2,8K подписчиков

Еду в Беларусь! На Минский Тракторный завод «Беларус».

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.

Кстати, если кто захочет меня поправить, что в названии «Беларус» я пропустил мягкий знак в конце, то будет неправ, поскольку уже лет 20, как такой буквы там нет. И заводчане с гордостью отмечают, что теперь название говорит не о названии республик, а о Человеке, который её населяет.

Беларус серия 1500.
Беларус серия 1500.

Правда бытует ещё одно мнение, что в 90-х был принят закон, запрещающий использовать название государства, как торговую марку, поэтому пришлось менять название бренда. Но, это частности.

Желание попасть на завод по программе промышленного туризма появилось у меня после посещения завода БелАЗ и получения там массы положительных впечатлений. Но в этот раз я сомневался, получится ли экскурсия такой же впечатлительной.

Предыстория.

Конечно, о колесных тракторах Беларусь знали все советские люди, в том числе и я. И некоторые российские заводы, не считая тяжелых Кировцев, тоже пытались сделать свои колесные машины. Но видя преобладание Беларуси на просторах нашей страны, получалось, что эти попытки были безуспешные.

Особенно я был удивлен, когда в нулевых, путешествуя на автобусе по Кипру, увидел склад сельхозтехники под открытым небом, и в первом ряду представленных моделей оказались тракторы и тракторишки с надписями Belarus. Я был озадачен, ведь и не подозревал, что у завода в ассортименте был такой разнообразный модельный ряд. У нас-то в городе такого не увидишь! А тут даже и не в Беларуси, а на Кипре! Такая шикарная представленность.

Позже, путешествую по республике на машине, не раз видел на полях разные по размерам трактора, в том числе и огромные на 8 колесах. Неужели это тоже белорусские машины?

Да, Беларус! О 8-ми колесах. Фото с интернета.
Да, Беларус! О 8-ми колесах. Фото с интернета.

Чтобы выяснить и этот вопрос в числе остальных, сразу после планирования поездки в Минск, записался на сайте завода на экскурсию. Сделать это можно здесь.

https://belarus-tractor.com/mtz/sotsialnaya-sfera/promyshlennyy-turizm/

Я выбрал утренний сеанс в 11 часов, чтобы не разбивать день на маленькие части. И отчасти оказался прав ещё и в том, что экскурсантов в это время было меньше, чем на 13 часов.

Экскурсия начинается с заводского музея, расположенного с правой стороны от главного входа. Здесь же и собирают людей на мероприятие, тут же есть и магазин, где можно приобрести сувениры. Билет, как гражданину России, стоит 17,5 бел. руб., что на наши деньги составляет примерно 550 руб. Все цены, которые увидите на фото, умножайте на 31.

Пока группа собиралась, посмотрел модельки тракторов и футболки. Модельки большей частью пластиковые, их можно также приобрести и в игрушечных магазинах, но здесь выбор больше. А вот металлические копии, их всего 3 вида, есть только здесь, но они очень дорогие, такие - специально для коллекционеров. Футболок выбор минимальный, да ещё и размеров нет. Эх, нам бы они сделали заказ, мы бы такие принты для них разработали, что вся Беларусь носила бы эти майки, да ещё и гордилась!

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.-4

Модели и другую сувенирку можно приобрести дистанционно, не только в магазинах при заводе. Есть интернет-магазин, но не знаю, отправляют ли заказы в Россию.

Перед началом мероприятия после приобретения билета, сотрудники любезно предложили мне оставить рюкзак в камере хранения, чтобы я не таскался с ним два часа. Очень положительный момент. Фотоаппарата достаточно. Но фотографий будет много, смотрите их галерейно, друг за другом. Экскурсантов, которые приобрели билеты с участием в сборке на конвейере, снабдили дополнительно спецодеждой в виде курток.

И вот настала пора входить в музей. Сначала история завода.

История.

Она берет начало с 1939 года. Именно тогда было принято решение о строительстве крупного авиазавода по производству 300 тяжелых бомбардировщиков в год. Строительство началось в 1940 году, и должно было закончиться в ноябре 1941 года. Но Великая отечественная война внесла свои коррективы, Минск был захвачен гитлеровскими войсками. А завод три года оккупации использовался ими для ремонта транспортных самолетов. При отступлении немцы уничтожили почти половину производственных мощностей.

Но на оставшихся площадях освобожденного завода организовали окончательную сборку самолетов Як-9 из узлов, производившихся в Сибири. И до конца войны было выпущено 382 самолета. По окончанию войны цеха перепрофилировались на производство гражданской продукции.

А 29 мая 1946 года было принято Постановление Совета Министров СССР № 1142 «О строительстве Минского тракторного завода». Но первой продукцией завода, пока он ещё строился, оказался болотный плуг (1947 г.).

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.-5

В 1948 году был собран первый двигатель. И только в 1950 году начался серийный выпуск трактора КД-35.

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.-6

В 1951 году МТЗ стал выпускать трелевочные трактора для работ на лесосеке. Помните фильм «Девчата»?

