами с большой буквы.
Однако, именно в ту пору стихи Якова Полонского входили в круг чтения каждой интеллигентной семьи. Его печатала "Нива", подборка которой была в каждом читающем доме, его сочинения издавались в приложении к "Ниве" по подписке; его стихи входили в хрестоматии для детского и юношеского чтения...
Его обвиняли в некоторой отстранённости от жизни страны, в созерцательности, но многие выучивали наизусть эти стихотворные строки:
Писатель, если только он
Волна, а океан Россия,
Не может быть не возмущён,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.
Нужно отметить, что Яков Полонский не был сторонником революции, а уж тем более, террористических методов борьбы за светлое будущее. Однако, поэт написал знаменитое стихотворение «Узница» - отклик Якова Полонского на арест Веры Засулич, покушавшейся на жизнь и стрелявшей два раза в упор в петербургского градоначальника.
Что мне она! – не жена, не любовница,
И не родная мне дочь!
Так отчего ж её доля проклятая
Спать не даёт мне всю ночь!
Спать не даёт, оттого что мне грезится
Молодость в душной тюрьме,
Вижу я – своды… окно за решёткою,
Койку в сырой полутьме…
С койки глядят лихорадочно-знойные
Очи без мысли и слёз,
С койки висят чуть не до полу тёмные
Космы тяжёлых волос.
Не шевелятся ни губы, ни бледные
Руки на бледной груди,
Слабо прижатые к сердцу без трепета
И без надежд впереди…
Что мне она! – не жена, не любовница,
И не родная мне дочь!
Так отчего ж её образ страдальческий
Спать не даёт мне всю ночь!
1878 год
Обратите внимание, поэт не романтизирует террористку, не возводит её поступок в ранг героического. Его гнетут мысли о дальнейшей судьбе юной девушки "без надежд впереди", и поэтому "её образ страдальческий" не даёт поэту уснуть всю ночь.
Прекрасное стихотворение! Такие простые слова зрительно выстраивают картину не только тюремного застенка, но гнетущего состояния безысходности молодой узницы.
Здесь хотелось бы в качестве небольшого отступления несколько слов сказать о Вере Засулич.
Родилась в обедневшей польской дворянской семье. Отец отставной офицер. Вначале народница-террористка, затем одна из первых российских социал-демократов.
По воспоминаниям Льва Тихомирова, русского общественного деятеля, в молодости – народовольца: «Вера Засулич была по внешности чистокровная нигилистка, грязная, не чёсаная, ходила вечно оборванной, в истерзанных башмаках, а то и вовсе босиком.
Но душа у неё была золотая, чистая и светлая, на редкость искренняя. Засулич обладала и хорошим умом, не то чтобы выдающимся, но здоровым, самостоятельным. Она много читала, и общение с ней было очень привлекательно».
Судебный процесс и оправдание Засулич вызвало бурное одобрение со стороны либеральных и осуждение консервативных кругов российского общества. И поэт Яков Полонский отреагировал именно как поэт - стихами.
Мало кому из заметных русских поэтов XIX века довелось прожить столь долго – 78 лет.
Поэт родился 18 декабря 1819 года в Рязани. Его отец, Полонский Петр Григорьевич, происходил из обедневшего дворянского рода, был чиновником-интендантом, состоял на канцелярской службе у городского генерал-губернатора.
Мама, Наталья Яковлевна, принадлежала древнему русскому дворянскому роду Кафтыревых, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием семерых детей. Она была очень образованной женщиной, любила читать и записывать в тетрадки романсы, песни и стихи.
Поначалу маленький Яша, первенец семьи Полонских, обучался на дому, образовательный процесс чутко контролировала его мама. Когда юноше исполнилось тринадцать, Наталья Яковлевна скончалась, и вскоре после этого отец получил назначение по службе в другой город. Детей забрали к себе родственники матери.
Якова определили в мужскую гимназию, которая в те годы являлась культурным центром Рязани.
Рифмованием тогда занимался едва ли не каждый гимназист. Полонский не отставал от сверстников, сочиняя собственные поэтические произведения. Вдохновение юный поэт черпал в стихах Александра Пушкина и Владимира Бенедиктова, находившихся в зените славы.
В конце 1830-х Рязань посетил будущий император Александр II. Его принимали в мужской гимназии, руководство которой постаралось организовать ему наилучшую встречу. Полонскому поручили написать приветственные стихи, и молодой поэт справился с этой задачей блестяще.
