Учитывая условия жизни и быта детей в интернатном учреждении, необходимо отдать предпочтение самостоятельной двигательной деятельности, дающей возможность свободного выбора её содержания, а также партнёра для общения.
Именно в ней формируются многие жизненно важные навыки самостоятельности, содержательного межличностного общения, потребности занятости и, что особенно важно, игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Создаются условия, при которых дошкольники могут самостоятельно выполнить несколько физических упражнений после сна, найти интересное занятие с физкультурным и игровым оборудованием, организовать подвижную игру со сверстниками.
Необходимо научить их пользоваться физкультурным инвентарём, ухаживать за ним по собственной инициативе. В распорядке дня для этих целей выделяется специальное время. Обоснованием приоритетности самостоятельной двигательной деятельности среди других форм организации физического воспитания в условиях детского дома являются следующие общепризнанные научные положения:
- удовлетворение потребности организма в движении положительно влияет на здоровье и развитие ребёнка. Важно обеспечить индивидуальные запросы и возможности детей в количестве, темпе, выборе предпочитаемых движений и общения в процессе двигательной деятельности, которая по собственному желанию ребёнка может оказать существенное положительное воздействие как на двигательный режим в целом, так и на решение задач индивидуализации физического воспитания;
- овладение движениями осуществляется в процессе самостоятельной деятельности и при обучении на занятиях. Практика показывает, что довольно часто дети, овладевшие какими-либо движениями на занятиях, не проявляют к ним интереса и не используют в повседневной жизни. Однако только те знания могут считаться усвоенными, которые ребёнок использует в своей практической деятельности. Следовательно, исключительно важно помочь ему не только овладеть тем или иным движением, но и сформировать умение последующей его экстраполяции в различные виды и формы деятельности и, прежде всего, — в самостоятельную;
- общение детей происходит в различных видах деятельности. Полноценное общение в двигательной деятельности возможно только при наличии определённого двигательного опыта, который приобретается при многократном тренинге в разнородной физкультурно-игровой среде;
- чувство «мышечной радости» при самостоятельном овладении движением является важным слагаемым психологического комфорта, повышает эмоциональный тонус ребёнка, снимает стрессовые состояния.
Одним из средств полноценного развития детей в депривационных условиях принято считать тренинги на развитие органов чувств, формирование и закрепление навыков общения, поведения. По такому же принципу можно разрабатывать и двигательные тренинги, важность которых несомненна. Известно, что движения — это конечное выражение психического акта. Они, с одной стороны, отражают состояние психики, с другой — влияют на неё. Принимая позу-положение в игре, ребёнок проецирует в ней своё психоэмоциональное состояние.
Следовательно, важно вооружить его необходимым разнообразием поз, корректирующих, совершенствующих и оптимизирующих психоэмоциональное состояние. Самостоятельные упражнения-тренинги не только обеспечивают ребёнку полную свободу деятельности, но и дают возможность активного опосредованного влияния взрослого через создание условий для таких упражнений, они не исключают, а дополняют арсенал воспитательных средств. У детей появляется возможность вспомнить и применить знакомые движения в различных ситуациях, поупражняться в их выполнении с разными пособиями, перед сверстником или вместе с ним и т.д.
Приобретение умения экстраполировать свой двигательный опыт способствует обогащению не только содержания межличностного общения и игр, но и окажется ценным для саморазвития детей. Важно в ходе самостоятельных занятий-тренингов создать мотивации и условия, стимулирующие их реализацию: выделить время, обеспечить достаточные площади, необходимый физкультурный инвентарь и, естественно, умело организовать процесс.
На основе этих положений нами была разработана и опробована методика проведения самостоятельных занятий-тренингов. В физкультурном зале или групповой комнате освобождается достаточно большая площадь для движений, подготавливается физкультурный инвентарь. Дети приходят туда в облегчённой одежде, удобной обуви.
Опытным путём установлено, что целесообразно использовать простые, хорошо знакомые детям пособия, например, мячи, обручи, скакалки на каждого. Мы убедились, что большое разнообразие пособий, как правило, отвлекает внимание детей, затрудняет выбор. Физкультурные пособия размещаются таким образом, чтобы не ограничивалось пространство для движений и ребёнок имел возможность свободного доступа к ним (например, обручи раскладываются в ряд вдоль одной стены, мячи — вдоль другой, скакалки — третьей).
Большое внимание в начале каждого занятия-тренинга уделяется мотивации двигательной деятельности воспитанников детского дома, главным образом, через целевую установку.
На первом занятии объясняется сущность предстоящей деятельности, примерно, следующим образом: «Посмотрите, какие физкультурные пособия у нас имеются. Выбирайте любое и выполняйте с ним те движения, которые вам нравятся. Если захотите взять другое пособие, то положите на место тот предмет, с которым играли. Главное, постарайтесь выполнить все движения, которые знаете. Можно выполнять их вдвоём, втроём».
В дальнейшем обогащение мотивации связывается с овладением новыми движениями, экстраполяцией «знакомого» в «практическое», двигательным творчеством, осознанием своих двигательных возможностей, интересов, самооценкой, межличностным общением и др. Каждое новое занятие-тренинг начинается с целевой установки педагога, например, так: «Вспомните движения, которые мы выполняли на физкультурном занятии (во время прогулки, на физкультурном празднике, на занятии по математике и т.д.).
Выполните те, которые у вас получаются лучше всего (или пока не получаются). Придумайте как можно больше движений с мячом (обручем, скакалкой). Попробуйте выполнить какое-нибудь движение с несколькими пособиями. Постройте дорожку для разных движений; подумайте, как можно выполнить их вдвоём. Придумайте подарок-движение для друга, расскажите, какие движения вам хотелось бы сегодня выполнить» и т.д.
Воспитатель не оказывает прямого влияния на деятельность детей, а лишь наблюдает за ними, чтобы получить необходимую информацию о каждом.
В конце занятия-тренинга периодически отводится 1—2 минуты для рефлексии: кто чему научился, что было интересным, наиболее сложным и особенно — «каким я был». Длительность ежедневных занятий-тренингов устанавливается в пределах 15 минут — после дневного сна или в вечернее время. Наш опыт показал, что такие занятия в течение всего трёх месяцев положительно сказываются на двигательных умениях детей, способствуют обогащению содержания общения и двигательного опыта, улучшению эмоционального состояния, инициируют межличностные контакты.</span>
Как показал опыт, самостоятельные занятия-тренинги являются эффективной формой работы с дошкольниками и должны быть включены в систему физического воспитания детского дома, так как способствуют:
- оптимизации двигательного режима в целом;
- совершенствованию двигательных навыков и обогащению двигательного опыта детей;
- формированию и закреплению умений экстраполяции освоенных движений в самостоятельную деятельность и осознанному поиску новых;
- повышению положительного эмоционального состояния и контактов в межличностном общении.
Следует отметить то, что самостоятельные занятия-тренинги создают условия для общения со сверстниками. Их можно с полной уверенностью отнести к «антидепривационным» воспитательным средствам.