Вот лесорубы работали с помощью одной из таких машин. Говорят, аналогов в мире им не было. А в условиях Сибири при полном бездорожье они себя неплохо показали.

КТ-12.
КТ-12.

Производил завод такие машины в течение 7 лет, а потом полностью переключился на создание колесных агрегатов.

Чтобы не загружать вас полной информацией о всем спектре даже первых моделей, покажу вам колесный пропашной трактор МТЗ-2, сделанный полностью на минском заводе и вышедший в серийное производство. Сделали их более 40 тысяч шт.

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.-9

Дальше больше. Но самым популярным и известным стал легендарный МТЗ-80 (по мощности двигателя в 80 л.с.), который и знают на всех континентах мира. У него было много модификаций.

МТЗ-82.
МТЗ-82.

Этот стоит на пьедестале в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии в городе Горки. На табличке написано, что "этот трактор стал одним из самых массовых в мире благодаря своей неприхотливости, простоте и надежности в эксплуатации".

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.-11

Сейчас предприятие выпускает большой спектр самых разнообразных колесных машин, отличающихся и размером и современным дизайном. Выпущено уже более 4 млн. тракторов. Сейчас на предприятии выпускается более 100 моделей тракторов и поставляется в большое количество стран мира (за всю историю порядка 120). Но, конечно же, основные потоки идут в Россию и страны СНГ. В модельном ряду завода есть и гусеничные машины, но их нигде не удалось увидеть, только на картинках.

Музей МТЗ.

Но теперь давайте пройдемся по музею. Он представляет из себя приличный по размеру зал. Здесь собраны заводские подарки, модели тракторов, оформлены стенды с историей завода и кучей информации. Смотрите фотогалерею:

Самое интересное – это, конечно же, модели разных размеров и форматов основных видов продукции за всю историю. Листайте:

А вот несколько стендов с историей завода, если интересно.

Тот самый труженик лесозаготовительного хозяйства, правда, в фильме снималась другая модель, на втором и третьем снимке вы это сможете увидеть кадры из кино.

Не на самом видном месте, а где-то в кулуарах удалось подсмотреть, что завод, всё-таки, продолжал заниматься гусеничной тематикой, в первую очередь военной, на благо советского, а затем и союзного государства. Не знал, что Панцири были сначала гусеничные…

А ещё в честь завода на небосводе названы две звезды. Я не стал уточнять подробности, поскольку не звездочет, но это зачет!

На выходе из музея есть небольшая крытая площадка с самыми знаковыми тракторами, это первые модели, 50-ка, миллионный и двухмиллионный трактора. Была такая как бы традиция, что юбилейные машины возвращались на завод для всеобщего лицезрения. Но это не получилось с трех-миллионником, потому что он был «угнан» куда-то в Германию, а четырежды миллионный агрегат ещё не выработал свой ресурс, он был выпущен в 2022 году. А на последнем фото в этом ряду наш прекрасный экскурсовод.

По дороге от музея к главному входу нас проводят по прилегающей к заводу территории, где мы можем видеть малые архитектурные формы: скульптуру грабаря (деревенский землекоп) с лошадью, работницу завода, фонтан Беларусь, памятник в виде одного из первых тракторов. Хотя это всё, а также сквер, детскую площадку можно посмотреть и потрогать и без экскурсии…

Подходим к главному входу. Он находится между двумя зданиями с башнями, очень это напоминает «Ворота Минска» у железнодорожного вокзала, что и подтвердила экскурсовод.

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.-21

Сразу за входом площадь, на которой обустроена площадка с образцами продукции, начиная от мотоблока и заканчивая самым большим трактором. Но нам немного не повезло, площадка делится на две части, и по обе стороны стоят трактора в два ряда лицом друг к другу. Но в наш поход, те машины, которые должны были быть слева, были увезены для участия в какой-то выставке. А нам достался правый ряд, но он был с солнечной стороны, поэтому лицевые части агрегатов были в теньке. Да, уж, не повезло с фото-сессией на фоне продукции…

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.-22

Тем не менее, кое-что поснимали, в большом тракторе даже разрешалось залезть в кабину, чем не преминули воспользоваться некоторые экскурсанты. Я поскромничал… Просто заснял несколько моделей, чтобы показать разнообразие модельного ряда. Как я понял, с другой стороны тракторы стояли по такому же принципу, начиная от самого малого к большому, просто всё чередовалось через одного, на каждую сторону. Самый большой восьмиколесный, видимо, уехал выставляться. Галерея здесь:

Нас повели дальше, по главной аллее завода. Как видите, здесь всё ухожено и даже полито, хотя дождя не было, погода стояла солнечная с утра. Обратите внимание, вдоль аллеи стоят такие транспаранты с фотографиями. Это лучшие сотрудники предприятия. Каждый цех/подразделение ежегодно голосует и выбирает человека года в их коллективе. Поэтому поистине народная честь быть на таком стенде представленным. Помимо этого лучший работник получает ещё и премию. И если я правильно запомнил, то транспарантов с фотографиями порядка семи десятков.

