Найти тему

Упражнения по теме «Неопределённые местоимения в рассказах Андрея Платонова»

Оглавление

В рассказах Андрея Платонова встречается очень много неопределённых местоимений. Я решила на основе этих произведений сделать упражнения для шестиклассников.

Упражнение 1

Найдите в предложениях неопределённые местоимения, подчеркните их как члены предложения, определите их падеж.

1. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек: днём он спал, а ночью выходил наружу и ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.

2. Вода в колодце вдруг замутилась, и оттуда кто-то чавкнул пастью.

3. У коровы был телёнок — бычок; он вчерашний день подавился чем-то...

4. Свет от него вдруг поднялся в воздух, фонарь взял в руки какой-то человек.

5. Усталый голодный крестьянин много раз лютовал, дико работал, но силы пустыни его сломили, и он пал духом, ожидая либо чьей-то чудесной помощи, либо переселения на мокрые северные земли.

6. Он всегда занимался тайнами машин, надеясь посредством механизмов преобразовать весь мир для блага и наслаждения человечества или ещё для чего-то.

7. ...Слабые голоса каких-то ничтожных птиц напевали последние, дремлющие песни...

8. ...Некоторые машины мощно сифонили, подымая пар для поездки, другие спускали пар, остужаясь под промывку.

9. Отец спал в кухне, на сундуке, вполне одетый, даже в толстом, зимнем пиджаке и в шапке со значком паровоза: он ожидал внезапного вызова либо какой-то всеобщей технической аварии...

Упражнение 2

Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. Никита поднялся в страхе, что везде кто (то) живёт и отовсюду гл...дят (на) ...его чужие глаза, а кто (не) вид...т его, тот хочет выйти (к) ...ему (из) под земли, из норы, из ч...рной застрехи сарая.

2. Мать услышала, что кто (то) кр...чит из горы, но (не) узнала голоса св...его сына.

3. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто (то) см...трел (на) ...его, и он (не) хотел обид...ть Дашу м...лчанием.

4. Она увидела с...ление в (не) сколько десятков дворов, каме(н/нн)ую земскую школу и редкий кустарник — шелюгу у глубоких колодц...в.

5. В округе (к) ...ей отн...слись сочу...ственно, но (кое) с чем (не) согл...сились.

6. Но кочевники почему-то зап...здали: они должны быть поближе к в...сне, когда ещё была (кое) какая р...стительность.

7. Может быть, кто (нибудь) видел его и знает что́!

8. Ей (не) х...телось тратить время на что (нибудь)...

9. Музыкант был ещё мал, он ещё (не) выбрал изо всего мира что (нибудь) единстве(н/нн)ое для вечной любви, его сер...це билось пустым и свободным...

10. К подругам и зн...комым она и...ти (не) хотела, ей было чего (то) стыдно перед всеми людьми...

11. Молодой человек хотел ещё что (то) ск...зать, но ст...рик передал ч...модан Фросе и уш...л в сторону, в депо.

12. Фрося, дай мне из печки чего (нибудь) пож...вать, а то как бы м...ня ноч...ю (не) вызвали ехать…

Файл для распечатки с ответами вы можете найти здесь.

Для урока по теме "Неопределённые местоимения. Правописание неопределённых местоимений" у нас также есть презентация. Её можно найти здесь. А ниже - примеры слайдов и описание.

В презентации 29 слайдов В ней содержатся следующие темы:

1. Значение и словообразование неопределённых местоимений.

2. Особенности склонения и синтаксическая роль неопределённых местоимений.

3. Слитное, дефисное и раздельное написание неопределенных местоимений.

В презентацию заложена методика проведения урока. Она включает в себя все основные этапы: создание проблемной ситуации, целеполагание, актуализацию знаний, открытие новых знаний, первичное закрепление изученного, подведение итогов. В презентации есть теория, представленная в форме таблиц, коротких правил. Даны задания для первичного закрепления, а также ответы для самопроверки.

Фирменный яркий дизайн привлекает шестиклассников и помогает им сконцентрироваться на содержании.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.