Сопровождавший престолонаследника поэт Жуковский, автор слов российского гимна, отметил несомненный талант юноши, чем воодушевил начинающего поэта. После отъезда гостей руководитель гимназии вручил Якову ценный подарок от маститого литератора – настоящие золотые часы.
Окончив гимназию поступил в университет, где обучался на юридическом факультете. В финансовом плане Яков очень нуждался, нередко подрабатывал репетиторством.
В студенческие годы Полонский познакомился с такими выдающимися литературными деятелями, как А.А. Фет, П.Я. Чаадаев. В это же время произошло его знакомство с Иваном Тургеневым, дружеские отношения с которым продлились до смерти последнего.
В1840 году в «Отечественных записках» Полонский опубликовал своё первое стихотворение. Читающая публика познакомилась с молодым поэтом.
Однако скудные гонорары не могли улучшить финансовое положение Якова Полонского. С помощью знакомых молодой человек получил хорошую должность в одесском таможенном ведомстве, что позволило избавиться от вечной проблемы нехватки денег.
Через два года Яков перебрался в Тифлис, там ему предложили место канцелярского служащего у графа Воронцова. У кавказского наместника Полонский проработал около пяти лет, и за это время получил массу незабываемых впечатлений. Здесь поэт познакомился с колоритными горцами, их обычаями и традициями, которые сильно повлияли на все его дальнейшее творчество. Именно в период работы на Кавказе автор создал свои самые значимые произведения, сделавшие его знаменитым на всю Россию.
1
Не князь, красавец молодой,
Внук иверских царей,
Был сокровенною мечтой
Ее цветущих дней.
Не вождь грузинских удальцов —
Гроза соседних гор —
Признаньем вынудил ее
Потупить ясный взор.
Не там, где слышат валуны
Плеск Алазанских струй (1),
Впервые прозвучал ее
Заветный поцелуй.
Нет, зацвела ее любовь
И расцвела печаль
В том жарком городе, где нам
Прошедшего не жаль...
Где грезится сазандарам
Святая старина,
Где часто музыка слышна
И веют знамена.
6.
Но не скрипучая арба
Ввезла его в Тифлис, —
Нет, осторожно между гор,
Ущелий и стремнин
Шесть траурных коней везли
Парадный балдахин;
Сопровождали гроб его
Лавровые венки,
И пушки жерлами назад,
И пики, и штыки;
Дымились факелы, и гул
Колес был эхом гор,
И память вечную о нем
Пел многолюдный хор...
И я пошла его встречать,
И весь Тифлис со мной
К заставе эриванской шел
Растроганной толпой.
На кровлях плакали, когда
Без чувств упала я...
О, для чего пережила
Его любовь моя!
Такой простой, непринужденный, напевный строй стиха, а как потрясают душу эти простые строки!
В конце 1858 года Полонский вернулся в Петербург и начал работу в «Русском слове».
В 1860 году поступил на службу в Комитет иностранной цензуры на должность секретаря. С 1863 года занял в этом же комитете пост младшего цензора, проработал на одном месте до 1896 года. Эта должность давала возможность работать на дому, что позволяло Якову Полонскому много времени уделять занятиям творчеством.
В 1897 году Якова Петровича назначили членом Совета главного управления по делам печати.
Его первый брак был счастливым, но коротким - с красавицей, дочерью старосты русской церкви в Париже и француженки Еленой Устюжской. Они обвенчались в 1858.
В 1860-м ее не стало, еще раньше умер их 6-месячный сын.
И рассудок, и сердце, и память губя,
Я недаром так жарко целую тебя —
Я целую тебя и за ту, перед кем
Я таил мои страсти — был робок и нем,
И за ту, что меня обожгла без огня
И смеялась, и долго терзала меня,
И за ту, чья любовь мне была бы щитом,
Да, убитая, спит под могильным крестом.
Все, что в сердце моем загоралось для них,
Догорая, пусть гаснет в объятьях твоих.
1863 г.
Второй женой стала скульптор Жозефина Рюльманн, впоследствии автор памятника Ивану Тургеневу на его могиле на Волковском кладбище.
Пора… Прости! Никто не ведал
Глубоких тайн моих страстей,
И никому я права не дал
Заплакать на груди моей.
