Найти тему
frocenter

Кодекс думающего человека

Кодекс думающего человека

Во все времена людям хотелось выживать. Однако это возможно только в том случае, если человек в состоянии согласовать своё выживание с выживанием других людей, в первую очередь – тех, кого он по какому-либо признаку считает близкими, от граждан своей страны до членов своей семьи. Коренные условия такого выживания продвигались в общество религиозными конфессиями в виде различного рода заповедей от лица представителей высших сил. Относятся сюда и хорошо известные десять заповедей, донесённых до людей Моисеем. Четыре из них направлены на формирование взаимоотношений с Богом, и шесть – с людьми. Прошли тысячелетия, и в наши дни эти величественные в своей разумности заповеди порой выглядят достаточно абстрактными и слишком общими в своём размытии, как и положено законам. Уточнения такого рода заповедей различных конфессий применительно к изменяющейся с веками социальной практике человека привело к созданию различных кодексов поведения, например, типа «Кодекса самурая». Но все эти кодексы откровенно назидательны и преподносятся как пусть и человеческие откровения, но «сверху». К нашим дням эволюция человека привела к необходимости самому думать о своих поступках и их последствиях. Это отражено и в существовании современных систем образования с их стандартами. Учащиеся десятого класса общеобразовательной школы посёлка Заря Ачитского района задались вопросом: «Как должен выглядеть такой кодекс самоосознания и поведения человека с позиций современного уровня цивилизации?». Вот что получилось при расположении статей такого кодекса в системе приоритетов.

1. Всё не так. Не так, как об этом говорят и думают в настоящее время окружающие люди, представляя себе мир и взаимодействия людей в нём. Менталитет и социальные институты всегда запаздывают относительно стремительного развития человеческой жизни во всех её проявлениях. Отсюда – следующая статья кодекса.

2. Осмысливать ВСЁ, в том числе – отказ от осмысления. Именно для этого эволюционно сложилась и развивается система общего образования, задуманная как фабрика формирования интеллекта всеми участниками социального процесса с целью получить возможность договариваться всем и со всеми на всех уровнях жизни для обеспечения выживания. Интеллект в дословном переводе – «понимучесть», возможность понимания, осознанного пропускания информации в себя и через себя. Отсюда –

3. Понять – значит действовать. Бездействие в требующей этого ситуации означает её непонятость. Что то же самое: действие без понимания недопустимо.

4. Сколь угодно трудно приняв осмысленное решение, неуклонно действовать в направлении его реализации. Узнать вкус помидора можно только съев его. Любые повороты при этом должны быть осмысленными и не нарушающими неуклонности достижения намеченного результата.

5. Иди и смотри. Жизнь как явление, в том числе и разумная, не имеет никакого скрытого смысла. Смысл имеет только возможность человека посмотреть в течение некоторого времени на мир, в котором он оказался в качестве системы, могущей этот мир наблюдать. Во всех сферах жизни, на всех её уровнях, во всех временах и пространствах. Любое творчество есть способ наблюдения.

6. Содержание внутреннего мира человека и его поведение есть всего лишь эволюционно сложившаяся детализация адаптационных реакций в рамках основных инстинктов. Конструируем оружие и жилища, создаём вкусные блюда, поём песни и дарим цветы, увлекаемся научным поиском – за всем этим просто стоят основные инстинкты. Эмоциональное окрашивание и его презентации есть следствие эволюционно сложившегося усложнения требований выбора нужных для выживания решений.

7. Сверхнормальное восприятие и поведение неадекватно жизненным задачам. Страсть к сверхдлинным ногам, силиконовым фигурам и перекачанным мышцам, избыточным поведенческим и материальным формам презентации сторон взаимодействия людей не имеют отношения к реальным потребностям и способам их удовлетворения.

8. Смотри на себя со стороны.Поведение человека в его представлениях и представлениях других людей могут сильно различаться вплоть до противоположности. От одежды и причёски до проявляющегося в поведении стиля мышления. Жизненный успех возможен только при взаимной согласованности этих представлений.

9. Хочешь будущее – знай и понимай прошлое для всех уровней и направлений жизни. Будущее – результат экстраполяции прошлого. Настоящее – это всего лишь граница между прошлым и будущим. Оно может быть и ещё прошлым, и уже будущим. А прошлое неизменно и устойчиво.

10. Не знаешь, что делать – сделай шаг вперёд! Это – из «Кодекса самурая». Но обязательно с учётом необходимости постоянного выполнения изложенных выше статей.

Кодексы более гибки, своевременны и осознаваемы, чем заповеди. Возможно, и этот кодекс со временем претерпит изменения и дополнения. Но уже сам факт осознания его необходимости и необходимости следования ему есть определённая гарантия устойчивости, безопасности и интересности жизни тех молодых людей, которые осмысляли его в процессе создания.