Мои дети "неудобные". Меня постоянно вызывали в школу и жалуются в саду. Каждый раз мне приходится вступать в дискуссии, отстаивать своих детей и вежливо объяснять, что, конечно, же учителю больше нравятся удобные дети, но ломать своих я не буду. И только понимание, что такие характеры моих детей принесут им в жизни только плюсы, меня греют, наполняют силами и я снова иду в новый день, в новый "бой")))
Бытует мнение, что "неудобные" дети - это про нарушение развития ребёнка. Однако, скажу по опыту, такие дети часто развиваются вперёд паровоза.
Многие считают, что родителям таких детей приходится прикладывать кучу усилий чтобы ребёнок освоил гигиену, этикет, правила поведения и осваивал учебный материал. Да, "неудобные" дети требуют огромного ресурса. Но им нужно объяснять, а не приказывать. Нужно уметь вежливо и уважительно с ними разговаривать. Нужно завоевать свой авторитет, и тогда ему не будет всё равно на объяснения взрослого.
Кто-то говорит, что "неудобный" ребёнок будет постоянно проверять границы дозволенного, заставляя при этом дёргаться правый глаз мамы. Есть доля правды, но нужно заранее установить эти разумные границы и не давать слабину. Не требовать чего-то в моменте. Во всём должна быть закономерность. Ребёнок должен понимать, почему надо именно так.
И ещё одно. "Неудобного" ребёнка нужно научить, как правильно выводить злость. Впрочем, как и удобного))) Да и самим бы не мешало научиться. Злость - это эмоция, которая должна выходить, а не копиться внутри.
"Пока мой ребенок ещё не родился, я всё время смотрела на незнакомых родителей на улице (и на друзей с детьми) и думала – вот это да, как по-разному, оказывается, бывает.
Там, где один ребенок орет и колотит в дверь кулаками, другой вежливо просит у мамы открыть дверь, а получив отказ – молча стоит в сторонке.
Там, где один ребенок ровно сидит за столом и аккуратно ест обед, другой вертится на месте, выскакивает из-за стола, никогда не доедает и вообще просит приготовить что-нибудь другое.
Там, где один легко переносит поход в шумные гости и общается с компанией малознакомых людей, другой обхватывает мамины ноги и прячется в дальний угол, каждые пять минут повторяя «Пойдем домой!».
Там, где один идёт быстро, другой останавливается на каждом шагу, чтобы поковыряться в сугробе или подобрать пивную крышку.
Там, где один засыпает сам и в любом месте, другого нужно обязательно укладывать дома, под одним и тем же одеялом, с одной и той же игрушкой под боком.
Там, где один сразу находит общий язык с другими ребятами, другой стоит в стороне и машет кулаками, и не хочет делиться игрушками.
С одним бывает – удобно, с другим – неудобно от слова «совсем».
Вообще-то, я очень хотела, чтобы мой ребенок был удобным. Все этого немножко хотят, верно? Был бы он таким, как я в детстве - веселым, спокойным, тихим и послушным – так, чтобы можно было везде ходить вместе, делать мои взрослые дела и не тратить по сорок минут на истерику из-за того, что мороженое купили не того цвета. Нужно доесть? Значит, доедай. Нужно прекратить игру? Значит, собирай игрушки. Нужно во всем соглашаться с взрослыми? Значит, никаких «но» – «нет слова не хочу, есть слово надо».
Но дети вносят в родительские ожидания серьезные коррективы. У меня "неудобный" дети. И старший, которому уже 20, и младший, которому сейчас 7..
Каждый день, когда я преодолеваю лавину сопротивления с его стороны (мощь стихии типичная для его возраста), я спрашиваю себя: "Хочет он быть «вежливым» или хочет быть собой? Хочет он быть «послушным» или быть живым?"
Невозможно быть удобным для всех и всегда. Не нужно и даже вредно.
Поэтому я исключила из нашего общения слова «послушный/непослушный мальчик». Я, честно говоря, боюсь, как бы мой сын ненароком не стал послушным.
Но это не значит, что я его не воспитываю. Ещё как воспитываю. Останавливаю поведение, которое меня разочаровывает и сердит? – Да. Не одобряю небезопасные или недопустимые поступки? – Пожалуй. Не реагирую на агрессивные способы добиться своего? – Именно так. Границы в общении и поведении, которые я не разрешаю своему сыну нарушать – они безусловно есть.
Но близкое общение с другим человеком (и не только с ребенком) не всегда бывает удобным.
Этому и нужно учиться друг у друга: слушать, слышать, договариваться, идти на компромисс.
А вот беспрекословное следование инструкциям – это не главная ценность воспитания (я бы сказала, это не ценность вообще).
Пусть спорит и учится отстаивать своё мнение. Пусть не ходит тихо хвостиком, пока я занимаюсь делами. Пусть говорит «нет», «не хочу», «дай». Дорогие родители "неудобных" детей, просто подумайте. Если ребенок проверяет вас на прочность, значит ваши отношения в порядке.
Если ребенок настойчиво и открыто заявляет о своих желаниях, выражает свою злость и обиду, значит он вам доверяет. Значит он уверен в том, что вы его услышите, примите и не отвергните лишь потому, что у него неудобные чувства и желания"
Мария Рожкова
Ну и вишенка на торте. Именно из "неудобных" детей вырастают люди со своим мнением, с твердым стержнем. Именно такие люди обладают лидерскими качествами и осваивают амбициозные профессии. Именно они не поддаются стадному эффекту. Так пусть лучше он будет "неудобным" ребенком сейчас, чтобы потом уметь отказывать, проявлять инициативу и обозначать свои границы. Пусть будет «непослушным» вместо того, чтобы без возражений следовать указаниям других людей.
P.S. А ещё, такие дети не способны на подлость. Их видно насквозь. Как на рентгене. Они не будут лукавить или обманывать. Только правда и сразу в лоб! Без предупреждений! И это не только в детском возрасте, самое весёлое начинается в пубертате)))
Тогда как дети "удобные" и "послушные" могут иногда выдать такое!!! Ведь не зря говорят, в тихом омуте... А родители и не в курсе, чего ждать, ведь дома-то он "удобный". Всё тихо и гладко. Я сама из этой серии... Очень "удобным" ребёнком росла. А в подростковом возрасте, как выдала... Сразу, "за все разы"... За все долгие годы "удобства"... Что все вокруг поседели...