Любви прекрасным упованьям
Рассудком положа предел,
Страдая сам, твоим страданьям
Я отозваться не хотел.
Искал я счастья, но поверить
Не смел я счастью своему;
Мне было легче лицемерить,
Чем верить сердцу твоему.
В Петербурге той поры было множество литературно-художественных салонов. В гостеприимном и радушном доме Полонских на вечерах собиралось разнообразное общество, царила весьма демократичная атмосфера. Собрания посещали представители высшей бюрократии (Вышнеградский, Победоносцев, Витте), столичная художественная интеллигенция – литераторы и артисты (Лесков, Гончаров, Гаршин, Тургенев, Достоевский, Горбунов, Савина), художники (Айвазовский, Верещагин, Репин, Каразин), музыканты (Антон Рубинштейн, Синягина-Блюменфельд и др.).
Поэзия Якова Полонского была по достоинству оценена современниками. Лучшими в его творчестве критики называли лирические произведения. Тургенев писал, что на «свободной образности языка» Полонского «лежит отблеск пушкинского изящества <…> любезной честности и правдивости впечатлений». Достоевский добавлял, что в его стихах отразилась «щемящая поэзия русской жизни».
Юные поэты, вошедшие в последствии в Серебряный век русской поэзии, учились на стихах Якова Полонского. Поэтическое творчество Полонского оказало огромное влияние на поэтов Серебряного века и даже, по мнению некоторых литературоведов, явилось предтечей символизма. Без поэзии Якова Полонского русская литература не была бы столь многоцветной и многогранной.
Больше всего из своих стихов Полонский любил изумительный и по смыслу, и по музыке "Колокольчик", написанный в 1854 году. Но о чем оно? Всего лишь о том, как девушка ждет своего любимого в горнице, и эта горница то светла и прекрасна, то "тесна и темна".
Улеглася метелица… путь озарен…
Ночь глядит миллионами тусклых очей…
Погружай меня в сон, колокольчика звон!
Выноси меня, тройка усталых коней!
Мутный дым облаков и холодная даль
Начинают яснеть; белый призрак луны
Смотрит в душу мою — и былую печаль
Наряжает в забытые сны.
То вдруг слышится мне — страстный голос поет,
С колокольчиком дружно звеня:
«Ах, когда-то, когда-то мой милый придет —
Отдохнуть на груди у меня!
У меня ли не жизнь!.. чуть заря на стекле
Начинает лучами с морозом играть,
Самовар мой кипит на дубовом столе,
И трещит моя печь, озаряя в угле,
За цветной занавеской кровать!..
У меня ли не жизнь!.. ночью ль ставень открыт,
По стене бродит месяца луч золотой,
Забушует ли вьюга — лампада горит,
И, когда я дремлю, мое сердце не спит
Все по нем изнывая тоской».
То вдруг слышится мне, тот же голос поет,
С колокольчиком грустно звеня:
«Где-то старый мой друг?.. Я боюсь, он войдет
И, ласкаясь, обнимет меня!
Что за жизнь у меня! и тесна, и темна,
И скучна моя горница; дует в окно.
За окошком растет только вишня одна,
Да и та за промерзлым стеклом не видна
И, быть может, погибла давно!..
Что за жизнь!.. полинял пестрый полога цвет,
Я больная брожу и не еду к родным,
Побранить меня некому — милого нет,
Лишь старуха ворчит, как приходит сосед,
Оттого, что мне весело с ним!..»
Из обширного стихотворного наследия поэта наибольшую известность приобрели произведения, ставшие романсами и песнями. Простота стихотворного языка и музыкальность привлекали музыкантов к его творчеству, напевность стихотворений Якова Полонского способствовала появлению романсов и песен. Всего на стихи Полонского создано 128 ( ! ) музыкальных произведений.
Согласно духовному завещанию Якова Петровича похоронили в Ольговом монастыре под Рязанью. Однако в 1958 году его прах перезахоронили на территории Рязанского кремля, отдав дань уважения и почитания великому сыну земли Рязанской.
Благодарю всех, кто дочитал эту публикацию до конца. Мне хотелось, чтобы мы знали и помнили наших замечательных Поэтов, среди которых Яков Петрович Полонский занимает достойное место.
У меня три просьбы к моим читателям:
подписаться, поставить лайк, оставить свой комментарий.
До новых встреч!
#поэт Яков Полонский