Недавно в России отмечали два праздника, празднования каких в своей дихотомии обладают чертами ритуала комплементарного. 23 февраля (день образования РККА-день защитника отечества) стал в народном восприятии эдаким "днём мужчин" (т.е. тем, что по идее отмечается 19 ноября). Занятно, что 8 марта не имеет никакой этатисткой привязки (в наше время выглядит упущением). А ведь в России не отмечается ничего, связанного с понятием "родины"
Вы когда-нибудь задумывались, есть ли между ними разница? Мне представляется, что есть, как между немецкими Mutterland, "материнская земля", и Vaterland, "отцовская земля". С бронзового века в европейских обществах существовал принцип наследования по матери, фундаментальный механизм которого римское право запечатлело в формуле "Meter semper certa est, pater semper incertus" ("Мать всегда известна, отец всегда сомнителен").
"Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю; Ведать о том, кто отец наш, наверное нам невозможно", - отвечает Телемах на вопрос, приходится ли он сыном Одиссею (I, 215-216). Вергилий, перечисляя участников шествия, встретившегося ему в царстве мёртвых, указывает только матерей и мужчин ("Matres atque viri" Георгики. IV, 475), ничего не говоря об отцах в сверхматериальном мире мёртвых (Шервинский этот тонкий момент не воспринял, вот и выдал: " Матери шли и отцы").
В римских религиозных представлениях, перешедших потом в правовые категории, отцовство - исключительно духовный феномен. "Отец - это тот, кто указан в свидетельстве", - гласит ещё одна римская юридическая максима. От кого бы ни зачала замужняя женщина, отцом будет её муж, от кого бы ни зачала незамужняя - отцом будет её отец (здесь важен не биологический аспект, а в семье какого pater familias он был рождён на свет; преступление прелюбодеяния и наказание за него опустим, в нашей логической цепочке оно не столь важно). Короче, примеров подобного воззрения в письменных источниках ещё вагон и тележка
Не всякий обычай находит своё отражение в праве, но всякое право накладывает отпечаток на обычаи. А наше континентально-европейское право, (в массе своей) принадлежа к наполеоновской правовой семье, берёт начало в римском.
Выходит, что родина - это место рождения, граждансво по jure solis aut sanguinis. Родина - это то, что не выбирается. Отечество - это выбор, выраженное обоюдное соглашение государства и индивида, где последний должен разделять ценности первого. Вот так и получается, что родина есть и от неё никуда не деться, а слово "отечество" вызывает задумчивую ухмылку, ибо, должен признать, его у меня нет.
Иван САХАРОК