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.-24

Мы проходим мимо Механического цеха, построенного ещё в 1946 году, далее двигаемся по территории к главной цели.

Попутно смотрите, как устроены проезды между цехами. Кстати, основной грузовой транспорт здесь – трактора своего же производства. Территория, хоть и не блещет новизной, зато порядок на основных путепроводах есть точно.

И вот мы у главной цели, в самом сердце завода:

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.-27

Как раз здесь осуществляется основная крупноузловая конвейерная сборка тракторов Беларус. Пройдя сквозь подсобные помещения и лестницы совкового периода, мы попали в современный цех, где достаточно светло и чисто, а конвейер тянет остовы будущих тракторов, которые с продвижением наполняются новыми узлами и деталями.

Потихоньку двигаясь по направлению движения конвейера, мы всё это видим, как рабочие что-то ставят, крутят, навешивают. На этом этапе, как раз, и разрешили экскурсантам, оплатившим участие в сборке трактора, закрутить какие-то гайки и поставить какие-то детальки. Я-то думал, что это мелочи жизни… Но, вы бы видели с каким энтузиазмом люди это делали – ведь им дали поучаствовать в великом деле – создании машины! Особенно были рады две первые дамы, они признались, что когда-то давно работали на этом заводе, но потом уехали в Россию, а теперь вот попытались вспомнить молодость.

Мы достигаем участка сборки кабин. Я даже попытался снять видео. Единственное что понято, что кабину ставят на четыре серьезных таких штыря с резьбой, а потом закручивают серьезными такими гайками. Это как я понял. Знающие пусть поправят.

На этом временном этапе производства здесь собирали трактора красных цветов, синеньких обычных не заметили. Вообще, рабочие на конвейере, в общем-то, привычно отнеслись к появлению нас, как гостей. Но всё равно, поглядывали в нашу сторону и улыбались, если не были заняты производственным процессом.

Кстати, узнал, что средняя зарплата на заводе составляет более 2 400 руб. это порядка 75 т.р. российских. Надеюсь, что разница в ЗП между руководящим составом и рабочими не такая большая, как в России, и «синие воротнички», действительно, получают достойное вознаграждение за свой труд.

Хотел ещё снять, как навешивают колеса, но в этот промежуток времени конвейер привстал, и операция с установкой больших круглых деталей не производилась. Зато некоторые экскурсанты успели немного пообщаться с опытным рабочим.

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.-32

На этом наше время в этом корпусе подошло к концу, и нас повели к следующей цели Механическому цеху № 5, где производится обработка деталей.

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.-33

Это огромный цех, поражающий воображение не только своими размерами, но и огромным количеством современных станков с ЧПУ, это я так по-русски обозвал. Посмотрите на первой фотографии, как далеко тянется основной проезд цеха, от которого под углом в 90 градусов идут ряды со станками. Более детально их можно увидеть на следующих снимках.

Именно на этом оборудовании такие вот заготовки:

… превращаются в сверкающие детали: валы, шестерни и т.п.:

Обратил внимание, что за станками работают не только мужчины, была и представительница прекрасного пола.

В заключение экскурсии, возвращаясь к проходным, мы прошли мимо площадки готовой продукции. Как видите, основная масса стоящих там машин, а их производится порядка 40 тысяч в год, это всё же синенькие МТЗ-82 разных модификаций. Говорят, что все машины делаются под конкретные заказы.

Кстати, когда сотрудницы музея узнали, что я из города-героя Волгоград, то сказали, что я такой первый, по крайней мере признался. И я удостоился чести быть обладателем фирменного значка эмблемы завода.

Производственная экскурсия на завод-производитель колесных тракторов Беларус в 2023 году.-38

Такой можно приобрести и в заводском интернет-магазине, про который я уже упоминал. Как и три коллекционные модели тракторов, хоть и дорогие, но весьма достойные для фанатов, собирающих эксклюзивные экземпляры. А посмотреть такую продукцию можно здесь:

https://мтз.бел/catalog/suvenirnaya-produkciya

Подведем итог. Посещение завода меня действительно впечатлило. Обозреть работу на конвейере и увидеть людей, творящих чудо с железками, дорогого стоит. Именно такие встречи дают позитив и желание познавать. Может нацелиться в следующий раз на МАЗ?

В любом случае вам, уважаемые читатели, рекомендую обратить внимание на такую сторону туризма и не стесняться пользоваться этими возможностями!

Ещё интересные материалы о Беларуси на нашем канале:

P.S. Друзья, на своем канале я публикую материалы на разные темы. На те, которые мне интересны, и я не хочу зацикливаться на чём-то одном. Если вас они тоже увлекают – подписывайтесь на канал, и будете получать новые статьи первыми. Поройтесь на ресурсе под моей фамилией, найдете там ещё много чего. Буду благодарен за положительную оценку в виде нажатого большого пальца кверху.