Способов мошенничества масса, но цель у них одна: лишить вас денег.
О популярных методах «честного отъема денег» и как с ними бороться расскажем в статье.
Фишинг
Попытки фишинга обычно происходят по электронной почте. Мошенники используют электронную почту, потому что адрес «От» легко подделать и создать впечатление, что электронное письмо пришло от маркетплейса, провайдера, банка, портала Госуслуг и т. д.
Кибермошенники используют принципы социальной инженерии, ведь такие письма вполне могут быть настоящими. Скорее всего, вашей первой мыслью будет: «Надо бы проверить!». Вы переходите по ссылке в письме, вводите пароль, чтобы подтвердить личность и вскоре злоумышленники получают доступ к персональным данным: банковским приложениям, электронной почте, аккаунтам в соцсетях.
Всегда тщательно проверяйте личность отправителя, особенно если он запрашивает конфиденциальную информацию. Используйте двухфакторную аутентификацию на всех ресурсах, где это возможно, обновляйте программное обеспечение и никогда не вводите личную информацию на сайтах, если вы не уверены в их легитимности.
Смишинг
Суть аферы та же — заставить человека раскрыть персональные данные, только в качестве инструмента используют не электронную почту, а текстовые сообщения. Это могут быть СМС, сообщения в мессенджерах или социальных сетях.
Злоумышленники используются всевозможные уловки, чтобы заставить человека перейти по ссылке или раскрыть конфиденциальную информацию.
Классический пример смишинга — предложение о покупке вашего товара на «Авито» или «Юле». Только почему-то общение ведется не на площадке, а в мессенджерах, а ссылка на, якобы, оформление доставки ведет на мошеннический ресурс, где вы распрощаетесь со своими деньгами.
Вишинг
«Голосовой фишинг» осуществляется посредством телефонных звонков.
Тут все зависит от фантазии злоумышленников. Это может быть и попавшая в аварию внучка, и сын сбивший кого-то на дороге, и сотрудник МВД, менеджер банка и т.д.
Задача мошенников напугать вас и заставить действовать спонтанно, вызвав панику или страх. Находясь в эмоционально нестабильном состоянии человек совершает необдуманные поступки и теряет деньги.
Еще один трюк, который используют вишеры, — «подмена телефонного номера», чтобы создать впечатление звонка с номера, который принадлежит, например, банку. Поэтому, если вам звонят с номера 900, это вовсе необязательно «СБЕР».
Деньги, потерянные в результате вишинг-атак, вернуть практически нереально, поэтому не поддавайтесь эмоциям, перепроверяйте любую информацию от кого бы она не исходила.
Как распознать фишинг, смишинг и вишинг
Какими бы коварными ни были мошенники, вы можете использовать несколько рабочих способов, чтобы избежать негативных последствий.
Дважды проверьте номер звонящего, адрес электронной почты, СМС, сообщений в мессенджерах. Возможно, номер был подделан.
Даже если номер выглядит знакомым, перезвоните вашему собеседнику и уточните детали. При звонке из банка, наберите телефон, указанный на карте.
Никогда никому не сообщайте банковскую информацию по телефону. Банку не надо запрашивать какие-либо идентификационные данные, особенно PIN-коды, CVV, или дату действия карты.
Никогда не переводите деньги на другой счет по просьбе собеседника. Банк никогда не попросит сделать это. Никаких защищенных счетов, операций под прикрытием или выяснения коррумпированного сотрудника банка. Ни при каких обстоятельствах не соглашайтесь оформлять кредиты, как бы вас не уговаривали.
Не совершайте переводов незнакомым людям, если вас просят вернуть деньги, которые перечислены по ошибке.
В общем защититься от кибержуликов не так уж и сложно, главное спокойствие и некоторая доля здоровой паранойи. Не совершайте необдуманных действий, и перепроверяйте все подозрительные письма, звонки или сообщения, это должно войти в привычку и делаться на автомате.